Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с работами известных фотохудожников и использованными в них средствами выразительности;
  • познакомить с видами освещения и правилами работы над созданием художественной фотографией;
  • научить выполнять съёмку на жанровые темы (пейзаж, и натюрморт), используя свет как изобразительный язык фотографии;
  • научить использовать в работах приёмы работы цветом и тоном как средством образно-эмоционального выражения;
  • развивать умения анализа содержания фотографического произведения, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании собственных фоторабот;
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к фотоискусству.

Оборудование: 2 постановки натюрморта, электроосветительная аппаратура (2 бытовых светильника), Презентация по изучаемой теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Посадка

II. Сообщение целей и задач урока

– Из материалов прошлых уроков вы знаете, что старшая сестра фотографии – живопись. Многие приёмы и средства фотография заимствовала у неё. Одним из таких приёмов стало выявление объёмов и фактуры предметов, игра света и тени.
– Внимательно рассмотрите живописные произведения (слайд 1) и ответьте на вопросы:

  • С помощью чего выявлен объем предметов? (С помощью света)
  • Одинаково ли положение источника освещения? (Нет)
  • Какие чувства хотели вызвать художники у зрителей? (Ответы детей)
  • С помощью какого средства выразительности художники передают настроение вВ своих работах? (С помощью цвета)

– Сегодня на уроке речь пойдёт о роли света в фотографии, видах освещения, значении цвета и монохромности в фотографиях. Используя полученные знания, вы начнёте учиться делать фотоснимки в жанре пейзажа и натюрморта на примере работ известных фотохудожников.

III. Формирование новых знаний

– Как вы уже сказали, выявлять объём, фактуру предметов помогает свет. А какие
источники света вы знаете? (Естественные и искусственные).

а) Знакомство с видами естественного освещения (слайд 2).

– А какое освещение может быть в пейзаже? (Естественное)

Объяснение учителя. В ясный день солнце можно сравнить с прожектором. Участки, куда солнце не проникает, остаются в тени. А те, куда солнце попадает беспрепятственно, очень сильно отражают свет, бликуют, слепят глаза. Такое освещение называется светотеневым (слайд 3). Но вот на солнце набежало облачко. Контраст снизился, облако – рассеиватель света – выровняло освещённость в тенях и свете. Свет стал приглушённым, а тени, наоборот, высветились. Такое смягчённое спокойное освещение называют светотональным (слайд 4). Но освещение может стать совсем слабым, солнце здесь скрыто за толстым слоем облаков. Освещённость при этом снижается, а контраст становится минимальным. Это освещение называется малоконтрастным (слайд 5).
Характер освещения в пейзаже зависит и от положения солнца относительно фотографа.
Если солнце находится над его головой и освещает предметы прямо « в лоб», то оно называется фронтальным. Такое изображение – плоское, детали в нём выявляются слабо (слайд 6). Боковое освещение на фотографии получается, когда солнце светит сбоку. Появляются тени, которые становятся тем длиннее, чем ниже опускается солнце к горизонту (слайд 7
– Что происходит с контрастом? (Увеличивается).
– Что выявляется у предметов? (Объём, фактура, форма)
– Самое эффектное и выразительное освещение возникает тогда, когда солнце находится спереди от фотографа. Называется оно контровое или контражур (слайд 8).
– Что происходит с предметами на первом плане? (Чётко выявляется форма). Контровое освещение особенно благоприятно, если воздух наполнен дымкой или туманом. Воздушная среда помогает передать на снимке пространство, хорошо отделяет предметы и фигуры переднего плана от фона (слайд 9). Нередко природные (туман, дождь, дымка и др.) и световые эффекты становятся темой фотосъёмки. Фотографу всегда следует присматриваться к тому, как интересны такие эффекты, как необычен в них световой рисунок, ведь в фотографии успех дела во многом решает наблюдательность и умение оценить успех увиденного. Например, простой пейзаж, снятый в атмосферной дымке, отличается мягкостью тональных сочетаний, задушевностью и таинственностью (слайд 10).Здесь важно, чтобы выбранный эффект соответствовал содержанию снимка и был использован для раскрытия его содержания. Например, один из световых эффектов был использован фотохудожником Поляковой З.Ф. в работе «Вечерний полёт» (слайд 10).
Каковы ваши личные впечатления от этой фотоработы? О чём хотел рассказать нам автор? Почему выбрано такое название для его работы? Как построена её композиция? Какие средства выразительности использованы? К какому жанру фотографии принадлежит работа? (Ответы детей)
Нельзя забывать, что характер освещения сильно влияет на настроение снимка и его эмоционального восприятия. Снимая пейзажи, надо помнить об этих особенностях, и стремиться передать то настроение, которое остановило ваше внимание.

б) Знакомство с видами искусственного освещения (слайд 11).

– В отличие от естественного освещения в пейзаже, в искусственном освещении натюрморта роль солнца играет лампа. Направление её лучей и высота меняются в зависимости от фактуры предмета. Здесь фотографу очень важно выяснить, при каком направлении и высоте света фактура предмета будет выявлена наилучшим образом. Лучшим для передачи предметов с матовой поверхностью является передне – диагональное освещение (слайд 12). Оптимальная высота лампы здесь – 1-1,5 м от стола. Стеклянные, прозрачные предметы, лучше всего получаются при контровом (заднем) (слайд 13) и заднее – диагональном освещении (слайд 14).
Предметы, имеющие рельефную поверхность, лучше всего снимать в резко боковом освещении (слайд 15) при низком положении лампы, в так называемом «скользящем свете».
А вот предметы с глянцевой поверхностью лучше всего фотографировать при фронтальном освещении (слайд 16). При съёмке с лампой нужно помнить, что при освещении предмета одним источником, с другой стороны предмета образуются густые тени. На фотографии в этом месте образуются «провалы». Чтобы их смягчить, применяют отражатели. Самый простой из них – лист белой бумаги, расположенной напротив источника света. Смягчить тени можно и освещая предмет рассеянным светом, т. е. направленным не на сам предмет, а в потолок или стены (слайд 17).

– Начинающему фотохудожнику нужно помнить следующие правила работы (слайд 18):

  • Каждой фактуре – свой свет.
  • В тени фактура не видна.
  • Мягкий, рассеянный свет мало способствует выявлению фактуры.
  • Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещённость предмета.
  • Чем острее угол падения лучей света, тем более выявленной будет фактура предмета.
  • Подчёркнутое выявление фактуры может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.

– Грамотно выполненные снимки натюрморта радуют зрителя своей выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объёмной формы фактуры, чёткостью светового рисунка. А ещё снимки этого жанра часто становятся своеобразной картиной человеческой жизни, живут, отражённые жизнью людей.

в) Формулирование вывода о значении света в фотографии.

– Какую роль играет свет в фотографии? Что может передать фотограф при помощи света? (Ответы детей)

Вывод: Свет – изобразительный язык любой фотографии. Также как живописец работает красками, фотограф работает светом. С помощью света фотограф может передать объём и фактуру предметов, скрыть пространство или подчеркнуть его глубину, сконцентрировать внимание зрителя на чём-то важном, вызывая различные эмоциональные отклики.

г) Роль цвета в фотографии.

– Свет и цвет всегда были тесно взаимосвязаны друг с другом. Понятие « цвет» или «колорит» пришло в фотографию также из живописи, где этим термином обозначалась общая цветовая организация картины, взаимное соподчинение и связь всех цветов и их оттенков. Посмотрите на эти произведения живописи (слайд 19) и скажите:
– Каков колорит каждого произведения?
– Какова роль цвета в работах художников? (Цвет передаёт настроение, помогает ощутить резкость или мягкость воздуха, выделяет композиционный центр работы)

– В цветных фотографиях понятие цвета, в принципе, имеет тот же смысл, что и в живописи, хотя цветового решения фотограф добивается иными, чем художник, средствами. В частности, цвет предметов зависит и меняется от цветности освещающего его света (слайд 20). В ранние утренние и предвечерние часы естественное освещение содержит больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. С восходом солнца увеличивается не только интенсивность цвета, но и его температура; соответственно, происходят изменения в спектре, где начинают преобладать фиолетовые, синие и голубые цвета.

Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в искусстве фотографии несёт цветовое наполнение. Правильная расстановка цветовых акцентов, их сочетание, позволяет создавать отличные художественные фотографии. Цвета, находясь в гармоническом сочетании друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции: светом, пространством, движением. В фотографии цветовое построение изображения может быть получено путём выбора объекта, точки съёмки, и использования необходимого спектра освещения. Цветовая композиция также строится с учётом световых пятен и расположению цвета по полю изображения. Большие художественные возможности даёт использование светофильтров (слайд 21), которые не только корректируют передачу цветов, но и позволяют влиять на цветопередачу в художественных целях.

Цвет также обладает силой вызывать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, скажите, что вы чувствуете, глядя на фотографию, где преобладает синий цвет? Красный? Жёлтый? (Ответы детей) (слайд 22). Значит, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.

– Таким образом, свет и цвет помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя, правильная работа со светом и цветом позволяет создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие внимание. Начинающему фотографу всегда следует помнить следующие правила (слайд 23):

1. Снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно показать то, что замыслено.
2. Максимально эффективно использовать символику цвета.
3. Использовать контраст цветовой для контраста смыслового.

д) Графическое искусство чёрно-белой фотографии.

– Как вы думаете, почему наряду с цветными фотографиями фотографы делают много чёрно-белых снимков? (Ответы детей)
– Дело в том, что монохромное фото глубже раскрывает суть вещей, концентрируя внимание на самом важном и интересном. Чёрно-белые фотографии выявляют линии и формы, акцент делается на линии, структуре, светотени, ритмике. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность, выявляет личный взгляд фотографа и определённый эмоциональный посыл. Цветные фотографии не всегда могут передать всю гамму чувств и душу снятых объектов. Рассмотрите работы фотохудожников (слайд 24). На чём (ком) акцентируется внимание? О чём рассказывают нам эти работы? (Ответы детей). Отсутствие цвета здесь компенсируется тональностью и контрастностью, умение грамотно концентрировать своё внимание к экспозиции.

В настоящее время можно получить чёрно-белый снимок несколькими способами: перевести фотокамеру в режим чёрно-белой фотографии или использовать программу графического редактора в компьютере. Одно из основополагающих условий качественной Чёрно-белой съёмки – правильная работа с экспозицией. Интенсивность цвета и контраст представляют собой две наиболее важные вещи, которые способен заметить человеческий взгляд при взгляде на чёрно-белый снимок. Выбирая объект, фотограф должен заранее понимать и видеть, каким будет снимок. Необходимо отбрасывать все цветовые наполнения, а внимание уделять главному 6 фактуре, тональности и контрастности снятых объектов.

И, наконец, самые важные правила работы фотохудожника (слайд 25):

1. Важнейший авторский и художественный компонент в фотографии – выбор.
2. Самая главная задача фотохудожника – так увидеть и зафиксировать увиденное, чтобы оно вызывало у зрителя личные и художественно – поэтические ассоциации.
3. Чем проще – тем лучше.

IV. Закрепление полученных знаний

– С сегодняшнего урока и на протяжении четверти вы будете работать над творческим проектом « Мой фотоальбом». В него войдут снимки, выполненные как на уроке, так и во внеурочное время. На последнем уроке четверти состоится презентация и обсуждение ваших творческих проектов.

1. Постановка практического задания:

– Сейчас, используя полученные вами знания, вам будет нужно выполнить:

1) фотосъёмку поставленного натюрморта (с различных точек, в различных ракурсах и планах, с различными постановками света).

Задания для съёмки:

– концентрация внимания на одном из предметов, его фактуре;
– показ пространства натюрморта;
– показ глубины натюрморта.

2) фотосъёмка пейзажа

Задания для съёмки:

– съёмка через детали переднего плана;
– передача настроения;
– построение композиции;
– съёмка разными планами.

2. Практическая работа

V. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы:

– Почему свет является изобразительным языком фотографии?
– Какие виды освещения вы запомнили?
– Какие правила работы цветом должен соблюдать фотограф?
– Почему до сих пор делают чёрно-белые снимки?
– Какие работы фотохудожников вам запомнились и почему?

2. Домашнее задание: выполнить фотопейзажи в разное время суток, используя различные виды освещения.

Список использованной литературы:

  1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. Фотобукварь – М.: 1993.
  2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии .2-е издание. – М.: OAEA.
  3. Земля, на которой мы живём – «Манифест», Омск: 2006
  4. http://www.fotokomok.ru/svet-cvet-v-fotoqrafii/.
  5. http://www.fotokomok.ru/cherno-belaya-fotoqrafia/.
  6. http://www.foto.potrebitel.ru/data/4/22/p134color.shtml.