Развитие познавательных способностей

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Развиваемые способности: совершенствование воображения; развитие аналитических способностей, артикуляционного аппарата; тренировка зрительной памяти.

Оборудование: компьютер, светопроектор, экран, счетные палочки, листы для  рисования форматом А4 на каждого ребёнка, цветные карандаши, тетради с печатной основой №1 «Юным умникам и умницам» О.Холодовой (Приложение), аудиокассета со спокойной музыкой для релаксации, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент

Настроим свой организм для работы.
«Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполняйте  30 секунд.

 «Ленивые восьмёрки» (упражнение активирует структуры мозга, обеспечивающие  запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте  шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
 «Вижу палец!»: указательный палец правой руки  держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в  течение 4-5 секунд, затем  закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать  то же, но закрыть правый глаз. [3].

II. Разминка

Какие животные могут это делать?

– мурлычет – ... (кот); шипит – ... (змея);
– мычит – ... (корова); жужжит – ... (шмель);
– пищит – ... (мышь); воет – ... (волк);
– фыркает – ... (кот); каркает – ... (ворона);
– чирикает – ... (воробей); кукует – ... (кукушка);
– поёт – ... (соловей); квакает – ... (лягушка);
– ревёт – ... (медведь); блеет – ... (овца).

III. Совершенствование воображение

Посмотрим, хорошо ли вы знаете животных. Угадайте, кому принадлежат эти лапы?
На экране поочерёдно появляются слайды (Презентация) с изображением лап животных, которые, в свою очередь, сменяются фотографиями этих же животных.

– На какие группы можно разделить этих животных (домашние и дикие)?
– Назовите домашних животных (курица, кошка, собака, гусь, корова).
– Назовите диких животных (лягушка, страус, журавль, сова).

IV. Тренировка зрительной памяти

– Молодцы, знаете многих животных. А сейчас проверим ваше внимание и память.
Посмотрите внимательно на экран. По истечении 15 секунд  картинка убирается.

– А теперь ответьте на вопросы:

– Сколько предметов было на экране?
– Сколько лепестков у цветка?
– Какой предмет изображён под номером три?
– Сколько в домике окон?
– Есть ли в чашке вода?

– Теперь проверим, насколько вы были внимательны и правильно отвечали на вопросы. На экране снова появляется слайд с этой картинкой. Учитель совместно с детьми анализирует ответы, выявляет ошибки.

V. Артикуляционная гимнастика

– А теперь разомнём язычок.

1. Открываем ротик – дом
     Кто хозяин в доме том?
     В нём хозяин – Язычок.
     Он удобно в доме лёг.

2. В этом доме две стены.
     Это щеки нам видны.
     Могут стены в дом втянуться,
     А потом, как шар, раздуться.

3. Пол есть тоже в доме нашем.
     Челюсть нижнюю покажем.
     Эта челюсть нижняя
     В домике подвижная.

– А теперь язычок отправится на прогулку.

4. Язычок гулять выходит,
     Домик он кругом обходит.
     Кто же тут, а кто же там?
     Он глядит по сторонам.

5. Смотрит, как расчёска – зубы
     Нам причёсывает губы.

6.  Видит: губки очень гибки.
      Ловко тянутся в улыбке.

7.   А теперь наоборот:
      Губки тянутся вперёд.

8.  Язычок стал маляром
      Аккуратно красит дом.

9.   То иголка, то лопата
      Язычки у вас, ребята.

10. Любит он покушать сладко.
      После скачет, как лошадка.

11. В зоопарк пойдём теперь.
      Открываем шире дверь.

12. Нас встречает добрый слон.
      Длинный хобот тянет он.

13. Улыбнулись нам подружки –
      Большеротые лягушки.

14. Жираф вытянул вверх шею.
      Очень он гордится ею.

15. Вот пантера. Зверь другой.
      Спину выгнула дугой.
      Спину выгнула дугой...
      Язычок, скорей домой! [1].

VI. Физкультминутка «Весёлые мартышки»

– Язычок остановился у клетки с мартышками.

Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три» –
Все с гримасами замри!
«Раз-два-три!»

(Движения выполняются по содержанию текста)  [2].

VII. Задание по перекладыванию спичек (палочек)

Приготовьте палочки. Внимательно посмотрите на экран. Это вам поможет правильно выполнить задание и проконтролировать себя.
Составьте два равных треугольника из пяти палочек. Подумайте, как это можно это сделать. (Дети выполняют задание). На экране появляется слайд:

Проверьте и  исправьте ошибки, если они у вас есть. Теперь  из семи палочек составьте два квадрата.

Дети сверяют с образцом и исправляют ошибки.

VIII. Весёлая переменка

Попытайтесь  нарисовать в воздухе обеими руками  сначала треугольники
(в зеркальном направлении), а затем – квадраты (в зеркальном направлении), затем одной рукой квадрат, другой треугольник.

IХ. Совершенствование воображения

1.   Сейчас  немного пофантазируем. Посмотрите на экран.
– Какая это фигура?  (Треугольник)
Если подрисовать круг и узор, получится... (шапочка или колпачок)

Винни-Пух решил поработать художником, но затруднился. Ему нужно помочь. Он ждёт вас на странице 40 в тетрадях. Открываем тетради. (Приложение).

Задание №2 Помогите Винни-Пуху дорисовать из треугольников картинки. (Два рисунка выносятся на доску. Дети по желанию работают у доски.)

2. Задание № 4. Нарисуйте схематично: трубу, фару, дверь, глаз, очки. Покажите соседу по парте, предварительно закрыв слова. Догадался ли он, что вы изобразили?

3. Задание № 5. А теперь задание потруднее. Надо изобразить не просто предметы, а как выглядит шелест листьев, гром, звон крыльев комара, хруст снега.

4. Релаксация. Сядьте поудобнее и закройте глаза... Глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на берегу моря. Окружающий вас песок совершенно сухой и мягкий. Лицо обдувает теплый свежий ветер. Волны накатывают на ваши ноги. Вам хорошо, спокойно. Вы  сидите и наслаждаетесь шумом волн... (Пауза. В это время дети слушают аудиозапись со звуками природы.)  Вам стало легко, спокойно. К вам возвращаются силы, энергия. Сейчас  можете попрощаться с морем и медленно вернуться сюда в комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь свежими и полными бодрости.
А теперь нарисуйте, что вы почувствовали  и услышали. Возьмите листы бумаги и цветные карандаши.
По окончании работы дети рассказывают о своих работах.

Х. Рефлексия

– Что почувствовали во время прослушивания музыки, что услышали?
– Что понравилось сегодня на занятии, что не понравилось?
– Что оказалось трудным?
– Что нового узнали и научились делать?

Используемая литература

  1. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Москва: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  2. Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель, 2004.
  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика: Методическое пособие 1 класс. Москва: Росткнига, 2006.
  4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Информатика, логика, математика: Рабочая тетрадь №1 1 класс. Москва: Росткнига, 2008.