Сценарий воспитательского занятия "Первая проба наркотика - начало полета, в конце которого падение"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


(Слайд 1 – реклама)

(Слайд 2)

Цель: формирование у школьников понимания недопустимости даже однократной пробы наркотика.

Основные понятия: полет, падение; приятные и неприятные ощущения; вещества, действующие на психику.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Выявление знаний учащихся

В ходе вступительной беседы выявить и кратко записать на доске имеющиеся сведения у подростков о наркотиках.

2. Ознакомление учащихся с новой информацией

Воспитатель: Люди с незапамятных времён пытались научиться летать как птицы. Одержимые желанием, они создавали различные приспособления для полёта (Слайд 3 – воздушные шары, дирижабли, слайд 4 – самолёты, слайд 5 – космические корабли). Почему люди хотели летать? Потому что завидовали птицам. (Слайд 6)
Действительно, наблюдать за полётом птиц приятно и сразу возникает мысль – «А самому полетать, наверное, еще приятней».

Задание: «Описать полёт птиц, оценить его естественность (какое ощущение может испытать птица во время полёта?)».

Вопрос: «Прыгали ли вы на батуте? На кровати? Или с большой вышки в воду? И с чем ассоциируется такой полёт?»

Обобщение: «Полёт ассоциируется с чувством лёгкости, свободы, приятности и т.д.»

Вопрос: «Чем полёт отличается от падения?» (Ответы детей)
Что считать полётом? Лишь то, что может повторяться без опасности для организма. А если в конце полёта гибель или травма, то это уже не полёт, а падение.

Например: (Слайд 7) парашютист с парашютом – полёт. (Слайд 8), без парашюта – падение, т.к. в конце полёта – гибель.

Известно, что некоторые химические вещества способны вызвать ассоциации как во время полёта – лёгкость и «парение». Люди пытаются вызвать у себя эти ощущения путём использования химических веществ (Слайд 9). Эти вещества получили название (наркотические, токсические).

Вопрос: «Какие вы знаете наркотические, токсические вещества?» (ответы детей)
Человеку, который начал употреблять наркотики, каждый раз кажется, что он летит, но давайте вспомним, что полёт заканчивается падением. А падение для наркомана – это мучительное состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика – (Слайд 10) «ломка» или «абстиненция» – научное название. Чем больше человек употребляет наркотики, тем ломка бывает более мучительной. В момент ломки человек раздражителен, злобен, неуравновешен. У него болят все мышцы: шеи, спины, ног, живота. Человек не владеет собой, не может найти себе места.
Дискомфортное состояние, у человека, принимающего наркотики, длится неделю и дольше. А чтобы снять его, человеку приходится снова принять дозу наркотика. Так человек становится «рабом» химического, наркотического вещества.

Рабство – когда человек оказывается связан по рукам и ногам. Он не может обходиться без наркотика и при его отсутствии непрерывно как бы бьётся о дно пропасти, в которую попал. Наркотик, особенно внутренний, не отпускает от себя и не даёт времени на размышление. Он очень быстро встраивается в обменные процессы и становится необходимым как воздух. Физическая зависимость – это состояние, когда человек перестаёт получать удовольствие от наркотика.

3. Игра «Пирамида»

Педагог выбирает двух человек, каждому из которых предлагается пригласить к себе следующих двух и т.д. Игра заканчивается, когда за столами не остаётся ни одного человека.
– Чтобы поднять вас всех из-за столов, понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро наркотик (табак, алкоголь) разрушает человека, входя в его жизнь.

(Слайд 11)

4. Заметка врача

Вот как описывает своё состояние врач, принявший наркотик с экспериментальной целью, чтобы зафиксировать не только внешние признаки наркотического опьянения, но и данные самонаблюдения: (Слайд12)

«Состояние эйфорическое. Я шутил. Мне казалось, что все мои остроты очень удачны. Однако внутри всё было крайне тяжело, не было соответствия общей весёлости.… Читать трудно, шрифт ломался, отдельные буквы выходили из строки. Появилась плаксивость. Показалось, что стена очень выпуклая. Подхожу вплотную и вижу, что две стены, стоящие под прямым углом, всё больше и больше приближаются друг к другу и стоящая в углу этажерка вот-вот будет раздавлена ими… Убираю этажерку, отхожу от стены и вижу, что обе стены, уменьшаясь, идут за мной, принимая полукруглую форму… Стены начинают сходиться, мне становится страшно… Отмечаю необычный наплыв мыслей. Вспоминаются давно забытые сцены, переживаю давно прошедшие события».

(Слайд 13) Термин «наркомания» происходит от греческого слова «нарке» – оцепенение, онемение; «мания» – безумие, страсть, влечение и означает болезненное влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжёлым нарушениям физических и психических функций.

(Слайд 14) За удовольствие приходится платить. Это знают все. А тому, кто пристрастился к наркотику, особенно дорого платить.

5. Игра «Жизнь с болезнью»

Каждому ученику выдать 12 карточек. На них каждый записывает: 4 самых любимых блюда; 4 любимых занятия; 4 близких человека. За первое удовольствие дети сами отдают по одной карточке из каждой стопки. Карточки перевернуть текстом вниз. За второе удовольствие отдают самостоятельно, не видя, что написано. Далее (полная зависимость) ведущий сам забирает по одной карточке. С чем остались? (Карточки вернуть, объяснить, что это игра).

(Слайд 15) Этот список только часть того, чем расплачивается наркоман за свою привязанность, за ощущение «полёта».

Вспомни о нем, если захочешь однажды попробовать:

  • страх и презрение близких;
  • обнищание и разорение семьи;
  • отставание от сверстников в развитии;
  • приобретение заболеваний: ГЕПАТИТ, СПИД и т.д.;
  • рождение мертвого ребенка или ребенка с уродствами;
  • арест или лишение свободы;
  • преждевременное старение, инвалидность;
  • ранняя смерть.

А это и является результатом чувства падения, из которого тяжело, а иногда невозможно выйти.

6. Игра: «Выход из ситуации зависимости»

Необходим доброволец. От него узнаём, можно ли самому выйти из зависимости, которая вокруг него обволокла все его желания.
Обмотать добровольца туалетной бумагой. Вопрос: «Удобно тебе в этих путах?». Если ответ: «Удобно», то обмотать ещё.
Вопрос добровольцу: «Можешь ты выйти из этой ситуации?». Получаем положительный ответ или поощряем к действию «выйти», освободиться от пут.

– Я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой, если умеет самостоятельно мыслить, умеет говорить «НЕТ» любым вредным привычкам.

(Слайд 1)

7. Подведение итогов занятия

Различные соблазны получить удовольствие будут сопровождать человека всегда. И от того, насколько вы сможете принять правильное решение, окажет положительное влияние на всю дальнейшую жизнь.

Высказывание детей устно: «Я понял, что…»

– Я уверена в том, что каждый из вас может принять правильное решение, и не позволит причинить вред своему здоровью.