Действия с положительными и отрицательными числами. Координатная плоскость

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели занятия:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами;
    • закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
    • формировать навыки самостоятельной работы;
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
    • развивать умение применять полученные навыки к решению прикладных задач;
    • расширять кругозор;
  • Воспитательные:
    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание активности, настойчивости в достижении цели;
    • воспитание коллективной дружбы, взаимопомощи, товарищества. 

Тип занятия: повторение, систематизация и обобщение изученного.

Вид занятия: урок-игра.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная; устная, письменная.

Технология: на диалоговой и современной информационной основах.

Оборудование: наглядный материал (презентация); раздаточный дидактический материал; маршрутные листы с заданиями для каждого ученика (на три варианта);  мультимедийный проектор, компьютерная система.

Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:

1) «Математика 6 класс» И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович \ Москва, Просвещение, 2002.
2) Детская газета «Вырастайка» \  № 8, 1999г.
3) «Дидактические игры на уроках математики», 1999г.

План урока:

1. Постановка целей и формулирование темы урока. (6 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся. (10 мин.)
3.  Закрепление знаний (путешествие по планете). (20 мин.)
4. Подведение итогов урока и домашнее задание. (4 мин.)

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и формулирование темы урока

–  Здравствуйте, ребята, ваш класс получил приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика- счетовода, который проходит сегодня на планете “Отрицательных и положительных чисел”. Магистр отрицательных наук отправил за нами свой личный звездный корабль. Он предлагает вам отправиться в космическое путешествие на эту планету.

– Ребята, как вы думаете, какие знания вам пригодятся в этом путешествии?

– Верно, ребята, целью сегодняшнего урока будет закрепление знаний, связанных с выполнением действий над положительными и отрицательными числами. Итак, давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока.

Уче6ники формулируют тему. Запись в тетрадях. 

– В ходе путешествия вам понадобится карта полета, в которой будет указан маршрут движения звездолета, также в ней вы будете самостоятельно оценивать свои знания после прохождения каждого из этапов.

Объяснение способа заполнения карты полета (+; ?; –)

– Подпишите свои маршрутные листы и нас ждет первое испытание.

– Прежде чем мы совершим удивительное и увлекательное путешествие, нам необходимо перед полетом проверить готовность экипажа.

 2. Актуализация знаний учащихся

Работа с учебником (повторение, подготовка к работе)

– Открыть страницу 58, повторить правила сложения и вычитания чисел с разными знаками; стр. 83 – 84, повторить правила умножения и деления чисел с разными знаками;
стр. 96, повторить правило построения точки в координатной плоскости.

  • Сформулировать правило умножения и деления чисел с разными знаками.
  • Выполнить сложение, умножение, деление , вычитание чисел: 120 и – 30; – 120 и 30.
  • Даны числа  – 12 и 3. Назовите:

а) модули этих чисел
б) какое из чисел больше
в) два целых числа, расположенных между ними
г) два числа которые меньше данных чисел
д) два числа, которые больше этих чисел
е) сумму данных чисел
ж) разность данных чисел
з) произведение данных чисел
и) частное данных чисел

– Итак, подготовка к полету завершена. Мы с вами вспомнили правила действий с положительными и отрицательными числами. Оцените себя, сделав запись в маршрутном листе на первом этапе. (Проверка класса – поднятие рук)

3.  Закрепление знаний

– Я думаю, что со всеми заданиями вы справились хорошо. Экипаж готов к полету. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету “Отрицательных и положительных чисел” (Звучит космическая музыка).

Определить созвездие

–  Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе. Обратите внимание, что некоторые из них очень близко расположены друг к другу. Знаете ли вы, как называются такие группы звезд?

– Верно, мы с вами пролетаем через скопления звезд, которые образуют созвездия. Определите, какие созвездия встречаются на нашем пути?

Примеры на слайде.

Ответы (– 1; 71; 16; – 8/15)

Названия созвездий: Волк – ответ: 16, Кассиопея – ответ: 16, Цефей – ответ: 71, Журавль – ответ: 8/15, Павлин – ответ: 1, Муха – ответ: 71.

Правильные созвездия: Павлин, Муха, Волк, Журавль – это созвездия южного полушария. Остальные созвездия северного полушария.

– Итак, давайте проверим. Прочитайте названия созвездий, мимо которых мы пролетели, а остальные проверят, в правильном ли направлении мы двигаемся.

– Ребята, кто скажет, какие знания нам пригодились для определения названий созвездий.

– Оцените себя в маршрутном листе. Молодцы! Я думаю, что большинство из вас справилось с заданием и мы продолжаем полет.

Планета «Координатная плоскость»

– Ребята, посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете «Координатная плоскость». Давайте сделаем на ней остановку. На этой планете обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам. Но сложность состоит в том, что на планете не изобрели бумагу и ручку, поэтому воспользуемся древним способом. ( Работа на табличках в группах,  по два человека. Таблички готовятся заранее. На лист картона нанести пластилин и начертить координатные оси. Работа выполняется деревянными,  заточенными палочками )

  • 1 вариант. (3; 3); (0; 3); (– 3; 2); (– 5; 2); (– 7; 4); (– 8; 3); (– 7; 1); (– 8; – 1); (– 7; – 2); (– 5; 0); (– 1; – 2); (0; – 4); (2; – 4); (3; – 2); (5; – 2); (7; 0); (5; 2); (3; 3); (2; 4); (– 3; 4); (– 4; 2); глаз (5; 0).
  • 2 вариант. (3; 0); (1; 2); (– 1; 2); (3; 5); (1; 7); (– 3; 6); (– 5; 7); (– 3; 4); (– 6; 3); (– 3; 3); (– 5; 2); (– 5; – 2); (– 2; – 3); (– 4; – 4); (1; – 4); (3; – 3); (6; 1); (3; 0); глаз (– 1; 5).
  • 3 вариант. (0; 0), (– 1; 1), (– 3; 1), (– 2; 3), (– 3; 3), (– 4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; – 7), (3; – 8), (0; – 8), (0; 0); глаз: (3; 10).

–  А теперь проверим, что у вас получилось. Поднимите вверх свои дощечки. Поставьте отметку о выполнении задания в маршрутном листе.

Планета «Пиратские острова»

– Внимание, наш компьютер сообщает, что поступил сигнал SOS: “С планеты “Отрицательных и положительных чисел” пиратами похищен Магистр отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите”. Решено. Корабль меняет курс к Планете пиратов. Экипажу быть в полной боевой готовности.

– Внимание, мы к планете «Пиратские острова». Угадайте, кого уважают пираты? Храбрых? Сильных? Ловких? Больше всего пираты любят математику и математиков. Об этом даже в пиратской песне поется:

Математика – наука мировая
И главней науки в мире нет.
Можно все считать от кошки до трамвая
От орехов между прочим до конфет

– Пираты согласны отпустить Магистра чисел с одним условием, что мы выполним их задание. Отгадать, как зовут их атамана. Нужно разложить числа в порядке возрастания. (Таблицы на партах)

– Оцените себя на последнем этапе. Как вы думаете, отпустят пираты Магистра?

– Теперь вы смело можете участвовать в конкурсе на лучшего математика-счетовода. Но для того, чтобы поучаствовать в этом конкурсе, нужно хорошо подготовиться, выполнив домашнее задание, которое находится на обратной стороне маршрутного листа.

4. Итоги

– Понравилось ли вам путешествие?
– Что запомнилось больше всего?
– Какую тему мы повторяли на сегодняшнем уроке?
– Теперь посмотрите в свои маршрутные листы. Со всеми ли заданиями вам удалось справиться? Какие задания вызвали затруднения и над ними нужно еще поработать?
– Поставьте себе итоговую оценку.