Повесть А.И. Куприна "Молох"

Разделы: Внеклассная работа


В рамках традиционной школьной программы по литературе для изучения на уроках внеклассного чтения в старших классах предлагались, как правило, следующие произведения  А. И. Куприна : «Поединок», «Гамбринус», « Суламифь», « Гранатовый браслет», «Листригоны», «Изумруд». Повесть А.И. Куприна «Молох» в программу уроков внеклассного чтения почти никогда не включалась. Автору данной работы именно повесть «Молох» представляется произведением, способным всколыхнуть интерес в среде старшеклассников к творчеству А.И. Куприна в условиях российской действительности. Не секрет, что нынешние старшеклассники живут в эпоху такой общественно политической формации, для которой у современных историков и политологов нет даже точного определения. Одни склоняются к тому, чтобы обозначить современный исторический отрезок как дикий капитализм, другие – как феодальный капитализм, третьи – как, опять же дикий, пост-социализм. Одно бесспорно, современные старшеклассники живут в эпоху первоначального накопления капитала, а точнее , в эпоху первоначального пост-социалистического разграбления общественного капитала.
Негативные черты и явления, свойственные периоду классического первоначального накопления капитала, описанному в «Молохе» А.И. Куприна, без труда угадываются и в нашем времени, времени дикого накопления капитала, накопления через разграбление.

Цели:

  • Обучающие: познакомить с историей создания повести «Молохо», проанализировать повесть А.И. Куприна со стороны содержания и художественных особенностей;
  • Развивающие: продолжить работу над развитием диалогической и монологической речи учащихся, отработать навыки анализа художественного произведения, развитие внимания к художественному слову, развитие понятий морали, нравственной чистоты, культуры;
  • Воспитательные: воспитание читательской культуры, литературного вкуса, формирование отдельных личностных качеств: достоинство, честь, порядочность, освещение вопроса пагубного влияния наркотиков на физическое и психологическое состояние человека.

Оборудование: запись на доске, тексты художественного произведения, протрет А.И. Куприна, иллюстрации А. Тамбовкина.

ХОД УРОКА

I. Слово об авторе и истории создания повести

Работа Куприна над «Молохом» – образец удивительного трудолюбия. Он сидел над рукописью по четырнадцать часов подряд. Не спал ночи. С бесконечным терпением переписывал каждую строку, каждую страницу. А читателям казалось, будто автору все далось очень легко : и внешняя простота, и напряженное действие, и изящество формы, Как добивался он этого, как понимал  своё призвание?
В основу повести легли впечатления, полученные писателем во время поездки весной и летом 1896 года по Донбассу, где он знакомится с рельсопрокатными и сталелитейными промышленными предприятиями. Куприн поступил работать на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учета кузницы и столярной мастерской на заводе в Волынцеве. Впечатления, полученные Куприным в ходе работы на заводе, писатель отразил в очерках: « Юзовский завод», « Рельсопрокатный завод».
Помимо того факта, что для написания повести А.И. Куприн лично изучал производство, о котором писал, о том, как трепетно он относится к вопросам художественного мастерства свидетельствуют и его высказывания: « Если хочешь что-нибудь изобразить...сначала представь себе это совершенно ясно, цвет запах, вкус, положение фигуры, выражение лица, Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или « он как-то неловко вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази  позу или голое совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные...» 

II. Беседа-опрос

Вопрос учителя: Прежде, чем обратимся к тексту повести, попробуем прояснить смысл заглавия, Кто такой Молох.

Ответ: Молох – бог огня и войны в религии древних финикийцев, для умилостивления которого сжигали детей.

Вопрос учителя: «Встречаем ли мы такого персонажа в повести?»

Ответ: Нет.

Вопрос: «Почему же повесть носит такое заглавие? Кому или чему дает Куприн имя кровожадного божества?»

Ответ: Под Молохом Куприн подразумевает гигантское промышленное предприятие, работа на котором трудна, опасна, и вытягивает из человека жизнь, и в целом новый буржуазный уклад жизни, пожирающий обычного человека. В повести есть и прямые сравнения одного из героев, крупного дельца Квашнина, с Молохом, с идолом, божеством (стр. 77).

Вопрос: «Почему Квашнина сравнивают с Молохом?»

Дается характеристика Квашнину.

Варианты:

1) Индивидуальные заранее подготовленные сообщения

2) В ходе коллективного обсуждения по вопросам:

  • Кто такой Квашнин?
  • Как он появляется на страницах повести?
  • Что известно о нем до его приезда?
  • Каким представляется он Боброву:
  • Как к нему относятся в семье Зиненко?
  • Как Куприн создает этот образ?
  • Обратить внимание на гротеск в изображении героя, сравнения, эпитеты, метафоры.
  • Квашнин в сцене бабьего бунта.
  • Квашнин на пикнике.
  • Рассмотреть иллюстрации Тамбовкина.

III.  Характеристика центрального героя А.И. Боброва

План характеристики.

  1. Знакомство с героем.
  2. Его отношения к Нине Зиненко. Работа с иллюстрациями.
  3. Его взаимоотношения с семьей Зиненко.
  4. Завод в жизни Боброва.
  5. Бобров и Свежевский. Сравнительная характеристика.
  6. Бобров и Квашнин. Нравственное противостояние.
  7. Доктор Голдберг и Бобров.
  8. Сцена на пикнике.
  9. Попытка взорвать котлы на заводе.
  10. Возврат к морфию

IV.   Характеристика конфликта повести

Своеобразие, острота.
Роль любовной интриги в развитии конфликта в повести.

V. Подведение итогов, систематизация, вывод.

VI. Домашнее задание: подготовить полный развернутый ответ на вопрос: «Любовь Боброва к Нине Зиненко – благо или наказание?»