Урок математики по теме "Числовой луч. Неравенства". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: повторение и закрепление учащимися понятий “неравенство”, “равенство”; понятия “числовой луч” и применение его как наглядного средства для сравнения чисел, составления равенств.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, в начале урока проверим готовность к нему. На партах у вас должны быть учебники, тетради, пеналы, линейки, подставки.

2. Повторение и закрепление изученного материала

1. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Какое оно? (Двузначное.)

– Объясните, почему двузначное?

На доске числа: 4, 1, 3, 8, 5, 7, 3.

– Что вы можете сказать об этих числах? Какой у них общий признак? (Однозначные.) Расположите эти числа в порядке возрастания.

– А эти числа (1, 5, 7, 9, 3, 8) расположите в порядке убывания. Составьте неравенства, используя числа 1, 5, 7.

2. Какие геометрические фигуры я выложила? (Рис. 1)

– Какие ещё геометрические фигуры вы знаете? Найдите закономерность и закончите ряд.

(Цвет не изменяется. Изменяются размер и форма.)

Рис. 1

3. Ребята, посмотрите, кто появился у нас на уроке! Да это же наши друзья из учебника математики – Маша и Миша!!! Они попали в беду! Наши друзья начертили лучи, отложили на них мерки и стали утверждать, что это числовые лучи. (Рис. 2)

Рис. 2

– Как вы считаете, правильно ли сделали Маша и Миша? (Нет, это не числовые лучи. Мерки должны быть одинаковыми.)

– За такую серьёзную ошибку королева Математика отправляет Машу и Мишу на остров Ошибок. Но уплыть с острова ребята смогут, если выполнят верно задания королевы. За каждый правильный ответ им будет дариться часть кораблика, на котором они, может быть, уплывут с острова. Поможем Маше и Мише?

Физкультминутка “Рыбки”

Испытание 1

– У белочки столько грибов. (Показано красным цветом.) (Рис. 3).
– Сколько? (5) Кто сумеет объяснить?
– У ёжика столько грибов. (Показано синим цветом.) (Рис. 3).
– Сколько? (3) Кто сумеет объяснить?

Рис. 3

– А теперь объединим все грибы вместе. Как это записать? (5 + 3)
– Это математическое выражение. Превратите его равенство.

5 + 3 = 8

– Прочитайте эту запись по-разному.

(5 плюс 3 равно 8,
5 увеличить на 3, получится 8,
сумма 5 и 3 равна 8,

1 слагаемое – 5, 2 слагаемое – 3, сумма – 8,
к 5 прибавили 3 и получили 8/)

– Молодцы! За успехи в 1 испытании Маше и Мише дарится часть кораблика. (Рис. 4).

Рис. 4

Испытание 2

– Следующее задание королева даёт потруднее. Оно находится в самой любимой ею книге-учебнике математики.

№ 160

– Запишите равенства, соответствующие рисункам. Стрелочки вам помогут. (Рис. 5).

Рис. 5

2 + 4 = 6
2 + 4 = 6
4 + 2 = 6

– Чем похожи все равенства?
– И с этим заданием вы справились! Теперь у Маши и Миши есть ещё одна часть кораблика! (Рис. 6).

Рис. 6

Физкультминутка “Море волнуется раз…”

Испытание 3

– По какому признаку распределены записи в два столбика?

3 + 2 = 5
3 + 3 = 6
3 + 4 = 7
6 < 1
6 < 2
6 < 3

(1 столбик: все являются равенствами, значения сумм увеличиваются на 1.
2 столбик: все являются неравенствами, одинаковый знак “< ”, второе число сверху вниз увеличивается на 1.)

– Продолжите второй столбик.

(6 < 4
6 < 5)

– Почему мы только два неравенства смогли записать? ( Так как 6 < 6-уже неверно.)
– Отлично всё объяснили, ребята! Теперь у кораблика уже есть парус! (Рис. 7). Не хватает только флажка.

Рис. 7

Физкультминутка “Ветер”

Испытание 4

– Снова королева просит заглянуть нас в учебник. У неё ещё есть надежда, что мы не справимся с № 159.

Самостоятельная работа учащихся

– Внимательно прочитайте задание. Выполните № 159 сами, постарайтесь не ошибаться.

(№ 159. Поставь знаки “ < ” или “ < ”.

2 + 4…5
7…3 + 3
5 + 1…5
1 + 5…8
4 + 2…4
3 + 3…4)

– Готовы? А вот как сделали этот номер Маша и Миша. Давайте проверим!

2 + 4 < 5
7<3 + 3
5 + 1 < 5
1 + 5 < 8
4 + 2 < 4
3 + 3 < 4

(Ученики находят ошибку на доске, исправляют её.)

– Всё! Теперь это задание можно показывать королеве. Всё правильно! Ура! На кораблике развевается флажок! (Рис. 8).

Рис. 8

– В путь! Маша и Миша возвращаются домой!

3. Итог урока

– Нелёгкие были испытания? А какие были самые трудные? Почему же всё-таки нам пришлось спасать Машу и Мишу? Да, они были невнимательными и допустили грубые ошибки.
Вы очень постарались для своих друзей, особенно…..
Молодцы! Урок окончен.