255 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Действующие лица:

  • Ведущий 1
  • Ведущий 2
  • Чтец 1
  • Чтец 2

Оформление:

  • Книжная выставка "Светлый гений"
  • Портреты Моцарта разных художников
  • Высказывания известных людей о Моцарте

Музыкальное сопровождение: Оперы: "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Дон Жуан".

Видео: К/ф "Амадей" М.Формана.

Сценарий мероприятия

Ведущий 1: Чудная, божественная музыка! Это творение великого Моцарта. 27 января 2011 года ему исполнится 255 лет. И сегодня в нашей музыкальной гостиной мы будем говорить о Вольфганге Амадее Моцарте, великом австрийском композиторе - его жизни, творчестве, личности его и об его таинственной смерти в возрасте 36 лет. И ещё вы услышите музыку Моцарта, увидите фрагменты лучших опер Моцарта и посмотрите фрагменты художественного фильма о композиторе.

Ведущий 2: Более 200 лет назад по всей Европе распространилась молва об удивительном 5-летнем музыканте Вольфганге Моцарте из австрийского города Зальцбурга. Рассказы о том, что он с необыкновенным мастерством играет на скрипке, клавесине, органе передавали из уст в уста. Поразительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал не только любителей музыки, но и известных композиторов. "Этот мальчик затмит всех", - признавали многие из них. Оригинальные, неповторимые, пленительные мелодии он создавал почти мгновенно.

Фрагмент из к/ф "Амадей" ("Чудо-ребенок").

Чтец 1: Этот "чудо-ребенок", как называли Моцарта, "этот маленький волшебник", родился 27 января 1756 года в бедной семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Лэопольда Моцарта. Отец Моцарта был образованным серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе. Руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был прекрасным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним занимать. С этого и начинается чудесное детство Моцарта.

Чтец 2: Моцарт был, что называется, вундеркиндом. О его жизни написано множество книг.

Ведущий 1: До трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с чрезвычайно нежной и впечатлительной душой. Все свои игры он постоянно сопровождал музыкой. У него была сестра Анна, которая тоже рано обнаружила музыкальные способности и, когда ей минуло 7 лет, отец начал ее учить игре на клавесине. Первый урок, на котором присутствовал трехлетний Моцарт, совершенно его переродил. С этих пор он забыл свои прежние игры и всецело погрузился в мир музыки. По целым часам стоял он у клавесина и пытался найти красивые созвучия, а когда находил, хлопал в ладоши от радости. Отец показал ему маленький менуэт, и так как Вольфганг безошибочно его повторил, то отец решился начать с ним занятия музыкой. С первого же урока он, как опытный педагог, понял, что перед ним гений. Будучи человеком, глубоко религиозным, он взглянул на необыкновенный талант ребенка как на ниспосланное свыше чудо и приступил к его воспитанию с любовью и благоговением, как к святому делу.

Фрагмент из к/ф "Амадей".

Ведущий 2: Но для Моцарта все это было крайне утомительно, тем более, что концерты в то время длились по 4-5 часов. Несмотря на это, отец заставлял его продолжать образование. Он познакомил его с лучшими произведениями композиторов того времени, водил на концерты в оперу, занимался композицией.

Отец решил везти Вольфганга в Италию, эту колыбель культуры.

Там Вольфганга избрали в члены Болонской Академии. Чтобы получить это почетное звание, ему нужно было решить сложную музыкальную задачу. То, над чем другие долго трудились. Моцарту было так же легко, "как съесть кусок хлеба". Его заперли в отдельную комнату, но через полчаса он стал стучать в дверь, думая, что мальчик шалит, не хотели отворить дверь, но он продолжал стучать, и его пришлось выпустить: оказалось, что Вольфганг выполнил свою задачу.

Ведущий 1: В Рим 14-летний В. Моцарт приехал с отцом в канун Пасхи - 11 апреля 1770 г. Люди постились. Театры были закрыты, развлечения запрещены.

Чтец 1 (отец): Я повел сына в собор святого Петра, где во время страстной недели исполнялось Miserere, что в переводе означает "Смилуйся!". Богослужение шло в Сикстинской капелле, расписанной великим Микеланджело. Этот псалом запрещалось продавать и переписывать под страхом отлучения. Нельзя было даже ноты выносить из собора.

Такую бесподобную музыку должны были слышать все. Возвратившись в гостиницу, он взял нотную бумагу и по памяти записал все девять голосов. И вместо отлучения папа пожаловал ему орден "Золотая шпора", который в Италии приравнивался к дворянству. Успехи Моцарта превзошли все мои ожидания.

Но приходилось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Забава надоела, увлечение прошло. Моцарт был скоро забыт. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Ведущий 2: Родной город встретил их неприветливо. Старый князь умер. Новый оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте он сразу почувствовал независимость характера и старался больно обидеть юношу. Он относился к нему, как к слуге. Моцарт не мог смириться. Продолжаться так больше не могло.

Ведущий 1: Моцарт подал прошение об отставке. Ему отказали. Он настаивал и вновь подал прошение, тогда по приказу графа его пинком столкнули с лестницы. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения.

Ведущий 1: В 1871 г. Моцарт к большому неудовольствию отца переехал в Вену, где находился лучший национальный театр.

Чтец 2 (Моцарт): Свобода досталась мне дорогой ценой. В поисках заработка мне приходится бегать по урокам, писать по заказу любую музыку - даже мелодии для часов. Нужда не покидает меня. Но все свое богатство я ношу у себя в голове, и отнять его можно только, сняв голову с плеч.

Ведущий 2: В Вене Моцарт работал как одержимый. Здесь он написал лучшие свои творения - "Похищение из Сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все", "Волшебная флейта". Также им были написаны три симфонии, фортепианные концерты и сонаты, квартеты, квинтеты, хоровые произведения. В них он осуществил реформаторские идеи, которые позволили ему стать родоначальником классической австрийской оперы.

В венских придворных театрах того времени были в моде итальянские композиторы. В Вене враждебно относились к немецкой музыке, а Моцарт стремился ее возвысить. Его противники сделали все, чтобы Моцарт за 10 лет жизни в Вене не получил достойной его таланта работы. Весной и летом 1785 года у Моцарта было много работы, и он совсем не писал отцу. Наконец, Леопольду стала известна причина молчания сына: женитьба сына на Констации Вебер, на которую старый Леопольд не давал согласия. Он решает приехать к сыну в Вену.

Ведущий 1: В это время Моцарт работает над оперой "Свадьба Фигаро". Основой для нее послужила пьеса Бомарше, пользовавшаяся огромной популярностью в Париже и запрещенная императором. Эта пьеса очень нравилась Моцарту. Не зря Пушкин в своей трагедии "Моцарт и Сальери" пишет:

Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Раскупори шампанского бутылку
Иль перечти "Женитьбу Фигаро.

Речь в ней шла о бедном писателе, по имени Фигаро, который, чтобы заработать себе на жизнь, стал цирюльником и слугой испанского дворянина.

Слушание увертюры к опере "Свадьба Фигаро".

Ведущий 1: Моцарт работал над "Фигаро" с невероятной скоростью. Наконец, работа завершилась, но премьеру несколько раз переносили; его недоброжелатели, возглавляемые Сальери, решили добиться провала оперы. Все же опера была поставлена и принята зрителями с триумфом.

"Свадьба Фигаро" - это любимая опера Моцарта. В Фигаро, человеке из народа, он видел себя самого, а графе Альмавива - столь ненавистного ему графа Колоредо. Сюжет ее хорошо известен по пьесе Бомарше, поэтому хочется подробнее остановиться на музыке.

Сейчас мы послушаем арию Фигаро.

Просмотр фрагмента фильма (оперы "Свадьба Фигаро").

Ведущий 2: Вскоре Моцарт получает известие о смерти отца. И возникает новая опера, самая мрачная и самая трагичная из всех, созданных им доселе. Это опера "Дон Жуан". Образ Дон Жуана - вечный образ в литературе, музыке и искусстве. Мы знаем "Дон Жуана" Пушкина, Байрона, Мольера, Гофмана... Этот список можно продолжить...

Впервые эта опера была поставлена в Праге. Пражцы встречали ее восторженно. Моцарт писал:

Чтец 2 (Моцарт): 29 октября состоялась премьера моей оперы "Дон Жуан", и встречена она была самыми бурными аплодисментами. Я собираюсь уезжать отсюда 12-го или 13-го... Может быть, в конце концов, опера будет исполнена в Вене. Надеюсь на это.

Ведущий 1: Приехав в Вену, Моцарт наконец получает место придворного композитора с мизерным жалованьем, окупавшим только расходы на квартиру. Только грустно было, что умер старый Леопольд, так и не дожив до этого дня.

Назначение Моцарта на новую должность при дворе не принесло значительных изменений: средств на жизнь не хватало, дети умирали один за другим, но, несмотря на это, Моцарт продолжал писать. Практически невозможно догадаться о его тревожном состоянии, заботах, несчастьях, невзгодах, пережитых им в процессе создания. Страсть к творчеству всегда заставляла его забывать о внешнем мире. Сам он страдал головными болями, бессонницей. Все больше Моцарт думал о смерти.

Чтец 1: Но несмотря на это, Моцарт создает в это время свою самую веселую оперу "Волшебная флейта". Либретто написал давний друг М. Шиканедер на немецком языке. Это новаторское произведение Моцарта - комическая опера.

Слушание фрагмента из оперы "Волшебная флейта".

Ведущий 2: Премьера "Волшебной флейты" состоялась 30 сентября и имела ошеломляющий успех. Моцарт сам дирижировал оркестром. Это было его последнее выступление.

Просмотр фрагмента из к/ф "Амадей" ("Смерть").

Ведущий 1: Похоронили Моцарта в общей могиле. Могильщики привычными движениями уложили гроб с телом молодого композитора в общую могилу, запомнив предварительно его положение - первый слева в верхнем ряду, - и стали засыпать яму комьями мерзлой земли. Под декабрьским пронизывающим ветром и снегом пополам с дождем в погребальной процессии от венского собора до кладбища шли лишь несколько коллег покойного. Среди них был немолодой, одетый в черное, господин со строгим лицом и надменно поджатыми губами. Этим господином был Антонио Сальери, тот самый, который, как мы все знаем со школьной скамьи, и погубил великого австрийского композитора, подсыпав ему яду в бокал с вином. Драма зависти, посредственность, которая не может вынести присутствия рядом с собой истинного гения, - эта история вошла в литературный канон, а имя итальянского композитора стало олицетворением серой, злой бездарности благодаря пушкинских "Моцарта и Сальери".

Именно Сальери считали тем зловещим "черным человеком", который заказал Моцарту Реквием - заупокойную мессу.

Слушание фрагмента Реквиема "Лакримоза".

Ведущий 2: Однако существовал и реальный композитор Антонио Сальери, произведения которого до сих пор можно услышать; в концертных залах или купить музыкальные компакт-диски. Насколько пушкинский герой соответствовал своему прототипу и повинен ли реальный Сальери в преступлении, совершенном его литературным "двойником".

Чтец 2: Хорошо известно, что сам Моцарт был убежден в том, что его отравили. После его похорон по Вене поползли слухи об его насильственной смерти. Имя Сальери еще не упоминалось. И вдруг грянул гром. Антонио Сальери признался в том, что именно он отравил Моцарта, пытался покончить с собой, перерезав себе горло. Сальери остался жив, но сообщение об этом молниеносно распространилось самых широких кругах. Подозрение превратилось в уверенность, основанную на признании самого Сальери. Долгое время биографы использовали только эту версию. В книге "В.А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть. Так был ли он убит?". Три германских врача Дальхов, Дуда и Кернер проводят исследование о тайне гибели Моцарта. Они считают, что причиной его смерти было отравление ртутью и что убийцей был не кто иной, как завистник Сальери. Эта книга представляется как спор 3-х врачей о причине смерти пациента, которого они никогда не видели и тела которого после смерти никто никогда не осмотрел, т.к. оно исчезло.

Чтец 1: 200 с лишним лет, прошедших со дня гибели Моцарта, принесли немало искажений его облика как человека, мыслителя и "бога музыки". В 1953 г. вышла книга известного музыковеда Игоря Бэлзы "Моцарт и Сальери. Трагедия Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова". Автор сообщает, что в венских архивах была обнаружена запись исповеди Сальери, признавшегося в том, что он отравил Моцарта и при каких обстоятельствах он подсыпал ему медленнодействующий яд.

Эта легенда привлекала внимание не только врачей и исследователей, но и писателей, поэтов, драматургов и даже кинорежиссеров.

Так известный у нас в стране американский писатель Дэвид Вейс написал 2 книги о Моцарте - роман "Возвышенное и земное" и роман "Убийство Моцарта". Заголовок точно определяет точку зрения автора.

Легенда о смерти Моцарта, история таланта, безоружного перед агрессивной посредственностью, была особенно близка Пушкину, который увидел в ней отражение собственной судьбы. Автор "Маленьких трагедий" оказался провидцем собственной участи: не предугадал ли Пушкин, повествуя о смерти Моцарта, свою собственную гибель на Черной речке?

Та же версия легла в основу пьесы Петера Шаффера "Амадей" и поставленного на ее основе фильма американского режиссера Милоша Формана.

Чтец 1: Однако существует и другая точка зрения. Спустя 205 лет после преступления итальянский композитор Антонио Сальери был оправдан судом по делу об убийстве Моцарта за отсутствием состава преступления. Об этом мы узнаем из журнала "Человек и закон" № 8,1997. У Сальери, свидетельствуют историки музыки, не было причин завидовать Моцарту: при жизни он был не менее известен и знаменит в Европе, чем его молодой коллега. Доводом является также и то, что если бы Сальери был патологическим завистником, то мир недосчитался бы еще нескольких талантов, ведь учениками Сальери были великий Бетховен, Шуберт. Лист. А в книге итальянского музыковеда Пьеро Бускароли "Смерть Моцарта", мы видим совсем другого Моцарта, легкомысленного, беспечного, самонадеянного, который порхал по миру как бабочка, и в конце концов сжег крылья, опалившись на огне жизни.

Ведущий 1: Как видим, фантазии исследователей неистощимы. Но за давностью времени и отсутствием прямых доказательств эта тайна так и остается нераскрытой.

Но бесспорно одно: "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь". Пушкин выразил любовь к Моцарту многих великих людей, которых восхищал светлый гений Моцарта. Всю жизнь Моцарт был великим тружеником. За свою короткую жизнь он создал более 600 произведений, из них - 21 для музыкального театра.

Римский-Корсаков создал вслед за Пушкиным оперу "Моцарт и Сальери", Чайковский - симфоническую сюиту "Моцартиана". Ему же принадлежит русский текст оперы "Свадьба Фигаро". На Западе Моцартом восхищались Бетховен и Россини, Вагнер и Шопен, Стендаль и Бернард Шоу. Имя Эрнста Теодора Амадея Гофмана с одинаковым правом занимает почетное место на страницах как литературных, так и музыкальных справочных изданий. Великий немецкий писатель-романтик написал такие известные произведения, как "Крошка Цахес". "Щелкунчик", "Дон Жуан". Также он написал оперу "Ундина", писал симфонии, хоры. И на страницах его литературных произведений значительное место принадлежит музыке. Его небольшая новелла "Дон Жуан" посвящена Моцарту, которого он обожал и даже присвоил себе его имя - Амадей. Французский писатель Ромен Роллан, который тоже был страстным поклонником музыки и сам являлся выдающимся пианистом, в образе своего любимого героя композитора Жан Кристофа из одноименного романа вывел Моцарта в его детские годы. Но поистине нерукотворный памятник великому композитору воздвиг великий Пушкин в "Моцарте и Сальери":

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Вечный, солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт.

Слушание фрагмента симфонии №40.

Пение песни со всеми присутствующими " Спи, моя радость, усни!" (Слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта).

Ведущий 2: На этом мы завершаем! Благодарим Вас за внимание! До новых встреч!

Литература:

  1. Фрид Г. Сыновья гармонии: Эйнштейн и Моцарт. -1992. №4. -с. 15-16.
  2. В.А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть. Так был ли он убит? - М., изд. "Музыка", 1991.
  3. В.А. Моцарт. Сто великих композиторов (Сост. Д.А.Семин. - М., 2000.- с. 99-109.
  4. Моцарт: Музыка, Величайшие творения человечества: Энциклопедия. - М., 2001. - с. 283-290.