Интегрированный урок-игра по химии и ОБЖ "Вредные вещества на "службе" у человека. "Атмосферный кризис". 8-й класс

Разделы: Химия, ОБЖ

Класс: 8

Ключевые слова: Основы безопасности жизнедеятельности


Пропедевтические понятия о веществах и их превращениях учащиеся получают в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биология  и  физика.  В процессе изучения первоначальных химических понятий, начиная с 8 класса, учащиеся имеют возможность соединить общие представления  о химических явлениях. Виды межпредметной и внутрипредметной  интеграции в учебно-познавательной деятельности лишь создают перспективную зону для развития и становления гармоничной личности.

Подготовительный этап интегрированного урока представляет собой активный творческий поиск нового и значимого.  Учитель стремиться сконцентрировать  учебные знания, умения и навыки учащихся в выбранной теме.  Структура интегрированного урока зависит от формы организации учебно-познавательной деятельности.  Интегрированный урок-игра характеризует мастерство учителя, стиль общения с учащимися и альтернативную форму работы. На первом месте, выступает мотив, необходимое условие для успешной межпредметной интеграции, координируются цели, выявляется состав компонентов интеграции (общие и специфические понятия, события), последовательность изложения учебного материала, оптимальные методы и приемы обучения, наглядный и дидактический материал, критерии оценивания учащихся во время игры. 

Дифференцированно-групповые формы работы, которые учитель организует во время урока, развивают эмоционально-положительную учебную мотивацию, повышают самоконтроль и ответственность, настойчивость и социальный статус ученика в коллективе.

Учащиеся коррекционно-развивающих школ нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых, следовательно, своевременная психолого-педагогическая помощь необходимое условие для коррекции и развития основных  психических функций, среди которых ведущее место отводится речи, памяти,  мышлению и вниманию.

Цели:

  • Образовательная: развивать познавательную активность и творческие способности через познание законов природы, осознание сложных взаимосвязей человека и окружающей среды в единстве учебных предметов.
  • Коррекционно-развивающая: способствовать успешному формированию мыслительных форм деятельности на основе развития зрительного и слухового восприятия, внимания и воображения.
  • Воспитательная: воспитывать экологическую компетентность в решении нравственных проблем, а также бережливое отношение к природным богатствам родной Земли.

Форма урока: интегрированный урок-игра по химии и ОБЖ.

Вид интеграции: межпредметная интеграция на основе сопутствующих понятий.

Понятия по химии: металлы и неметаллы; простые и сложные вещества; состав воздуха; свойства кислорода и озона; свойства оксидов и кислот; классификация оксидов.

Понятия по ОБЖ: источники загрязнения окружающей среды; антропогенные изменения в природе; предельно допустимые концентрации веществ; экологические проблемы.

Оформление доски: плакат «Десять кадров человеческой деятельности». Название команд.

Оборудование:

1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.
2. Синие и красные конверты.
3. Незаконченная картина «Райский лес».
4. Баллы-«облака»: голубые, розовые, серые, черные и белые (жетоны).
5. Бумага А3.
6. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
7. Диск. Музыка для релаксации 3. Живая планета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Приветствие учителя и присутствующих гостей.

II. Мотивационный этап урока

Учитель: Сегодня у нас интересный урок. Этот урок поможет объединить команды параллельных  8-х классов  и покажет успешность усвоения знаний, умений  и навыков по двум на первый взгляд разным учебным предметам из школьного расписания. (Приложение. Слайд 1)
Задания на внимание и слуховое восприятие.

Первая загадка

На этих уроках ряды превращений
веществ нам известных,
На этих уроках плеяды великих ученых,
пути вдохновений,
На этих уроках «взрывные» сюрпризы открытий
веществ неизвестных,
Химических знаков и формул ряды,
команды дополнить по смыслу должны.
Задание первой команде: водород, углерод, азот и … (неметалл).
Задание второй команде: алюминий, железо, свинец и … (металл).
Третья команда обижена нами не будет,
Здесь перечень простых веществ – азот, фтор, кислород, водород.
Но, вам, нужен лишь один,
бесцветный «гигантский» исполин,
Способный к горению и медленному окислению. (Кислород) (Приложение. Слайд 2)

Вторая загадка

Взрывы, пожары, землетрясения и извержения вулканов!
Всем эти нас не напугать,
Везения нам не занимать,
Девиз свой знаем мы на 5!
В путь отправляется отряд.
Зеленка, йод и марля,
Все готово!
Ведь это уроки …

(Приложение. Слайд 3)

Команды хором называют учителя по предмету ОБЖ, который присутствует на игре в качестве члена жюри.

Учитель: Команды справились с первым заданием. Действительно, сегодня нам предстоит вспомнить понятия из курса химии и ОБЖ. Продолжить по смыслу.

Задание на развитие воображения.

Соединились два предмета:  Химия + ОБЖ = Единство ЗУН (знаний, умений и навыков).

  • Химия + ОБЖ = смекалка + находчивость.
  • Химия + ОБЖ = оригинальность + организованность

Команды получают свои первые баллы. Баллы, отражают смысл  игры,  всю трагедию природной стихии и человеческого безразличия. Баллы – «облака». Облака будут разного
цвета: голубые, розовые, серые, черные и белые. (Приложение. Слайд 4)

III. Ориентировочно-нацеливающий этап урока

Учитель:  Сегодня нам предстоит окунуться в тайны экологических проблем. Каждый из живущих на Земле понимает, как много зависит от нас самих. Человечество стремится обеспечить каждого всем необходимым, используя земные ресурсы, природные запасы планеты. Воздушная оболочка оказалась на грани загрязнения, благодаря хозяйственной деятельности человека. «Атмосферный кризис» заботит многие страны.  «Вредные» вещества на службе у человека, как мы все понимаем, в действительности, незаменимая часть гигантских промышленных предприятий. И промышленная индустрия в «гонке» за благополучием людей, создает экологические проблемы, способные погубить жизнь. Проверим, справятся ли наши команды с предлагаемыми экологическими задачами и проблемами. Смогут ли, наши участники найти ответы и показать решения, сложившихся экологических ситуаций?

Представление команд.

Развитие произвольного внимания и коррекция речи.

Первая команда (Приложение. Слайд 5)

Название команды: «Экос»
Девиз: «Экос» от слова «дом»,
«Экос» от слова «родной»,
Мы команда готовая рассказать все, что мы знаем о Земле!

Вторая команда  (Приложение. Слайд 6)

Название команды: «Эврика»
Девиз: «Эврика» – это новые открытия,
«Эврика» – это много замечательных идей,
Мы команда способная понять экологическую проблему Земли!

Третья команда (Приложение. Слайд 7)

Название команды: «Радар»
Девиз: «Радар» – поисковая система,
«Радар» – знания, умения и навыки,
Мы одна из немногих команд готовая пойти на любой риск, для спасения нашей планеты!

Учитель: Четыре конкурса: «Голубой дым», «Хочу все понять», «Перекрестный огонь» и «Природные казусы» оцениваются от 1 до 3 баллов. Эти конкурсы, мы надеемся, покажут сплоченность команд, дружность, инициативу и солидарность,  а также способность к разумным решениям в спорных ситуациях.
1 балл –  сделана попытка ответить на вопрос, но нет точных аргументов.
2 балла  – ответ неполный, смысл ответа участников зависел от уточнений со стороны учителя.
3 балла –  ответ полный, содержательный, аргументированный. (Приложение. Слайд 8)

Конкурсная система в игре поможет нам набрать достаточное количество баллов. Первый конкурс называется «Голубой дым».
«Голубой дым» от непонятных слов у вас возникло ощущение,
Тогда приведем сравнение и обобщение.
Дыма без огня не бывает и каждый из вас это знает!
Нас ждут шарады, «зашифрованная телеграмма», тестовая разминка и проблемный круг.

Первое задание (развитие пространственной ориентации и невербальной моторики)

Отобразите, соперникам, играющих команд. Команды вытягивают конверты. Задание показать шараду. Каждой команде дается минута на подготовку. Жюри оценивает задание за изящество в перевоплощении и за быстроту угадывания. (Приложение. Слайды 9, 10,  11)  «Человекообразные обезьяны»; «Дождливый день»; «Химический эксперимент».

Второе задание «Зашифрованная телеграмма» (задание на развитие вербально-логического мышления)
Прочитайте сообщение... (слайд-шоу)

Учитель: Без небольших подсказок здесь не обойтись! (Приложение. Слайд 12)
Ошибался ли,  Леонардо да Винчи изучая человеческое тело?
Кто он? Первобытный человек или художник-самоучка?!
Каждый спортсмен в душе чемпион! 
Сила, ловкость, выдержка, упорство – качества сильной личности!
Мы знаем, что «не Боги горшки обжигают».
Любой вариант ответа засчитывается членами жюри. Человек венец природы!  Человек творец природы!  Человек часть природы!

Третье задание (развитие сопоставления, применение классификации)

Тестовая разминка. Командам раздаются задания. Определите по описанию источники загрязнений атмосферы.  .

Ответы: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.

  1. Этот вид загрязнения связан с жизнедеятельностью живых организмов.
  2. Энергетические источники загрязнения окружающей среды.
  3. Загрязнители, попадая в атмосферу, активно начинают реагировать с ее компонентами.
  4. Пылевые частицы в атмосфере, твердые частицы в окружающей среде.

Возможные ответы: (Приложение. Слайд 13)     

А) Механические источники загрязнения атмосферы
Б) Химические источники загрязнения атмосферы
В) Биологические источники загрязнения атмосферы
Г) Физические источники загрязнения атмосферы

Четвертое задание (задание на логическое мышление)

Проблемный круг. (Приложение. Слайд 14)

Учитель:  Выявите экологические проблемы в цепочках с понятиями. Заполните схему. Найдите обобщающее слово и недостающую экологическую проблему.
А) О3, бесцветный газ, ультрафиолетовые лучи.  (Озоновый экран).
Б)  Н2О, дождь, кислота.  (Кислотные осадки). (Приложение. Слайд 15, 17)

Правильные ответы: Атмосфера, кислотные осадки, парниковый эффект, озоновый экран.

Учитель: Правильность заполнения схемы проверим «шутливыми выражениями». (Приложение. Слайд 16)
«Занавески» из пыли и облаков?   Изменение климата, пылевые облака, состав атмосферы.
«Фреон»  разрушитель?  Озоновый экран.
Эффект из пленки и стекла? Парниковый эффект. 
Что на «аш» начинается, то кислотой называется …?   Кислотные осадки.

III. Повторительно-обобщающий этап урока

Учитель химии:   

Конкурс «Хочу все понять».
Вот момент, которого так ждали,
Вот и «истина в химическом стакане»,
Колбы, пробирки на помощь придут,
Команды на выход,
Вас любят и ждут!

Учитель ОБЖ:

Вам хочу я пожелать,
В игре баллы не терять!

Вопросы по химии (коррекция  зрительной и слуховой памяти, развитие внимания)

Каждая команда вытягивает по одному вопросу в синих конвертах.

1. Согласны ли вы с выражением: «Азот – сложное вещество. В воздухе составляет 21%. С кислородом реагирует  при нормальных условиях». Дополните химической реакцией.

Ответ. Азот – простое вещество, при нормальных условиях неактивный газ, 78% в воздухе, способен реагировать с кислородом при сильных разрядах молнии до образования оксида азота двух валентного. (Приложение. Слайд 18)

2. Некоторые кислотные оксиды образуются в результате природных явлений. Напишите химические реакции взаимодействия кислотных оксидов с водой. Какими кислотами богата атмосферная вода?

Ответ. Углекислый газ  (оксид углерода четырех валентного) образуется в результате дыхания живых организмов. Этот газ взаимодействует с водой до образования слабой угольной кислоты. Во время вулканической активности  в атмосферу попадает сернистый газ (оксид серы четырех IV). Газ взаимодействует с водой до образования сернистой кислоты. (Приложение. Слайд 19)

3. Содержание озона в атмосфере распылено на высоте 10-30 км. Озоновый слой над Арктикой и Антаркти­кой оказался в значительной степени разрушенным. В 1987 г. в Монреале 50 государств подписали протокол по защите озонового слоя Земли. (Приложение. Слайд 20). Объясните процесс образования озона в атмосфере?  

Ответ. Одно из ярких природных явлений – гроза. В результате действия молний атмосфера раскаляется до 2000оС., молекулы кислорода распадаются на атомы. Молекула озона образуется в результате соединения трех атомов кислорода. (Приложение. Слайд 21

Вопросы по  основам безопасности жизнедеятельности находятся в красных конвертах (коррекция и развитие слуховой памяти)

1.  Какие растения вы бы посоветовали выращивать в городских парках, засаживать улицы города для создания экологического комфорта и благополучия? 

Ответ. Поглотителями сернистого газа являются береза пушистая, тополь черный, ива белая. Растительные поглотители угарного газа: осина, ель.  

2. Что предпринимается в городах, для сокращения выброса выхлопных газов работающего транспорта?

Ответ.  При разгоне автомобиля происходит самый большой выброс выхлопных газов, связи с этим создаются «зеленые волны» сокращающие количество остановок для автотранспорта.

3. Концентрация угарного газа в атмосфере больших городов над площадями вблизи, проезжей части, может нарушить общее состояние организма человека. Пребывание в эпицентре загрязнения в течение 6 недель способствует появлению первых признаков астмы. Определите признаки экологических проблем?

Ответ:  Повышение концентрации угарного газа, это  первый признак парникового эффекта. Второй признак изменение прозрачности и состава  атмосферы.

Мини-пауза

Эмоциональное состояние и положительный настрой на игру. Развитие пространственной ориентации.  Музыкальная релаксация.

Учитель химии:

Вы, наверное, устали… (да или нет).
Руки дружно вверх подняли,
Покачались, как деревья, на ветру качает ветер.
Глубоко вдохнули воздух,
Воздух гор и вершин белоснежных!
Медленно глаза закрыли и поплыли (начинают двигаться вперед).
По воздушным как сказка просторам!
Перед нами волшебные замки, чудесами игривыми блещут!
Манят прелестью неземною.
Но, земная краса нам ближе,
Выдыхаем просторы земные и ароматы цветов полевые.
Медленно глаза открыли и сказочную красоту забыли! (Приложение. Слайд 22)

Учитель: Продолжаем нашу игру. (Дифференцированно-групповая форма работы с учащимися. Развитие вербальной моторики.)

Конкурс «Перекрестный огонь». Каждая команда для этого конкурса подготовила по одному вопросу. Балл команде за интересный вопрос.

1. Основная часть (90%) озона находится на высоте 10-30 км. Озон подвергается воздействию фреонов. Фреоны – фторсодержащие соединения. Фреоны работают в холодильниках, в установках для кондиционирования воздуха, в аэрозольных баллончиках.

Вопрос: Каким последствиям для живых организмов может привести 10% содержание озона в нижних слоях атмосферы?

Ответ: Озон, действительно является опасным загрязнителем воздуха, если он находится в тропосфере. Озон действует на дыхательные пути, раздражает оболочку глаза, нарушает рост растений.

2. Известно, что по выбросам вредных веществ лидируют транспортные средства передвижения: автотранспорт, самолеты, железнодорожный транспорт, морской транспорт. На втором месте промышленные предприятия. Среди природных естественных загрязнителей атмосферы выделяют извержение вулканов, разрушение органики и лесные пожары.

Вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если «проснутся» около 10 вулканов одновременно?

Возможные ответы:

А) Резкое повышение температуры воздуха, что приведет к парниковому эффекту;
Б) Резкое понижение температуры воздуха и начало ледниковой эры; 
В) Для беспокойства нет причин! 

Ответ: Это приведет к уменьшению прозрачности атмосферы и тепловому балансу, произойдет понижение температуры воздуха на 5-6оС.,  что достаточно для наступления ледникового периода,

3. В сельском хозяйстве постоянно используют искусственное орошение от этого, и зависит качество и количество урожая.

Вопрос: Может ли искусственное орошение повлиять на проблему парникового эффекта?

Ответ: Искусственное орошение увеличивает количество воды в грунте и водяного пара в нижних слоях атмосферы, собирает и уменьшает годовую и суточную амплитуду температуры воздуха.

Учитель: Последний, четвертый конкурс, называется «Природные казусы».

Природа тайнами окутает сознание,
Ты ведаешь лишь частью бытия,
Природный казус –  это вам не наказание!
В природный казус окунуться нам пара!
Природа сама задает вопросы человеку и преподносит сюрпризы. Вопросы общие для всех команд. ( Развитие логического мышления).

1. Какой воздух называют «тяжелым»?

Ответ: В ситуациях, когда возрастает количество водяного пара в воздухе и уменьшается содержание кислорода («эффект бани»), у человека возникает ощущение тяжести в груди. Молекулярная масса воды 18 г/моль, молекулярная масса воздуха 29 г/моль, молекулярная масса кислорода 32 г/моль. Вода в 1,6 раза легче воздуха.

2. В 1000 литрах воздуха содержится около 9,4 литра инертных газов. Перечислите, какие вы знаете инертные (благородные) газы?  Назовите область применения благородных газов.

Ответ: Инертные или благородные находятся в периодической системе Д.И.Менделеева в восьмой группе главной подгруппе: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон, радон. Благородные газы применяют в осветительных (рекламных) щитах. Использовать при ответе таблицу «Периодическая система химических элементов  Д.И.Менделеева».

IV. Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель:  Подходит к завершению игра «Атмосферный кризис» и хочется еще раз посмотреть на кадры из жизни людей. Машины и гигантские заводы. Круг общения единомышленников. Наблюдение за изменениями в природе. Сложно найти правильное решение там, где оно зависит от мнений многих людей. И мы будем надеяться на разумность и рациональность человеческих идей, на научные открытия во благо жизни на Земле! (Приложение. Слайд 23)

Казусы жизни, течением времени связаны,
Что нас ждет впереди?
Чудо для каждого «всплеск лишь в сознании»,
Трудно, но надо идти,
Тайна за тайной,
Природа не терпеть коварства и  варварства,
Ты полюби этот мир,
И твори, лишь то доброе, светлое и для всех безопасное!
В мире для всех и любви!

Жюри:  Подводятся итоги конкурсов, и выявляется победитель игры.

Учитель: Команды заканчивают предложение. «Друг познается …». Варианты следуют самые разные. «Друг познается сразу»; «Друг познается, когда помогает делать уроки»; «Друг познается в походных условиях!» и т.д.  (Задание на обобщение и сравнение).
У каждой команды баллы-«облака», все вы обратили внимание, что они разного цвета: голубые, розовые, серые, черные и белые. Пожалуйста, выберите облако, на котором вы бы написали, следующие слова: «Мне понравилось…..». Что больше всего вам запомнилось на уроке?  Варианты ответов: «Мне понравилось наше жюри», «Мне понравилось играть с командой из параллельного класса», «Мне понравилось, что все было так весело и интересно».

Задание для всех команд. Незаконченная картина «Райский лес». (Развитие эмоционально-волевых качеств). Каждый участник игры подходит и приклеивает «облако» на общий атмосферный фон.

Участник команды «Экос»

Пусть в райских лесах цветут нежные розы и птицы поют,
Пусть облака нас встречают «барашками» белыми, пышными, чистыми!

Участник команды «Эврика»

Мы понимаем опасность, нависшую над природой!
Мы люди огромной и мудрой Земли!

Участник команды «Радар»

И в наших силах, сейчас, учиться, учиться и хорошо учиться,
Чтобы в дальнейшем исправить ошибки «отцов» мы смогли!

Предлагаемая литература:

  1. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2002. – 128с.: ил.
  2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002.– 112 с.
  3. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки.– Ростов-н/Д: Учитель, 2008. – 256 с.
  4. Кукушкин Ю.Н.  Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1993. – 303с.