Праздник знаний по теме "Давление твёрдых тел жидкостей и газов"

Разделы: Физика


ТИП УРОКА: Урок контроля знаний и умений.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить, систематизировать, устранить пробелы в знаниях учащихся по теме урока.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие познавательной активности, умения работать в должном темпе.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитание дисциплины труда, чувство гордости за свои успехи.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные, наглядные, практические.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: барометры-анероиды, сосуды с водой, таблицы физических величин.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

  • отмечаются отсутствующие
  • устанавливается контакт учителя с учащимися

УЧИТЕЛЬ: мы с вами изучили большую тему: "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Вы знали, что за неделю до урока "Праздник знаний" было назначено жюри из лаборанта кабинета физики, одного учащегося и 3-х родителей. Вы видите большие часы в кабинете я выражаю надежду, что данный урок будет для вас не только контролем знаний и умений, отчётом, но и соревнованием, дающим возможность жюри испытать вместе с вами гордость за ваши успехи. Таблица для фиксации полученных баллов за каждый вид работы, призы для победителей у жюри имеются.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: класс делится на 3 команды:

Теоретики - это те, кто лучше других знает теоретический материал (аудиалы).

Ученики по очереди берут билеты с вопросами по теории, думают 1 минуту и отвечают. Ответ должен быть точен, конкретен, лаконичен. За ответ (как и за дополнение к нему со стороны др. учеников) ставлю оценку по 5 бальной системе, а жури фиксируют её в таблице, теоретический тур продолжается 20-25 минут. Вопросы теоретических заданий:

1) Что называется давлением? Формула для вычисления давления, единицы измерения давления.

2) Соотношение между единицами давления: Па, кПа, Н/см.

3) Как определить силу давления и площадь соприкосновения, через давление?

4) Почему газы оказывают давление? Объяснение давления с точки зрения МКТ.

5) Закон Паскаля.

6) Давление жидкости на дно и стенки сосудов. Объяснение причины этого давления. Формула для расчёта.

7) Сообщающиеся сосуды. Особенности расположения жидкостей в них.

8) Манометры.

9) Атмосферное давление, доказательство его существования. Чему оно равно, как изменяется?

10) Барометр-анероид, прибор для измерения атмосферного давления.

11) Насосы.

12) Выталкивающая сила, её направление, объяснение причины возникновения.

13) Формула архимедовой силы.

14) Условия плаванья тел.

15) Как определить плотность жидкостей, объём погружённого в него тела, используя формулу архимедовой силы?

16) Водный транспорт.

17) Воздухоплаванье.

Параллельно с работой теоретиков начинается практический тур, цель которого - проверить умения пользоваться приборами и навыки использования своих знаний.

В работе участвуют "экспериментаторы" (кинестетики) - это те кто хорошо работает с физическими приборами.

Вопросы практического тура:

1) Каким прибором и как можно определить давление жидкости? Провести это измерение.

2) Определить приборами, находящимися на столе, давление атмосферного воздуха в Па, кПА и мм. рт. ст.

3) Экспериментально доказать условия плаванья тел.

После сигнала "время" члены жюри собирают листочки с результатами выполения практических занятий.

Третья группа учеников параллельно с первой и второй выполняет практическое задание - решения задач. Этим заданием занимаются "калькуляторы" (визуалы), умеющие быстро реагировать считать.

Задачи:

1) болотный гусеничный трактор создаёт на почву давление 2 Н/см. Определите площадь соприкосновения гусениц с почвой, если вес трактора 61 кН.

2) на сколько большая выталкивающая сила действует на шар объёмом 0,02 дц, опушенный в воду, чем на тот же шар, погружённый в масло.

Члены жюри после 6 минут собирают листочки, а затем проверяют их. Жюри имеет образцы решения задач и ответы на вопросы. Пока идёт проверка выполнения заданий и подведения итогов по баллам для каждых групп класса учитель организует работу, например качественные вопросы из серии "Физика у нас дома":

1) какие физические приборы и почему нужно купить бабушке, страдающей высоким давлением?

2) о какой физической величине должен помнить папа, готовя шило для ремонта обуви?

3) какие приборы связанные с изучаемой нами темой, и зачем обязан иметь с собой старший брат выезжая на автомобиле в туристическую поездку?

УЧИТЕЛЬ: Вот и наступил последний этап урока - подведение итогов. Жюри, подсчитав оценки, оглашает результаты работы и выставляет общие баллы. Тех учащихся, которые получили больше 20 баллов, награждают призами (книгами по физике)

УЧИТЕЛЬ: Для меня, дорогие учащиеся, в таких уроках важны не только ваши высокие баллы, хотя и это показатель качества моей и вашей работы, но и ваше психологическое состояние. Надеюсь, оно торжественное, приподнятое не только у вас, моих учеников, но и у родителей. Я рада вашим успехам. Надеюсь, и дальше вы будите усиленно заниматься физикой, сопереживать товарищам.

УРОК ОКОНЧЕН.