Урок мужества, посвященный 65-летию Победы над фашистской Германией

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • формирование у учащихся:
  • чувства долга перед Отечеством;
  • гордость за своих близких и родных;
  • благодарность и память тем, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения.

Задачи:

  • Рассказать о роли детей в годы войны
  • Привлечение к общечеловеческим ценностям
  • Формирование у детей целеустремленности и активности, ответственности, честности и сознательной дисциплинированности.

Оформление кабинета:

  • на передней стене плакат с датой “1941–1945”;
  • на доске плакат о ВОВ;
  • выставка книг о войне;
  • сочинения учащихся о войне;
  • школьная газета с материалами о войне;
  • выставка рисунков о войне;
  • мультимедийная презентация.
  • подарки для выступающих, грамоты и призы для участников

Оборудование:

  • компьютер с м/м проектором;
  • фотоаппарат;
  • стойки для книг.

Эпиграф:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди никогда
Об этом не забудем!
        (А. Твардовский)

Ход мероприятия

Ведущий 1: Прошло 65 лет с момента бесславного нападения фашистской Германии на советскую страну. Зарубцевались раны земли, появились новые города, выросли поколения людей, которым война известна только по кинофильмам и кадрам хроники, а мы каждый год плачем, вспоминая тех, кто отдал свою жизнь за Победу. Наш урок мужества мы посвящаем тем , кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

Ученик:

        Помните!
Через века, через года –
        Помните!
О тех, кто уже не придет никогда –
        Помните!
Памяти павших будьте достойны!
        Вечно достойны!
Люди! Покуда сердце стучит,
        Помните!
Какою ценой завоевано счастье-
        Пожалуйста, Помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
        Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
        Чтобы тоже помнили!
        Помните!
Через века, через года –
        Помните!
О тех, кто уже не придет никогда-
        Помните!
Памяти павших будьте достойны!

(Звучит I куплет песни “Священная война”.)

Ведущий 2: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Это была смертоносная лавина, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн. человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков, изрыгающих огонь и свинец – всё это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые были так молоды.

Ученик 1:

Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И радовался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Ученик 2:

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45, в мае.

Ведущий 1: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: “Нам недостаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица Земли эту страну и уничтожить ее народ.

Ученик 3: Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом.

Ведущий 2: Ребята, скажите, как вы думаете, а кто остался дома? тарики, дети, женщины.) Да, правильно! Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим эти фотографии.

(На фотографии изображен мальчик небольшого роста, стоящий на двух ящиках у станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.)

Ведущий 1: Мы прослушали много рассказов о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны: Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова и др.

Валя Котик Марат Казей Зина Портнова

Ведущий 2:

Поверьте, это совсем не просто –
Жить так, чтоб гордилась тобой страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война.

Ведущий 1: В памяти народа навечно остались 29 трагических дней не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшего миру непревзойденные образцы крепости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге. В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревушка Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные карателями в сарай старики, дети.

Стихотворение “Варварство” М. Джамиля.

Они с детьми согнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли – кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных.

Мутный дождь гудел в листве рощ
И на полях одетой мглою,
И тучки опускались над землею
Друг друга с бешенством гоня,

Нет, этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда во веки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами
Сквозь тучу вышла на поля
Последний раз детей поцеловала

В последний раз...
Ребенок, мальчуган больной
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины.

Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка.
Все понял, понял все малютка.
“Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать!”
Он плакал и, как лист,
сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо.
– Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь!

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач и голос его тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
“Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно!”

И он закрыл глаза, и заалела кровь,
По шее красной лентой извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Ведущий 2: Мы должны помнить о страшной цене, заплаченной за победу, о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были ваши ровесники или ровесники ваших родителей. Погибали отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах. Как они жили, воевали.

Слово участнице тыла.

Ведущий 1:

Женщины шли, на плечах лопаты –
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на людей с плаката,
Седая, с непокрытой головой.

Инсценировка из произведения “А зори здесь тихие”.

Ведущий 2: На войне всем тяжело: солдатам и генералам, артиллеристам и летчикам, пехотинцам и саперам. Тяжело, но ведь все они были мужчинами. Что же приходилось испытывать попавшим на фронт девушкам? Об этом рассказывает лирическая-повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие".

Чтец 1: А началось все в аккурат так. На 171-й разъезд прибыла рота зенитчиц.

(На сцене появляются шесть девушек в военной форме, затем выходит Старшина Басков. Старшина Басков, увидев их, оторопел.)

Старшина Васков: Т-а-а-а-к. Кто такие?

Сержант Кирьянова: Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова. 1-е и 2-е отделения третьего взвода 5-й роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта.

Старшина Васков: Т-а-а-к! Из расположения без моего слова ни ногой!

Рита Осянина: Даже за ягодами?

Старшина Васков: Ягод еще нет.

Сержант Кирьянова: А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем.

Старшина Васков: Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его. И прежде всего, конечно, –дисциплина!

Сержант Кирьянова: Есть, товарищ старшина! (Поворачиваясь к строю.) Люба, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая.

Старшина Васков: Отставить! Разве это команда? Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это – насмешка полная.

Сержант Кирьянова: А у нас разрешение, товарищ старшина! От командующего. Лично!

Чтец 2: Вот так и началась их служба. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки.
Шла война, раскладывая на континентах гигантский пасьянс из человеческих жизней, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно.

Чтец 1: А зори здесь были тихими-тихими... И однажды на такой вот тихой зорьке, возвращаясь тайно от своего сыночка, что жил неподалеку в городке вместе с Ритиной матерью, увидела Рита Осянина человека в пятнистой плащ-палатке с немецким шмайсером в правой руке. Побежала скорей доложить своему командиру.

Рита Осянина: Товарищ комендант! Товарищ старшина!

Старшина Васков: Что?

Рита Осянина: Немцы в лесу!

Старшина Васков: Так! (Прищуривается.) Откуда известно?

Рита Осянина: Сама видела. Двое с автоматом в маскировочных накидках с тючками. На дороге встретила.

Старшина Васков: Значит, на дороге? А что ты в лесу в 4 утра делала?

В разговор вмешивается Сержант Кирьянова.)

Сержант Кирьянова: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.

Старшина Васков: Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем. А немцев уничтожить надо. Осянина! Стройте людей!

Рита Осянина: Построены. Женя! Галя! Лиза!

Старшина Васков: Погодите, Осянина! Немцев идем ловить – не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Рита Осянина: Умеют.

Старшина Васков: Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Соня Гурвич: Я знаю.

Старшина Васков: Что – я? Что такое я? Докладывать надо.

Соня Гурвич: Боец Гурвич.

Старшина Васков: О-хо-хо! А как по-ихнему "руки вверх?"

Соня Гурвич: Хенде хох!

Старшина Васков: Точно! Ну, давай, Гурвич... (Обращаясь к остальным.) Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по 7 обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески. В порядок себя привести. На все – 40 минут. Осянина!

Рита Осянина: Я!

Старшина Васков: Тючки, говоришь, у немцев были?

Рита Осянина: Да, вероятно, тяжелые. Очень аккуратно упакованы.

Старшина Васков: Мыслю я, тол они несли. А если тол, то маршрут у них на железку. На Кировскую дорогу.

Рита Осянина: До Кировской дороги неблизко.

Старшина Васков: Зато – лесами. А леса здесь погибельные: армия спрятаться может.

Рита Осянина: Если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.

Старшина Васков: Кирьянова сообщит. (Обращаясь к группе девушек.) Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится. Если случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси Бог: в бегущего попасть из автомата – одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. В случае обнаружения противника или чего непонятного... кто по-звериному или, там, по-птичьему кричать можете? (Девчата хихикают.) Я серьезно спрашиваю! В лес сигнала голосом не подашь: у немц тоже уши есть.

Галя Четвертак: Я умею. По ослиному. И-а. и-а!

Старшина Васков: Ослы здесь не водятся. Будем по-утиному крякать. Сигналы напоминаю: 2 кряка – внимание, вижу противника, 3 кряка -все ко мне. (Прохаживаясь перед строем Идем на Вопь-озеро. Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать, пути короткого они не знают: значит мы раньше их там будем. До места идти верст 20 – к обеду придем. И подготовиться успеем, потому как немцам обходным порядком, да таясь, не мене полста отшагать надо. Все понятие товарищи бойцы?

Девушки: Понятно.

Старшина Васков: Головной дозор, шагом марш!

Чтец 2: И пошли они, пятеро девчат и старшина Васков, остановить немцев проклятых... В живых остался лишь старшина...

Лиза Бричкина: Первой погибла Лиза Бричкина – утонула в болоте, когда спешила за подмогой. Ос тупилась, сошла с твердой тропы, уже болотная топь не отпустила её. Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом

Соня Гурвич: А второй стала Соня Гурвич. Была она тихой и незаметной. И в зенитчицы-то она попала случайно: переводчиц – пруд пруди, а зенитчиц не хватало. А погибла от немецкого ножа, когда бросилась за кисетом, нечаянно забытым Васковым. Будь он трижды неладен, тот кисет. Бежала она без опаски по дважды уже пройденному пути, бежала и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной болью рванулось вдруг сердце... Нет. Успела И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож с первого удара.

Галя Четвертак: А Галя Чевертак и выстрелить ни разу не смогла. Стояло перед ее глазами серое, заострившееся лицо Сони, полузакрытые, мертвые глаза ее и затвердевши от крови гимнастерка. И ужас заполнял все ее существо, и шла она под гнетом того ужаса. Не знал старшина Федот Евграфыч Васков, что боец этот был убит, до немцев не дойдя, ни разу по ним не выстрелив. А пришлось встретиться, порхнула из кустов Галя, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Сунулась Галя с разлету лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Женя Комелькова: Женю Комелькову ранили вслепую сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо.

Рита Осянина: Рита Осянина знала, что рана ее смертельна, и умирать она будет долго и трудно. Сначала боли почти не было, только все сильнее хотелось пить, а пить было нельзя. Холодная черная бездна распахивалась у ее ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в нее. Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой... Рита выстрелила себе в висок, и крови почти не было...

Старшина Васков: Бывает горе, что косматая медведица: навалится, рвет, терзает – света не взвидишь. Пять девчат, пять девочек. Было всего, всего пятеро. А не прошли немцы, никуда не прошли. Будет ли понятно потом, почему им умирать приходилось. Что ответить, когда спросят, что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал имени товарища Сталина? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!

Ведущий 1: Вот уже 65 лет отделяют нас от окончания ВОВ, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко – фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Ведущий 2: Освенцим и Майданек, Бухенвальд и Треблинка, Орандур и Лидице, Бабий Яр, Хатынь и Саласпилс.

Саласпилс – это железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции фашистами был устроен концентрационный лагерь.
В одном только Саласпилсе было уничтожено более 100 тысяч человек.

img11.gif (22776 bytes) img12.gif (25970 bytes) img13.gif (22266 bytes)

Песню “Саласпилс” исполняет группа девочек.

Ведущий 1: Навечно занесены в списки книги Памяти имена воинов погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам и офицерам.

Под фонограмму “Бухенвальдский набат” дети вносят “Книгу Памяти”

Минута молчания

Ведущий 2:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди никогда
Об этом не забудем!

Ведущий 1: Ветеранов всё меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю для нас. И завещают беречь её. Этот мир такой звонкий, хрупкий и прекрасный…

Чтец 2:

Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Да и память – верьте, люди –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.

Ведущий 2: Сейчас мы приглашаем лауреатов конкурса чтецов – учеников 1-го класса.

Ведущий 1: Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны. Пусть каждый из нас во всех наших делах стократно повторяет подвиги героев. Пусть каждый их нас почувствует на себе строгие глаза ветеранов, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Склоним голову перед великим их подвигом. Они никогда не забудутся нам!

Звучит песня о войне.

Награждение активных участников праздника.

Используемая литература

  1. “Мир школьных праздников”. Савенко Е.В., Жиренко О.Е. М., 2006 г.
  2. Васильев Б. “А зори здесь тихие”.
  3. Час мужества. Поэзия периода Великой Отечественной войны. Сост. Владимирский А.В. – М.: Просвещение, 1990 г.
  4. Алексеев С.П. “Ради жизни на земле; История Отечества – М. ; Педагогика, 1990г. – 272 с.
  5. Подвиг народа. Памятники ВОВ. 1941 – 1945 (составитель Голиков В.А. – 2-ое изд. доп – М. : Политиздат, 1984. – 341с
  6. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ “Читаем, учимся, играем”. № 6 с. 12, 50 стр. 111: № 12 с. 11, 13, 14; № 2 с. 5-10; № 1 с. 13