Интеграция основного и дополнительного образования в условия сельской школы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз

Обоснование проекта. Образование является механизмом включения подрастающего человека в уже существующую общность людей, следовательно, школа в первую очередь несет ответственность за качество образования детей, призванной поддержать, сохранить, усовершенствовать общие для всех нормы бытия. Центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик. Все способы, формы организации школьной жизни должны быть подчинены конечной цели учебно-воспитательного процесса: ученик, всестороннее развитие его личности, способности к самосовершенствованию, самоутверждению, самоопределению. Главной причиной дискомфорта в жизнедеятельности школы становятся дети с низким уровнем интеллектуального развития, у которых нет возможности развиваться в условиях системы основного образования, поэтому преобразования касаются не только учебного труда школьника, но практически изменяется весь учебно-воспитательный процесс. Выходом из условий закомплексованности, замкнутости, отчужденности является создание системы дополнительного образования в школе. Деятельность кружков, факультативов, клубов, студий, работа классных коллективов, детских объединений, ученическое самоуправление, работа с родителями, с общественностью подчинены единой цели – развитию личности учащихся.

Актуальность темы. Выбор темы обусловлен возможностью воплотить в действительность, хотя бы частично, мечту педагогического коллектива – превратить маленькую школу на окраине села в школу радости, теплый дом и для детей, и для учителей. Сделать пребывание в ней комфортным и для ребят с высоким уровнем интеллекта, и для школьников с более скромными природными задатками.

“Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию”.

Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности. Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.

Стало очевидным, что именно в системе дополнительного образования деятельность учащихся отличается личностно-деятельностным характером.

Цель проекта. Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса на базе интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивающего здоровьесбережение, максимально содействующие творческому развитию личности школьника.

Задачи деятельности:

  • внимательно проанализировать цели и задачи своей школы;
  • выявить (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги;
  • выписать уже имеющиеся факультативные курсы и кружки для детей;
  • проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников;
  • проанализировать материально-технические возможности школы;
  • изучить дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями дополнительного образования, продумать возможные варианты совместной работы с ними;
  • изучить должностные обязанности педагога-организатора и педагога дополнительного образования;
  • изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения).

К их числу относятся:

1) Закон РФ “Об образовании” (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35;

2) “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей” - в редакции от 22.02.97 № 212;

3) Письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях”;

4) “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы” (приказ Минобразования России от 18.10.99 №574);

5) “Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 гг. № 1847)

Приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Сроки реализации проекта. 2008-2012 гг.

Для интеграции основного и дополнительного образования активно используются материально-технические возможности учреждения, находящиеся вблизи МОУ “Пикшикская СОШ” Красноармейского района Чувашской Республики.

Роль классного руководителя в проекте: педагогическая помощь и поддержка ребенка в индивидуальном развитии, то есть саморазвитии. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и медицинская – постольку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением.

Основные этапы реализации Проекта:

Первый этап (2008-2009 гг.) - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы в условиях интеграции основного и дополнительного образования.

Второй этап (2009-2010 гг.) - Создание педагогической модели, способствующей развитию творчества в контексте интеграции основного и дополнительного образования.

Третий этап (2010-2011 гг.) - Сравнительный анализ уровней творческого развития школьников, создание системы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Реализация исследовательского проекта

Четвертый этап (2011-2012 гг.) - Обобщение и оформление результатов работы. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Проект внедряется в жизнь по пяти основным направлениям.

Формы работы учащихся.

1. Коллективная и групповая, индивидуальная форма работы.

2. Игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности.

3. Взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового.

4. Занятия кружка “Умелые руки” проводятся по 1 часу в неделю в течение четырех учебных лет. В группе 15 человек, которые разбиваются на звенья (по 3 человека) для проведения самостоятельной работы.

Реализация проекта. Участие в школьных и районных творческих конкурсах.

Условия реализации Проекта. Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:

  • креативный (творческий);
  • проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
  • эвристический (изложение педагога + творчество детей);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Изучение, анализ и учет ценностных ориентаций школьников, их способностей позволяет более целенаправленно спланировать систему воспитательной работы, как по школе, так и по отдельным классам. В целом система дополнительного образования ориентирована на социализацию личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Основные направления системы дополнительного образования: спортивно-оздоровительный, художественно-эстетического содержания, интеллектуальное, экономическое, трудовое обучение и воспитание

Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования позволяет реализовать на практике стратегию развития личности ребенка, отслеживать его личностный рост и при необходимости осуществлять коррекционно-развивающую деятельность, выявить пути интеграции основного и дополнительного образования как необходимого условия гармоничного развития личности.

Созданы условия, обеспечивающие целостное развитие личности на основе ее самопознания, через: общешкольные коллективные творческие дела; оптимальное сочетание деятельности классных и межвозрастных коллективов, развитие КТД в школе; свободный выбор деятельности с учетом интересов каждого; ученическое самоуправление; работу детских объединений; совместную деятельность школы и родителей.

Эффективным средством воспитания у учащихся умения жить среди людей является методика совместной коллективной организаторской деятельности профессора И.П.Иванова: использование КТД в воспитательной работе позволяет включать всех учащихся в активную познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому проявить себя на уровне своих интересов и возможностей.

В этих условиях появляется возможность оптимального раскрытия творческих способностей. Не будет среди ребят отверженных. Обеспечивает оптимальные условия для формирования опыта и навыков коллективной организаторской деятельности и создает объективные предпосылки для становления самоуправления, преодолевает разобщенность между классными коллективами, разными возрастными группами, дает возможность общаться друг с другом на равных. При подготовке КТД используется старый испытанный прием “Мозговой штурм”, который позволяет разобраться в сущности предстоящего “Дела”, выдвинуть общие идеи по его подготовке и проведению. Во время “Мозгового штурма” обычно рождаются нестандартные мысли, требующие реализации в конкретных делах.

В совместной деятельности детей и взрослых решаются задачи развития и воспитания ребенка.

Личностно-ориентированное дополнительное образование, обеспечивая развитие ребенка в выбранном им самим направлении, желаемое, а не обязательное (в значительной доле) создает ситуацию успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.

Детьми начальной школы занимаемся оригами, лепкой, изонитью, бисероплетение, лоскутным шитьем, мягкой игрушкой – деятельность, которая, с одной стороны, воспитывает аккуратность, прилежность, развивает мелкую моторику, с другой стороны, предлагаются подвижные игры. Каждый из детей начальных классов занимается в каком-то творческом или спортивном кружках, успешен в конкретном направлении, об успешности можно говорить и в основном образовании.

Прикладное, техническое, художественное творчество – развитие способностей, интереса, при этом любое творчество – это новые знания, новые навыки, общение, общее развитие, полезная занятость, практический опыт, друзья по интересу поддержка взрослого, уверенность, которая перенесется и в сферу основного образования, потому что коллектив, где ребенок успешен, и место действия совпадают – это школа.

За всеми успехами – труд внеурочный, огромный. Но это целенаправленное развитие, следовательно, должна быть целенаправленная поддержка, снижающая перегрузки как детей, так и учителей.

Предлагается:

а) предметные кружки, которые ведут преподаватели школы;

б) предоставление дней для самоподготовке к олимпиадам;

в) кружки по интересам - школа искусств, кружок “Умелые руки”(для учащихся начальных классов);

г) поощрения детей и учителей – награждения за успехи.

Таким образом, мы рассматриваем интеграцию основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивающих:

- здоровьесбережение;

- развитие в избранном направлении;

- оптимизацию организации деятельности ученика и учителя;

- снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;

- повышение уровня качества образования;

- оптимизацию отношений в школьном коллективе.

Проведенные исследования и выводы позволяют учителю глубже уяснить закономерности интеграционных процессов, их значительный познавательный и воспитательный потенциал.

Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.

Педагогическая модель развития творчества школьника в условиях интеграционных процессов предполагает: единство эстетического воспитания и образования, этики и эстетики; преемственность содержания, форм и методов работы школы и внешкольных учреждений; активизацию творческого потенциала педагогов и учащихся; создание нравственно-эстетической атмосферы в школьном коллективе.

Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Учащиеся класса ежегодно занимают призовые места в творческих конкурсах.

Своеобразием воспитательной системы класса и системы дополнительного образования является: индивидуализация подхода к каждому из учащихся при использовании всех возможностей включения учащегося в общественную, трудовую, внеурочную и прочие виды деятельности в составе групп в процессе проектной и исследовательской деятельности.

Помогает в работе учителям начальных классов и дополнительное образование. На занятиях таких кружков, как театральные игры, сценическая речь, хореография и прикладные ремесла, не только развиваются память, внимание, мышление, но и творческие способности детей, идёт формирование творческой личности. Культурно-массовая и творческая деятельность учащихся класса включает в себя систему творческих объединений (бюро путешествий и экскурсий, школьные хоры, объединение по организации выставок и галереи картин). Мы не сдерживаем творческие порывы детей, для нас важно, чтобы они развивались и совершенствовались. Вовлекая учащихся в кружки помогаем адаптироваться в различных жизненных ситуациях, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности ребёнка.

Спортивно-оздоровительная работа класса направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в классе являются общешкольные соревнования по футболу, лыжам, шашкам, настольному теннису, спортивным играм, соревнования “Веселые старты”, “Папа, мама, я – спортивная семья” в рамках традиционного праздника “День семьи”.

Чтобы ответить на вопрос, как осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком – пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований. Но уже понятно, что интеграция образовательного пространства школы делает его многомерным.

Методы стимулирования:

  • поощрение;
  • одобрение;
  • награждение;
  • предоставление привилегий;
  • вручение свидетельств.

Диагностика

  1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и способностей.
  2. Наблюдение за поведением детей во время занятий и мероприятий, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
  3. Анкетирование детей в конце срока реализации проекта, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

Интеграция даёт следующие положительные результаты:

1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся.

2. Уменьшается число учащихся, состоящих на внешкольном учёте и на учёте в инспекции по ДН.

3. Уменьшается также количество “трудных” детей.

4. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов. (Приложение № 3)

5. Действительно, комфортная психологическая среда способствуют изменению количества неврологических заболеваний.

6. Изменяется к лучшему и состояние здоровья учащихся.

7. Занятия в кружках помогают им лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.

Модель воспитанника на основе интеграции основного и дополнительного образования.