Психологическая игра "Ученик – учитель"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Задачи игры: помочь учащимся и учителям в осознании некоторых особенностей реальных отношений между учениками и их наставниками, в установлении взаимопонимания между ними и предотвращении нередко возникающих конфликтных ситуаций, особенно на начальных этапах обучения при переходе из начальной в основную школу и из основной в среднюю.

Описание проблем, на которые направлена данная игра.

При переходе из начальной в основную школу у детей и их наставников возникает множество организационных, учебных, психологических проблем. Среди них, на мой взгляд, немаловажное значение имеет проблема несовпадения представлений пятиклассников об их новых учителях (воспитателях), трудности ориентировки во множестве разнообразных требований (каждый учитель – свой стиль, свои требования), а также недостаточное знание психологических особенностей пятиклассников самими наставниками.

Аналогичные проблемы (разумеется, на совершенно ином уровне) могут возникнуть и при переходе из основной в среднюю школу, а также в других классах основной школы.

Предполагаемый психологический результат:

Достижение лучшего взаимопонимания между учениками и их учителями (воспитателями), взаимная корректировка представлений друг о друге, и возможных способов выхода из критических ситуаций.

Описание сюжетной канвы.

В ходе игры предполагается, что учителя (воспитатели) будут играть роль учеников, а дети – роль их наставников. С этих позиций они попытаются и сообща, и в индивидуальном порядке, найти конструктивный выход из различных конфликтных ситуаций.

В результате игры участники совместно должны определить наиболее важные качества для ученика и для учителя, которые позволят им формировать конструктивные взаимоотношения.

Время на игру.

Игра рассчитана на 1,5 – 2 часа.

Участники:

– возраст участников – учащиеся одного (5–10) класса (начало учебного года), учителя и воспитатели этого класса;
– размер группы – класс делится на группы по 5–7 учеников + группа из 5–7 учителей (воспитателей) ;
– в качестве ведущего выступает психолог, его пмощником может быть классный руководитель.

Результаты игры используются при составлении программы психолого-педагогической адаптации данного класса к обучению в основной (средней) школе.

Сценарий игры.

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для проведения этапа.
1.

 

5–7 мин. Формирование команд, объяснение психологом задач и сюжета игры. Решение организационных задач, мотивация на игру. Игра проводится в классной комнате данного класса.
2. 10 мин. Все участники кратко выписывают на листочках по 5 самых важных, по их мнению, качеств учителя (воспитателя) и по 5 самых важных качеств ученика, которые позволят детям и взрослым эффективно трудиться вместе. Выявление ожиданий детей и взрослых относительно друг друга Листы бумаги, ручки.
3. 3–5 мин. Команды учеников “превращаются” в учителей (воспитателей), команда взрослых – в учеников.

В каждой команде выбирается старший, который будет организовывать подготовку к проигрыванию ситуаций и помогать ведущему (у взрослых это может быть классный руководитель данного класса).

Организация команд для ролевого проигрывания ситуаций
4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45–60 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Командирам в случайном порядке раздаются инструкции с кратким описанием той или иной учебной (внеучебной) ситуации и заданием : подготовить к проигрыванию “ученика” (для команды реальных взрослых) или “учителя” (для команд детей). Например, ученик часто опаздывает на уроки. Сегодня он в очередной раз опоздал, потому, что заходил в медпункт за таблеткой.

В каждой проигрываемой ситуации участвует подготовленный игрок из одной команды (в приведенном примере – это опоздавший ученик) и кто-либо из противоположной команды (в приведенном примере это – учитель), которому придется действовать без подготовки, т.е. так, как в реальной жизни.

При обсуждении каждой проигранной ситуации всякий предлагающий более удачный вариант поведения ученика или учителя, должен не просто сказать о нем словами, но и показать на деле, т.е. проиграть. В ходе таких обсуждений, ведущий с помощью других участников игры может кратко фиксировать на доске, какие человеческие качества способствовали удачному решению конфликтных ситуаций.

Создание условий для выработки конструктивных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях, уточнение человеческих качеств, способствующих удачному решению сложных ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с различными ситуациями, классная доска, мел.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

15–20мин. Общее обсуждение (в дискуссионной форме), в ходе которого еще раз обосновываются наиболее важные для совместной работы качества учителя (воспитателя) и ученика. Корректировка ожиданий взрослых и детей друг относительно друга. Классная доска, мел.
6. 7–10 мин. Всем участникам игры предлагается выписать на листочке по 5 самых важных качеств ученика и учителя, необходимых для их совместной работы.

По изменившимся (или не изменившимся) к концу игры представлениям ее участников, ведущий может судить об эффективности проведенной игры.

Создание условий для взаимопонимания всех участников игры Бумага, ручки, классная доска, мел.