Элементарные математические представления как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника с ЗПР

Разделы: Коррекционная педагогика


В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно.

Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно самостоятельно преодолеть ребенку.

Постоянные неудачи рождают неуверенность в себе, боязнь предмета, потерю самоуважения.  Все это ребенок может пытаться компенсировать полным неприятием предмета.

Математическое развитие является мощным инструментом

– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний,    логико-грамматических конструкций;
– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)

Математические представления формируются по следующим разделам:

– развитие и совершенствование сенсорных представлений;
– формирование представлений о форме и размере предметов; о геометрической форме;
– формирование представлений о множестве;
– обучение сравнению совокупностей предметов;
– обучение сравнению по величине;
– развитие пространственных и временных представлений;
– формирование количественных представлений и отношений;
– обучение счету в пределах 10-ти;
– формирование счетных операций (в пределах 10-ти);
– формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.

Помимо основных образовательных задач на занятии по РЭМП у детей формируют познавательную активность, развивают важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. Формируют и развивают способность конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.

Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умений задавать вопросы и отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение словаря; тренировка в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже и т.д.

Коррекция и компенсация недостатков развития ребенка происходит в процессе усвоения необходимых знаний, умений и навыков по математике, а не только в процессе отдельно проводимых коррекционно-развивающих занятий.

При этом вновь приобретаемые знания и умения не являются самоцелью занятия, а играют коррекционно-развивающую роль, так как они становятся базой для обучения обобщенным способам действий с математическими объектами и общим приемам умственной деятельности (сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, анализа и синтеза). В свою очередь, выполнение этих умственных операций влечет за собой более интенсивное формирование и развитие словесно-логических (понятийных) форм мышления (зона ближайшего развития для ребенка с уже развитым наглядно-образным мышлением).

С методико-математической точки зрения развивающее занятие определяется само по себе не столько подбором какого-то необычного содержания, сколько психологическим осмыслением и методически изящной организацией этого содержания. Иными словами, содержание будет работать на развитие только при условии его методически грамотной разработки как на отдельном занятии, так и в системе занятий.

На данный момент в нашей стране накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи  дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Но многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания работы, остаются недостаточно разработанными. Как следствие, пока еще не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях специального дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим есть широкие возможности для исследовательской деятельности, экспериментальных работ для изучения особенностей развития элементарных математических представлений и разработки методов обучения дошкольников с ЗПР.

В этой связи наиболее действенным с методологической точки зрения для построения коррекционно-развивающего процесса обучения математике является использование собственной моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями и отношениями. Только такой подход позволяет обеспечить детям возможность самостоятельно от начала до конца в соответствии с целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства.

Данное методическое решение проблемы позволяет подобрать соответствующие задания и упражнения, выработать порядок знакомства с некоторыми математическими понятиями и т.д.

Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это – норма развития), им сложно иметь дело с абстракциями. Особенно характерно это явление для детей с проблемами развития. Для детей с задержкой развития даже в 6-7-летнем возрасте достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта, в норме соответствующего возрасту 2-3 лет, и наглядно-действенного мышления, в норме соответствующего возрасту  3-5 лет. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе объединения в комплексе тактильных, зрительных и кинестетических ощущений  (двигательных, связанных с ощупыванием, поворачиванием и т.п.) – называют их сенсомоторными.

Таким образом, при построении коррекционно-развивающего курса математики для детей с задержкой развития особую значимость приобретает использование вещественных моделей, с которыми ребенок может работать собственными руками, а не только наблюдать за  действиями педагога. Очевидно, что преимущественное использование вещественных моделей понятий при обучении этих детей является не просто желаемым, то обязательным требованием с точки зрения теории использования моделирования как метода обучения.

Приведу пример занятия в подготовительной группе детей с ЗПР

Тема: «Решение задач»

Цель: учить детей сравнивать задачи на нахождение суммы и остатка, называть арифметические действия, используя конкретные предметы, зрительные опоры; закреплять понятия о равенстве и неравенстве совокупностей предметов, учить уравнивать совокупности предметов путем увеличения количества предметов меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе; продолжать формировать представления детей о форме геометрических фигур, выявлять их признаки (цвет, величина, форма); закреплять названия дней недели.

Лексическая тема: «Весна»

Демонстрационный материал: геометрические фигуры разной формы, цвета, величины; цветы-тюльпаны; деревянные морковки, репки, огурцы; 2 елки 4 грибы, ежик; знаки «больше», «меньше», «равно».

Раздаточный материал: наборы «Учись считать», карточки со знаками «больше», «меньше», «равно».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Узнай фигуру по описанию, найди её и сядь на место.
– У этой фигуры 3 угла и 3 стороны.
– У этой фигуры нет углов, она ровная.
– У этой фигуры 4 угла, 4 стороны одинаковой длины.
– У этой фигуры нет углов, она вытянутая.
– У этой фигуры 4 угла, 4 стороны, пары сторон одинаковой длины.

II. Основная часть

1. Работа с демонстрационным материалом

На фланелеграфе расположены геометрические фигуры разной формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), разного цвета (синий, красный, зеленый, желтый) и величины.
На фланелеграф выставляет, например, красный квадрат и дефектолог просит ребенка:

– Найди фигуру одинаковую по цвету с моей геометрической фигурой, но разную по форме.
– Найди фигуру одинаковую по цвету и форме, но разную по величине.
– Какое сейчас время года?
– Какие признаки весны вы знаете?
– Давайте вспомним стихотворение про перелетных птиц.

2. Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели!
Птицы с юга прилетели.
(Скрещиваются большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
(Поочередно, начиная с указательного пальца все пальцы «здороваются» с большим пальцем)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели,
(Скрещиваются большие пальцы, машут ладошками).

– Какие весенние цветы вы знаете?

3. Работа с демонстрационным материалом

На фланелеграфе расположены тюльпаны: 3 оранжевых и 4 красных.

– Сколько оранжевых тюльпанов?
– Сколько красных тюльпанов?
–  Каких тюльпанов больше?
– Какой знак надо поставить?
– Покажите свои карточки со знаком «больше».
– На сколько красных тюльпанов больше?
– А каких тюльпанов меньше?
– Покажите свои карточки со знаком «меньше».
– На сколько оранжевых тюльпанов меньше?
– Как сделать, чтобы оранжевых и красных тюльпанов стало поровну? (Прибавить 1, отнять 1)
– Покажите знак «равно».

4. Повторение состава чисел 4, 6, 8.

Вызываются 2 ребенка.

– Вместе вам надо достать 4 морковки, Вика достанет 1 , а сколько надо достать Никите?
– У кого больше морковок?
– У кого меньше морковок?
– Сделайте так, чтобы у вас стало поровну.
– По сколько морковок у вас стало?

Таким же образом поиграть с репками (2 и 4), огурцами (3 и 5).

Задача на нахождение суммы

На фланелеграфе 2 ёлки (высокая и низкая), 2 гриба по высокой елкой и 2 гриба под низкой елкой.

Дети сами составляют задачу, формулируя

– условие задачи;
– вопрос;
– решение задачи;
– ответ.

Решение задачи составляют из цифр набора «Учись считать» 2+2=4

Задача на нахождение остатка

Под елками 4 гриба, 1 гриб унес ежик.

Дети сами составляют задачу, формулируя

– условие задачи;
– вопрос;
– решение задачи;
– ответ.

Решение задачи составляют из цифр набора «Учись считать»  4 – 1=3

5. Физкультминутка

Дети встают в круг, каждое слово «передают» из ладошки в ладошку по кругу.

С повторением дней недели.
Летел лебедь по синему небу,
Читал газету в… (день недели)
С повторением чисел от 1 до 10.
Летел лебедь по синему небу,
Читал газету под номером… (от 1 до 10)

III. Итог занятия

Таким образом, математическое развитие детей с ЗПР надо рассматривать как составную часть целостного развития ребенка-дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях наиболее значимыми компонентами целостного развития выступают личностная, умственная, речевая, эмоциональная составляющие. Экспериментально установлено, что в умственном развитии детей дошкольного возраста немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Могу отметить, что планомерная и целенаправленная коррекционная работа с детьми, проводимая педагогами-дефектологами и воспитателями помогает им сделать значительный скачок в развитии. Некоторые из них достигают такого уровня, при котором в семилетнем возрасте могут приступать к обучению в массовой школе наравне с нормально развивающимися сверстниками.