Наглядное представление о соотношении величин в табличном процессоре Excel. Создание диаграмм

Разделы: Информатика


Тип урока: урок формирования новых умений, закрепления и актуализации приобретенных знаний, контроль знаний (комбинированный) – 40 мин.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”;
    • продолжить формирование навыков работы с электронными таблицами, формулами и функциями;
    • научиться строить диаграммы для наглядного представления о соотношении величин в электронных таблицах с помощью приложения Мастер диаграмм;
    • развивать умения анализировать и преобразовывать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями.
  • Воспитательные:
    • воспитывать ответственное отношение к делу;
    • формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;
      повышать интерес к занятиям информатикой.
  • Развивающие:
    • формировать навык самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
    • развивать познавательный интерес, логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить диаграммы.

 Задачи урока:

  • научиться строить диаграммы для наглядного представления о соотношении величин в электронных таблицах;
  • формировать навыки самостоятельной  работы;
  • формировать умение видеть проблему и находить пути ее решения; применять базовые знания для решения конкретных задач;
  • научиться представлять результаты труда с использованием современных информационных технологий;
  • создать творческую атмосферу, способствующую развитию познавательной активности  учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

  • приобретут знания о графическом режиме работы табличного процессора (мастере диаграмм) и его свойствах;
  • приобретут знания  в области использования различных типов диаграмм для наглядного представления числовых данных ;
  • актуализируют знания в области работы с электронными таблицами;
  • закрепят социально-коммуникативные навыки и навыки анализа математических  и информационных исследований;
  • разовьют способность к рефлексии, диагностике и самодиагностике.

Необходимое оборудование и материалы: компьютерный класс, мультимедиа проектор, презентация «Создание диаграмм в табличном процессоре Excel» (Приложение 1), методический материал «Построение круговой и столбчатой диаграмм» (документ Word) (Приложение 2), тестовое задание «Электронные таблицы Microsoft Excel. Диаграммы» (документ HTML) (Приложение 3).

ХОД УРОКА

1. Постановка цели и задач урока

2. Вступительное слово учителя

– Цель нашего урока – развить ваш  познавательный интерес, расширить кругозор, сделать так, чтобы новые знания стали также существенными элементами вашего математического и общего образования.

3. Актуализация знаний и фронтальный опрос

– Итак, что мы с вами знаем и умеем делать: создавать редактировать и формировать табличный документ, выполнять вычисления по формулам, применять относительные и абсолютные ссылки, использовать в формулах функции. Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики, т.е. существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям. Мы сегодня и должны научиться строить различные диаграммы, но прежде чем приступить к изучению нового, вспомним и повторим то, что нам уже знакомо (Приложение 1. Слайд 2).

 

Вопросы

Ответ

1 Как называется документ, созданный в электронных таблицах? Книга
2 Что является основным элементом электронной таблицы? Ячейка
3 Что не может включать в себя формула в электронных таблицах? Текст
4 Как записывают в формуле адрес ячейки, если необходимо отменить принцип относительной адресации при переносе формулы? Перед именем столбца и номером строки ставится символ $
5 Каким будет результат вычислений в ячейке С1?

 

15

6 В ячейке электронной таблицы С5 записана формула =B5*А5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку С6?

= В6 * А6

7 Дан фрагмент электронной таблицы:

Значение ячейки С1 вычисляется по формуле = В1+ $A$1. Чему будет равно после копирования формулы  значение в ячейке С3?

25

4. Объяснение нового материала

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины. Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтальной оси X откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси Y – значения зависимой переменной (функции). При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует указать область данных (блок клеток), по которым будет строиться диаграмма. Выделите диапазон значений, которые предполагается изобразить на диаграмме и щелкните на кнопке Мастер диаграмм или выберите команду Диаграмма из меню Вставка. Появится окно первого шага мастера диаграмм. (Приложение 1. Слайд 3).  На первом шаге необходимо выбрать тип диаграммы. Мы сегодня рассмотрим диаграммы двух типов – круговые и столбчатые. На самом деле типов диаграмм гораздо больше, но эти – самые распространенные. Вначале построим круговую диаграмму. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке, особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Пример 1. (Приложение 1. Слайд 4).   Незнайка торгует канцелярскими товарами. За день он продал 2 блокнота, 13 карандашей и 45 тетрадей. Построим круговую диаграмму, показывающую, какой товар покупался чаще в течение дня.

Выделим блок клеток А2:В4, содержащий данные для графической обработки. Данные располагаются в столбцах. Первый столбец А2:А4 выделенного блока является столбцом названий секторов, на которые будет разбиваться круг; второй столбец В2:В4 выделенного блока содержит числовые данные диаграммы. На первом шаге выберем тип диаграммы – круговая.

На втором шаге уточняется диапазон данных. В нашем примере нужный диапазон уже определен, но в случае необходимости его можно изменить, мы подтвердим выбор данных, нажмём кнопку Далее. На третьем шаге введём заголовок диаграммы «Незнайка торгует канцтоварами» и поставим галочку рядом с пунктом значения на вкладке <Подписи данных>.

Наш мастер диаграмм содержимое первого столбца диапазона включил в легенду. Если бы Вы выбрали другой тип диаграммы, мастер предложил бы Вам другие решения. Если Вы не согласны с мастером, Вы можете внести свои поправки на этом шаге. Хорошая диаграмма – это диаграмма, при просмотре которой не возникает вопрос: «А что бы это значило?». Для этого ее надо снабдить достаточным количеством понятных подписей.

На четвёртом шаге отметим, что диаграмма будет располагаться на имеющемся листе и нажмём «Готово». Круговая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Построение столбчатой диаграммы (гистограммы)

Пример 2. (Приложение 1. Слайд 5).  Незнайка торговал газетами в течении недели и продал следующее количество газет в день:

Можно ли построить для  данного примера круговую диаграмму?  Учащиеся отвечают: «Да». Давайте посмотрим, как она будет выглядеть.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных.

Построим столбчатую диаграмму, на которой высота столбиков будет определять количество газет, проданных Незнайкой за день.

Выделим блок клеток А2:G3. Данные располагаются в строках. Первая строка A2:G2 выделенного блока является строкой X-координат (опорные точки в нашем случае будут соответствовать дням недели); вторая строка A3:G3 выделенного блока содержит Y-координаты (высоты столбиков) диаграммы. Укажите заголовок диаграммы: «Незнайка торгует газетами» на третьем шаге. Столбчатая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Визуализация многорядных данных

Пример 3. (Приложение 1. Слайд 6).   Будем считать, что Незнайка с друзьями в течении недели торговали газетами. Их успехи в торговле отражены в следующей таблице:

В отличие от предыдущих случаев здесь мы имеем дело с многорядными данными. Можно ли построить для  данного примера круговую диаграмму?  В этом случае круговую диаграмму нельзя использовать в принципе!

Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех трех продавцах. Высота столбца будет символизировать количество газет. У нас будет 7 опорных точек – по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три – по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково. Выделим блок клеток А2:Н5, содержащий данные для графической обработки. Данные располагаются в строках. Первая строка выделенного блока является строкой Х-координат (опорные точки); следующие три строки выделенного блока содержат Y-координаты (высоты столбиков) диаграммы. Указать заголовок диаграммы: «Торговля газетами». Столбчатая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

А теперь предлагаю Вам  самостоятельно построить эти диаграммы, создав соответствующие таблицы. Практическую  работу учащиеся выполняют на компьютерах, используя технологическую карту (Приложение 2).

6. Проверка и оценивание ЗУНКов

При подведении итогов и выставлении оценок учитывается активность ребенка, правильность рассуждений, умение сравнивать, находить ошибки в собственной работе и исправлять их.

7. Тест «Электронные таблицы Microsoft Excel. Диаграммы» (Приложение 3) выполняется каждым учащимся индивидуально, результаты сразу можно посмотреть на  компьютере.

8. Домашнее задание: (Приложение 1, слайд 7). 

Используемая литература:

  1. Основная – Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 7 классов – БИНОМ.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
  2. Дополнительная – учебник – Семакин И. и др. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Дополнительная – задачник-практикум под ред. И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера, том 2. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.