Правовое обеспечение дисциплины "Основы экономики"

Разделы: Экономика


Цель введения правовых знаний в учебный курс

Состоит в том, чтобы дать студентам возможность ориентироваться в экономической сфере жизни общества, урегулированной и защищаемой нормами права и научиться работать с источниками правовой информации.

Задачи введения правовых знаний в учебный курс

Показать студенту, какие вопросы нашей экономической стороны жизни урегулированы правом, а в каких можно проявить самостоятельность, выбрать экономически более эффективный вариант. В экономической деятельности часто возникают так называемые внештатные ситуации (форс-мажоры), когда человеку трудно решить, как же ему поступить. Знание норм права, регулирующих экономическую жизнь общества, позволит разрешить данную ситуацию с наименьшими издержками для себя и окружающих людей.

Курс «Основы экономики» построен мной таким образом, что наряду с какими-то общими положениями, предусмотренными в законодательстве, учащимся предлагается множество задач,  имеющих в основе своей конкретные  ситуации, которые с высокой степенью вероятности могут встретиться на их жизненном пути. Эти ситуации надо разрешить с использованием положений  законодательства. Здесь учащийся  вынужден учиться размышлять, тренировать свой интеллект, а не просто запоминать.

Задания, предлагаемые к рассмотрению в качестве практических или самостоятельных работ, предполагают ответ в виде формулы, определенной соответствующим нормативным актом. Вполне вероятно, что ученики будут рассуждать по-разному относительно многих задач, спорить,  доказывать свою позицию.

Для многих определенные правовые нормы являются открытием и вызывают много вопросов и споров.  В таких случаях единственным  (и последним) аргументом является соответствующая норма закона и умение читать и разбираться в соответствующей документации. Научиться спорить, отстаивать свое мнение, но при этом руководствоваться правовыми нормами – тоже первоочередная задача, стоящая перед студентом. Общеизвестно, что именно финансовые вопросы и вопросы семейного бюджета являются очень болезненными, часто приводят к ссорам, размолвкам и даже разводам. Научиться корректно, этично, уважительно относиться к оппоненту, ко всем людям, их мнениям, но при этом уметь пользоваться нормативными актами и положениями – одна из немаловажных задач учебного курса «Основы экономики».

Основные законы и кодексы, применяемые на уроке:

  1. Конституция РФ,
  2. ТК РФ,
  3. ГК РФ,
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  5. НК РФ,
  6. ЗОПП,
  7. СК РФ,
  8.  Отдельные ФЗ, соответствующие тематике текущего урока:
    • «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ  
    • «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1(действующая редакция)
    • «О банках и банковской деятельности в РФ»,
    • «О Центральном банке РФ (Банке России)»,
    • «О собственности в РФ»,
    • «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
    • «О государственной налоговой службе РФ»,
    •  «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
    • Положение от 27 января 2009 года « О порядке оказания дополнительной материальной поддержки гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения города Москвы». 
    •  Постановление  Правительства Москвы от 27 января 2009 года
    •  «Об утверждении положений о порядке дополнительной социальной и материальной помощи безработным гражданам и иным категориям граждан»,
    • Закон  «О состоянии и дальнейшем развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства города Москвы»,
    • Закон «О занятости населения в РФ»
    • Постановление"О  социальной поддержке населения в г. Москве"
    • Проект ФЗ « Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ»
    • ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Тематический план курса (32ч.) и соответствующая теме законодательная база.

№№
занятия

Название раздела  /  название темы

Всего
часов

Изучаемые и применяемые законодательные акты

Самостоят. учебная нагрузка студентов

1

 Введение.
Цели и задачи дисциплины

2

 

 

 

 Раздел 1. Экономика и её роль в жизни общества.

8

 

 

2

Тема 1.1.Назначение и структура экономики. Основные вопросы экономики

2

Конституция РФ, раздел 1, гл.1, ст.1-8.

 

3

Тема 1.2. Собственность и её виды

2

Конституция РФ, гл.1, 8, ГК РФ,ч.1, р.1, п/р 2, гл.4(п.1-3) СК РФ, р.3, гл.7

 ГК РФ,ч.1, р.1, п/р 2, гл.4(п.4-5)

4-5

Тема 1.3.Организация хозяйственной деятельности

4

КоАП, ст.2, 3

 

 

Раздел 2. Микроэкономика.

8

 

 

6

Тема 2.1.Структура микроэкономики

2

ГК РФ, ч.2,р.4,гл.30,

 

7

Тема 2.2. Рынок

2

ФЗ«О рекламе»,гл.1,НК РФ, ч.1,гл.7, ст.38,40-41

 

8

Тема 2.3. Конкуренция и монополия

2

Закон о рекламе   гл.5, ЗОЗПП ,гл.1 Закон"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности  на товарных рынках»

ЗОЗПП, гл.2, ст. 19,21,23,24

9

Тема 2.4.Экономические основы бизнеса

2

НК РФ, ч.2, р.8, гл.25, ст. 248,252-255

НК РФ, ч.2, р.8, гл.25, ст. 256, 259

 

Раздел 3. Распределение доходов в обществе.

4

 

 

10

Тема 3.1. Распределение доходов в микроэкономике

2

НК РФ,ч.1, р.1,гл. 2, ст.12,13,14,15,НК РФ НК

 

11

Тема 3.2. Государственное перераспределение доходов. Налоговая система.

2

НК РФ, ч.1,р.6,гл.15, ст.106-108,114.

НК РФ, ч.1,р.4,гл.8, ст.44-47.

 

Раздел 4. Макроэкономика.

6

 

 

12

Тема 4.1. Структура экономики страны. Экономический рост национального хоз-ва.

2

Бюджетный кодекс РФ, раздел 1 гл. 12, ст. 88, гл. 13 ст. 89-96, раздел 2 гл. 7, 8,

Бюджетн. кодекс РФ, раздел3гл.9,11, 12.

13

Тема 4.2. Неустойчивость и равновесие нац. хозяйства. Регуляторы национального хозяйства.
Безработица. Инфляция.

2

Закон «О занятости населения РФ»,гл.2, гл.6,ст.27-32, ТК РФ, ч.3, гл.12,13.

ТК РФ, ч.3, гл.15,16.

14

Тема 4.3. Финансы и кредитно-денежная система.

2

Закон о ЦБ РФ, ст.3,4, закон « О банках и банковской деятельности», ст.5.

Закон «О кредитных историях», ст. 6.8,10.

 

Раздел 5. Современная мировая экономика.

4

 

 

15

Тема 5.1. Мировое хозяйство на рубеже 20-21 столетий.

2

 

 

16

Тема 5.2. Мировой рынок товаров, услуг, валют. Глобализация мировой экономики.

2

ФЗ «О торгово-промышленных палатах в РФ» Гл. 4, ст. 14-16, гл. 5, ст. 17-18.

Закон о  валютн. регулировании, ст.9, 14,15.
  Итого

32

 

9

При изучении данного курса я часто информирую студентов об изменениях в законодательстве города Москвы для того, чтобы они лучше ориентировались в экономической ситуации в мегаполисе, могли своевременно  изучить важные положения новых законодательных актов, сопоставить их с текущей ситуацией на рынке, подумать, к чему приведут эти шаги. Это хорошо развивает экономическое мышление и умение прогнозировать ситуацию.

По объему изучаемого материала уроки примерно одинаковы. Однако по сложности правовой материал, предлагаемый на одних уроках, более сложный, чем на других. Особой сложностью отличаются темы, связанные с регулированием отношений собственности, с расчетами и выкладкой  методики расчетов по определенной тематике (кредиты, налоги, сборы). Очень часто именно расчетная часть вызывает большие сложности. Но эти расчеты являются необходимыми, так как специалисты-экологи, выпускающиеся по специальности  «Охрана окружающей среды и рациональное  использование природных ресурсов» должны уметь рассчитывать необходимые параметры (ущерб, налог, сбор, эффект от внедрения экологического оборудования, окупаемость, и т.д.), используя нормативные акты. Учебный курс « Основам экономики» при должной заинтересованности по силам любому студенту среднего уровня.

Способы ознакомления с правовой информацией

При изучении определенных разделов по курсу « Основы экономики» студенты должны уметь пользоваться правовыми документами. К сожалению, в библиотеке  учебного заведения нет большого количества необходимых законодательных актов, но ознакомление с оригиналами производится путем ксерокопирования отдельных статей соответствующих документов, чтения их вслух преподавателем, знакомства  с первоисточниками информации студентами дома на сайтах «Фемида», «КонсультантПлюс»,  «Экономика и право», «Кодекс.ру»,  «Клерк.ру» где представлена, на мой взгляд, правовая информация наиболее полно, доступно и удобно, и последующем обсуждении правовой документации на  тематическом уроке. Много полезной  информации можно почерпнуть на сайте ФНС РФ.

Практические и самостоятельные задания по изученному правовому материалу

После ознакомления учащихся с правовыми источниками целесообразно задавать вопросы в рамках изученного материала и требовать документального обоснования своей  позиции:

1. Как определить рыночную цену товара? (НК РФ, ст. 40)
2. Что такое доход? (НК РФ, ст. 41)
3. Можно ли считать расходами предприятия сумму платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду? (НК РФ, ст .270.4)
4. Можно ли считать расходами предприятия оказание материальной помощи работнику? (НК РФ, ст.23)
5. Является ли доходом полученная безвозмездная помощь и подлежит ли она налогообложению? (НК РФ, ст. 251.6)
6. Что такое субаренда?
7. Что считается расходами предприятия при освоении им природных ресурсов? (НК, ст.261)
8. Кто устанавливает курсы валют по отношению к рублю? (ФЗ о ЦБ РФ, ст.4)
9. Какие сделки может проводить банк? (ФЗ о банках и банковской деятельности, ст.5)
10. Может ли банк предоставлять консультационные, лизинговые, страховые услуги? ( ФЗ о банках и банковской деятельности, ст.5)
11. Когда наступает административная ответственность? (КоАП, ст.2.3)
12. Чем грозит  нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта  ( КоАП,  ст.6.4)
13.  В чем  заключается нарушение законодательства об экологической экспертизе и каковы последствия такого нарушения? (КоАП, ст.8.4)
14. Сокрытие или искажение экологической информации – каким образом наказывается данное правонарушение? (КоАП, ст. 8.5)
15. Какая сумма  в ин. валюте подлежит декларированию при ввозе в РФ? (З-н о валютном регулировании, ст.15.1)
16. Какая сумма в ин. наличной  валюте не подлежит декларированию при вывозе из РФ физическими лицами? (З-н о валютном регулировании, ст.15.3)
17. Какие бывают формы собственности на землю? (Конституция РФ, ст.9)
18. Налоги и сборы. Федеральные  налоги.  (НК РФ, ст. 13)
19. Налоги и сборы. Региональные  налоги.  (НК РФ, ст.14)
20. Налоги и сборы. Местные налоги. (НК РФ, ст. 15)
21.  Перечислить налоги прямые и косвенные. Привести примеры.
22. Используя данные таблицы, рассчитать сумму налога  за 2010 на транспортное средство( любое). (НК РФ, ст. 361)

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л.с. включительно
– свыше 100 л.с. до 125 л.с. включительно
– свыше 125 л.с. до 150 л.с. включительно
– свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно
– свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно
– свыше 200 л.с. до 225 л.с. включительно
– свыше 225 л.с. до 250 л.с. включительно
– свыше 250 л.с.



7
20
30
38
45
60
75
150

Заключение

Детальное изучение отдельных правовых документов при изучении экономических дисциплин для специальности «Охрана окружающей среды и рациональное  использование природных ресурсов» позволит выпустить из стен колледжа человека правильно социально ориентированного, человека, который будет себя чувствовать уверенно при возникновении каких-либо сложностей, касающихся производственных отношений, человека, который сможет настойчиво и уверенно искать свое место в жизни, работать, строить семейные и общественные отношения, опираясь на ту экономико-правовую базу, которую получил в колледже, расширяя и совершенствуя свои познания в сфере экономики и права.