Методика организации и проведения урока мужества

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет;
  • активизация творческих способностей и познавательной деятельности;
  • воспитание культуры общения.

Задачи урока:

  • Изучить военную песенную тематику;
  • Подготовиться к исполнению песен военных лет;
  • Наглядно продемонстрировать лучшие плакаты, презентации и сочинения, подготовленные учащимися по данной теме;
  • Организовать непринуждённый диалог между учащимися и приглашёнными ветеранами;
  • Провести отбор литературного материала, отработать приёмы выразительного чтения художественных текстов;
  • Оформить выставку фотографий военных лет.

Форма проведения: тематический комбинированный классный час с элементами драматического и литературно-музыкального представления, посвящённого юбилею Великой Победы.

Методы реализации:

  • убеждение /воздействовать на знание школьника для разъяснения фактов из истории Великой Отечественной войны, формирования целостного мировоззрения/;
  • пример из жизни ветерана, героев произведений искусства и литературы /воздействие на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом/

Эпиграф к уроку:

Этот день Победы порохом пропах.
Это радость со слезами на глазах.

Сегодня отнюдь не случайно большое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию. В зарубежных СМИ зачастую преподносится искажённая информация об истинных героях Великой Отечественной войны, победивших страшное зло, имя которому фашизм. Ложная идеология не способствует формированию у современной молодёжи чувства любви к родине. Поэтому уроки мужества в современных школах - это путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.

Такие уроки невозможно проводить формально, они должны быть прочувствованы сердцем каждого участника. В течение всего учебного года ребята готовились к встрече 9 мая. Встречались с ветеранами войны, трудового фронта, малолетними узниками, брали у них интервью, а затем писали рассказы, эссе, стихи, рисовали плакаты, организовывали фотовыставки, делали презентации, читали художественную литературу, смотрели кинофильмы о том времени, разучивали песни фронтовых лет, изучали их исторические судьбы, принимали самое активное участие в написании Книги Памяти Волжского района города Саратова.

На уроке мы постараемся перекинуть мостик в сороковые - грозовые, мысленно заглянуть в глаза детей войны, юного разведчика, солдатских матерей, жён и невест. Попробуем понять чувства ветеранов, до сих пор испытывающих вину перед павшими, навсегда оставшимися на полях сражений.

На уроке ребята примерят на себя образы раненых солдат, подержат в руках настоящее фронтовое треугольное письмо и, конечно же, прочтут стихи К.Симонова "Жди меня". И ещё увидят сквозь призму десятилетий жизнь своих ровесников из Хвалынского детского дома №3. И обязательно каждый участник урока мужества сделает для себя главный вывод из народной трагедии. Это не должно повториться никогда. Но и забывать о самой жестокой войне мы тоже не имеем морального права. Пока жива Россия, главным праздником её всегда будет День Победы.

На экране - кинофрагменты военной хроники и монумент Славы "Журавли", на этом фоне исполняется учащимися класса песня "Журавли" и танец.

Чтец:

Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Учитель:

Добрый день! Добрый предпраздничный день, уважаемые ребята, гости! Сегодня мы встречаемся в преддверии самого главного праздника России - Дня Победы, победы над страшным злом, имя которому фашизм. Урок мужества - это путь к постижению исторической правды, простоты, добра. У нас на уроке присутствуют ветераны Великой Отечественной войны и труда.

/представление гостей - ветеранов/

Ребята, на уроке мы с вами мысленно перенесёмся в грозовые - сороковые годы и попытаемся понять, какой ценой досталась Великая Победа нашему народу. Год 1941-ый:

Чтец:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Учитель:

Война принесла много горя и страданий нашему народу. Десятки миллионов ни в чём не повинных, загубленных душ, тысячи разрушенных городов, сожжённых деревень. Какое чувство могло родиться в душе советского солдата, видевшего все бесчинства, творимые на его родной земле фашистами. Конечно, это чувство лютой ненависти к врагу.

Чтец:

Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожжённых сёл, казнённых городов
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов,
Запоминал под деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И вороньё кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий, извивающийся знак.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
Россия, мать!
Свет мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя!

Звучит песня "А на войне, как на войне" в исполнении группы "Любэ"

Чтец:

Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, чётко разделив время на "довоенное" и "военное", разделив всех на "фронт" и "тыл"

Учитель:

Что может быть страшнее фашистской оккупации? Но и в тылу врага люди не сидели сложа руки, не дожидались, когда их освободит Советская армия. Они уходили в глубокое подполье, становились партизанами, совершали настоящие подвиги, помогали фронту быстрее разбить врага.

Чтец:

Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестрёнке ломали руки.
А он всё твердил упрямое "Нет!" -
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мёртвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперёд
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь - такой народ
Нельзя заковать в цепи.

Чтец:

Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: "Всё для фронта, всё для Победы!", самоотверженно перенося все невзгоды, терпел, любил, верил и ждал!

Сценка. В Хвалынском детском доме № 3 - театрализованная миниатюра

Чтец:

На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!

Чтец:

А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Чтец:

Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Сценка. Письмо из госпиталя.- Театрализованная миниатюра

Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны

Чтец:

У эшелона обнимемся,
Искренняя и родная,
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощание:
"Милая, я вернусь!"

Учитель:

К сожалению, вернулись не все. Но и на войне случались чудеса. И тогда воскресали из мёртвых живые.

Чтец:

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Чтец - девушка:

Это будет, я знаю
Не скоро, быть может,
Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу.
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: "Здравствуй",
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.
Это будет не скоро, но ты - придёшь!  

Чтец:

Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Её терпеливые руки Огнём
И трудом крещены.
В те годы пришлось ей не сладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она - и солдатка,
А также солдатская мать.
Но победы она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа, за старшего сына,
За младших своих сыновей.

Учитель:

Забыть войну ветераны уже не смогут никогда. По сей день в их душе живёт щемящая боль, непонятное для нас чувство вины перед павшими, навсегда оставшимися на полях сражений:

Чтец. Ю.Визбор "Рассказ ветерана"

На фоне песни "Москвичи" Е.Винокурова

Чтец:

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилев,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она - сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённым,
Где последний догорает бой, кличет,
Называя поимённо сыновей,
Что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она..
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна.

Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны

Чтец:

Так вот ты какая!
А мы-то представить тебя не могли.
Дождём, как слезами, омыто
Победное утро земли.
Победа идёт по дороге
В сиянии майского дня,
И люди на каждом пороге
Встречают её, как родня.
А весна! Такой и не бывало!
Страшно за такую красоту.
Сколько горьких лет не баловала
Ландышами, вишнями в цвету.

Учитель:

Война была жестокой. Но не ожесточалось сердце солдата, не грубело, не черствело. Оно любило и страдало. "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне". Песни в военной шинели тоже сражались вместе с солдатами. Их пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. В песнях люди черпали душевные силы и оптимизм. Популярная песня "Синий платочек" в годы войны обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. И каждый сражался за свой "синий платочек", за возвращение того чудесного времени.

Исполняется песня "Синий платочек" и танец

Чтец:

Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить то яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живёт.
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда - я верю - не умрёт,
Ведь он бессмертной памятью согретый,
Всё меньше вас, участников войны,
Но вы в строю, солдаты-ветераны,
Всё так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков,
В боях добытая священная Победа,
Она в сердцах детей и стариков
И потому людской судьбой согрета.
Нет, не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла в сорок пятом.
Средь тысяч звёзд её всегда найду,
Победа для меня навеки свята.

Учитель:

К празднику 9 мая гимназисты начали готовиться ещё с начала первой четверти. Принимали участие в литературных, музыкальных конкурсах, рисовали плакаты, создавали презентации, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, были активными соавторами Книги Памяти Волжского района. Ребята написали благодарственное письмо, адресованное всем Ветеранам войны и тыла.

Чтец. /автор письма - ученик 7б класса

Дорогие Ветераны!

Дожившие до Победы и рассказавшие нам всю правду о самой кровопролитной войне в мире - Великой Отечественной!

Жители блокадного Ленинграда! Малолетние узники!

Участники трудового фронта!

Низкий Вам поклон от всех жителей России, не познавших горя и лишений военного времени, не видевших последствий артиллерийского налёта и разрывов авиационных бомб, не спасавшихся от смерти в бомбоубежищах, не испытавших многолетней зверской оккупации фашистов, голода, холода и постоянного страха потерять навсегда родных тебе людей.

Вы мужественно и честно выполнили свой долг перед командирами, семьёй, Родиной. Вы думали в первую очередь не о себе, а о нас, о своих потомках.

Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость, за возможность просыпаться каждое утро под щебетание птиц, за возможность радоваться жизни, мирному небу, аромату лесных ягод и шелесту осенних листьев, журчанию ручья и первому снегу, весеннему солнцу и летнему зною с освежающим дождём. Спасибо Вам за добытое ценой огромных потерь счастье жить в окружении тепла и заботы родителей, бабушек и дедушек, счастье любить и беречь свою Родину. Мы постараемся, став взрослыми, не предать Ваши идеалы, постараемся не забыть, какой ценой досталась нашему народу эта Великая Победа.

Уважаемые защитники Отечества! Уважаемые труженики тыла! Все, кто своим непосильным трудом приближал День Победы!

От всей души поздравляем Вас с приближающейся 65-ой годовщиной Великой Победы!

Сегодня самая главная, самая нужная льгота для Вас - это внимание, чуткость и ласка окружающих, живущих рядом с Вами. Так пусть же Вы никогда не испытаете чёрствости и равнодушия со стороны молодого поколения. Пусть хорошее настроение скрасит Ваши преклонные года. Пусть реже дают о себе знать старые раны.

Здоровья и семейного благополучия желают Вам ученики седьмых классов гимназии № 7 Волжского района города Саратова

Чтец:

Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну, -
В тылу иль на полях сражений,-
Принёс победную весну,-
Поклон и память поколений.

Вручение цветов ветеранам

Все участники исполняют песню "День Победы"

День победы, как он был от нас далёк.
Как в костре потухший таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли.
Этот день мы приближали как могли.

Припев:
Этот день победы порохом пропах.
Это праздник с сединою на висках.
Это радость со слезами на глазах
День победы, день победы, день победы!

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,
Этот день мы приближали как могли.

Припев.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.
Босиком бы пробежаться по росе.
Пол-Европы прошагали, пол-Земли,
Этот день мы приближали как могли.

Припев.