Тема урока: "Цветовой тон. Гладь"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с хроматическими и ахроматическими цветами; с теплыми и холодными цветами, с яркостью и насыщенностью цвета;
  • Развивающая: научить подбирать цветовое сочетание к своему мотиву, чтобы работа смотрелась красиво; развитие эстетического вкуса;
  • Воспитательная: привитие навыков культуры труда (аккуратность в работе, точность), формирование активной творческой личности.

Тип и вид урока: комбинированный урок, (формирование умений и навыков, приобретение учащимися новых знаний).

Методы и приемы (формы) обучения: объяснительно-иллюстративный.

МПС: история, изобразительное искусство.

ТСО: два компьютера, мультимедийное устройство, компьютерная программа Paint – рисование.

Наглядные пособия: образцы  вышивки, вышивки выполненные учащимися, дополнительная литература.

Инструменты и приспособления: материалы х/б ткань (для практической части урока): игла, ножницы, пяльцы, нитки мулине, ткань, копировальная бумага, калька.

План занятия (90 мин.)

  1. Организационный момент
  2. Актуализация (цель занятия; опрос по теме Композиционное построение узоров»).
  3. Презентация «Художественная вышивка».
  4. О цвете (новый материал; вопросы на закрепление).
  5. Выполнение задания на компьютере – работа в бригадах (в программе Paint-рисование).
  6. Выполнение узоров растительного характера (двухсторонняя гладь: листики, художественная гладь: цветки).
  7. Анализ работ, подведение итогов, д/з.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

ІI. Актуализация (цель занятия; опрос по теме « Композиционное построение узоров»).

Цель занятия:  закрепить полученные знания на уроках изо о цвете,  познакомиться с  разновидностью техник в вышивки гладью и выполнить небольшие мотивы в техниках:
двухсторонняя гладь и художественная гладь.

III. Опрос по теме: «Композиционное построение узоров». (Презентация 1)

Слайд  2.  Вопрос № 1. Какие вопросы возникают при выборе рисунка:

      а) выбор инструментов для вышивки;
      б) выбор размера ткани;
+    в) выбор цвета для выполнения изделий.

Слайд 3.   Вопрос № 2. Какой вид симметричного орнамента существует?

      а) в виде квадрата;
+    б) по принципу бабочки;
      в) на основе равновесия композиции.

Слайд 4.  Вопрос № 3. Что такое орнамент?

     а) объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание;
+   б) последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров;
     в) ритмически повторяющийся элемент.

Слайд  5.  Вопрос № 4. Основные функции орнамента?

+ а) оформляет и украшает изделие;
   б) выступает в роли «заплатки»;
   в) свой вариант ответа.

Слайд  6.  Вопрос № 5. Что такое композиция?

+   а) объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание;
     б) последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров;
     в) ритмически повторяющийся элемент.

Слайд 7.  Вопрос № 6. Определите симметричную композицию.

      а)  ;
      б)  ;
      в)  ;

Слайд 8. Вопрос № 7.  Что называют раппортом орнамента?

   а) повторяющая часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке;
   б) свой вариант.

Слайд 9.  Вопрос № 8. Какой вид орнамента существует?

   а) косой;
+ б) ленточный;
   в) прямой.

Слайд 10. Вопрос № 9. Какие рисунки существуют для вышивки?

   а) роспись;
   б) сетчатые;
+ в) Абстрактные.

Вопрос. Как Вы думаете, какой орнамент лучше расположить по низу фартука: розеточный или в полосе? Попробуйте объяснить!

ІV. Ранее на уроках мы изучали ручные швы, а так же как правильно подготовиться к  вышиванию,   подготовка ткани и ниток, перевод рисунка на ткань, приемы вышивания; где можно применить вышивку. Предлагаю просмотреть Презентацию 2 «Художественная вышивка». Вышивка разнообразная по технике выполнения, интересная (яркая), завораживающая!

Слайд 2.

Цвета переливаются, играют,
Но сделаны не кисточкой они:
Мазки иголкой тонкой вышивают
По нежной ткани легкие стежки.

Спасибо вышивальщице за сказку
В картинах этих, вышитых для нас,
За удивительную ласку
Для наших восхищенных глаз!

Ирина Шуклина (1927 год рождения, г. Ярославль)

Слайд 3.

Открытое письмо – старые открытки из бабушкиной шкатулки.

«Можно их нарисовать акварелью, гуашью или маслом. А вот Мария Суслова решила восстановить самые красивые цветы со старинных открыток, вышив их на полотне цветными нитками в технике художественной (рисовальной) глади,
Такое название эта гладь получила из-за тонкости ее исполнения – в готовом виде вышивка представляет собой как бы рисунок, выполненный красками. Поэтому рисовальной гладью можно заниматься, имея уже некоторые навыки в вышивании.
Удачная композиция из нескольких таких картин-вышивок будет смотреться в вашем доме просто великолепно!
Но, в связи с тем, что цветные вышивальные нитки теряют свою насыщенность при ярком свете, старайтесь расположить рамки с вышитыми работами на стене так. Чтобы на них не падали немилосердные солнечные лучи».

Слайд 4.

На выполнение этой маленькой коллекции опытного мастера Марию Суслову, вдохновили картины любимого художника Николая Константиновича Рериха.
Вы также можете вышить копии картин своих любимых художников!

!!!Еще один совет: используйте для работы каждый час хорошей солнечной погоды, ведь электрический свет искажает оттенки цвета.

Слайд 5.

Китайская гладь: роскошь и естественность.
Шелк стал основным материалом, на котором производилась вышивка.
Во многих странах мира искусство вышивания шлифовалась столетиями, но справедливо будет заметить, что наивысших вершин художественная гладь достигла в Китае.

Слайд 6.

«Сентиментальность – это мое». 1985 год.

Все вещи Надежды Георгиевны Вороновой – сшиты из трикотажа. Что может быть общего между обычной спортивной майкой и изысканной блузкой с вышитым на ней роскошным букетом цветов? Вышивка преображает эти вещи. Простая вязаная вещь кажется фарфоровой, и вышивка на ней живет, будто написанная трепетной кистью художника…
Надежда Георгиевна Воронова – народный мастер по художественной вышивке аппликации, конструированию одежды.  Ее уникальные платья, блузки, костюмы можно было купить в художественных салонах Москвы, они демонстрировались на Всесоюзной выставке народного творчества.

Слайд 7.

Освоив технологии различных видов вышивки, вы сможете неповторимыми изделиями украсить свой дом и гардероб, порадовать близких уникальными подарками, согретыми теплом Ваших рук, и просто получите удовольствие и прекрасно проведите время за этим увлекательным  занятием.

Слайд 8.

Эти наволочки не нуждаются в комментариях – они прекрасны!!!

Вышивка гладью, сочетая в себе секреты народных традиций и свободу творческого эксперимента, завоевывает в наше время все большую популярность. От скромных платочков до вышитых картин – таково сегодняшнее применение этого старинного искусства.

Слайд 9.

На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию – 15-16 годам – сама себе приготовить приданое. В ее сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками.
На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты. Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи.
Их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена!!!

V.

… Не зная, что такое цветовой тон, светлота и насыщенность цвета, трудно научиться вышивке гладью и многим техникам вышивания.
«Все существующие цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Основными считаются – красный, желтый, синий.
Смешивая два основных цвета можно получить дополнительные. Например, смесь красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим – зеленый и т.д.
Сочетания таких цветов получаются контрастными: красный – зеленый; синий – оранжевый; фиолетовый – желтый. Они очень яркие, броские и энергичные. Но если между ними поместить нейтральные (ахроматический цвет) допустим белый или серый, то сочетание потеряет резкость и станет приятнее, мягче.
Основные и дополнительные цвета условно можно разделить на две группы – теплые и холодные.
Теплые – это цвета солнца, огня, т.е. все оттенки красного, желтого и близкие к ним цвета на цветовом круге.
Холодные – это цвета снега, льда и холодной воды, т.е. все оттенки синего и близкие к нему цвета цветового круга.
Ахроматические цвета – нейтральные – белый, серый, черный.
Силу выражения цветового тона определяет насыщенность. Чем, больше красителя в краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот. Светлота цвета связана с наличием черного или белого красителя. Если добавить к красному цвету черный, получиться бордовый (темно-красный), а если добавить белый, то получиться розовый (светло-красный).
Хорошо сочетаются оттенки одного цвета, светлый и темный. Такие сочетания лежат в основе художественной глади.
Наиболее легкое и спокойное настроение создает сочетание оттенков одного цвета: например: голубой + бледно-голубой + густо – голубой + синий.
Для вышитых работ немаловажным является фон. Поэтому необходимо учитывать цвет не только ниток, но и основы.
В сочетаниях одни цвета, дополняя друг друга «оживают», другие же теряют свою яркость (свой тон).
Например: красный рядом с синим, выглядит ярко-красным, а синий рядом с желтым кажется значительно ярче, чем желтый. Если сочетать красный и желтый цвета, то красный блекнет и приобретает желтый оттенок. Синий тоже теряет свою насыщенность рядом с зеленным.
Красный цвет на белом фоне становиться темнее, если положить красный на черный фон, он станет ярче.
Цвет может влиять на восприятие формы предмета. Например, теплые цвета визуально увеличивают его объем, а холодные – уменьшают».
«…Трудное дело рассказывать о гармонии и учить этому с помощью нарисованного круга, когда рядом находиться Великий Учитель – художник и скульптор – живая Природа.
Посмотрите вокруг себя: какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» КРЫЛЬЯ БАБОЧЕК И ОПЕРЕНЬЯ ПТИЦ, ЛЕПЕСТКИ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЯ, УДИВЛЯЯ САМЫМИ НЕОЖИДАННЫМИ ЦВЕТОВЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ И, порой разрушая наши теоретические познания. Как щедро она «одела» животных, помогая выжить слабым среди сильных.
И, наконец, время от времени природа дарит нам небесную радугу – символ радости и божественного цветосочетания.
Согласитесь, можно ли создать что-либо более веселое, гармоничное, изысканное и совершенное по цвету и форме, чем радуга на небе!».

Новые слова:

  • Композиция, раппорт, ритм, орнамент, вид орнамента,
  • Хроматические – К.О.Ж.З.Г.С.Ф.(теплые и холодные).
  • Ахроматические – белый, серый, черный.
  • Насыщенность, светлота, фон.
  • Гладь: двухсторонняя, художественная.

Вопросы на закрепление:

  • Перечислите три основных цвета.
  • Назовите теплые и холодные цвета.
  • Какой цвет будет контрастным по отношению к желтому?
  • Одежда, какого цвета будет скрывать полноту фигуры: красного или синего?

VІ. Выполнения задания на компьютере – работа в бригадах (в программе Paint-рисование).

Технический прогресс идет вперед, и любителям вышивки сейчас намного проще – любой рисунок  выбранный нами для работы можно увеличить или уменьшить используя наш ПК.

«Вместо карандаша и красок» – использование компьютерной программы Paint-рисование применение палитры цветов.

Задание. Используя компьютерную программу Paint  – мы можем с вами моделировать цвета. Работаем в группах: Раскрасить одну бабочку в теплых, а другую в холодных тонах и промоделировать с фоном.

VII. Выполнение практической работы – узоров растительного характера (двухсторонняя гладь: листик и художественная  гладь: цветки – простейшие мотивы для 6-го класса).

В Приложении 1 –  Образцы Двухсторонней глади и Художественной глади  – выполненные учащимися 8-х классов. Образец – рис.1 – двухсторонняя гладь;
Художественная гладь показана на образцах  – рис. 2-4  –  в разном   цветовом решении.

VIIІ.  Анализ работ, подведение итогов, домашнее задание

Используемая литература:

1. «Технология, 6 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. И.А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 224 с.: ил.
2. «Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2002. – 240с.: ил.
3. Книга-пособие, автор Маргарита  Максимова  «Вышивка. Первые шаги».