Проект "Сенсорный сад". Организация здоровьесберегающей образовательной среды через реализацию технологии АРС (активную сенсорно-развивающую среду)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Предмет проекта: создание детской экологической площадки "Сенсорный сад".

Общепринято, что современная городская среда становится все более агрессивной, экологически неблагоприятной по отношению к детям, особенно детям, имеющим жизненные ограничения. Острота проблемы отдыха детей в городе, их социализации, отвлечения от асоциального поведения и реабилитации средствами природы, может быть снижена путем организации такого специально оборудованного природного сенсорного уголка.

Сенсорный сад - это специально организованная природная территория, создающая благоприятные условия общения детей с городской природной средой. Специальное обустройство территории предусматривает включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Сенсорный сад - особый городской ландшафт, предоставляет возможность для успешного развития творческих способностей детей. В саду формируются три модуля: созерцательный, игровой и исследовательский. Каждый модуль имеет свои образовательные и воспитательные задачи, в целом природа сада направлена на сохранение здоровья детей и развития их эмоционально-чувственной сферы. 

Создание данного проекта является приоритетной задачей для реализации инициативы "Наша новая школа", так как в данном документе здоровью школьников уделяется особое внимание. Предполагается доработка образовательной программы школы с включением основных положений данного проекта. Внедрение проекта "сенсорного сада" в учебно-воспитательный процесс послужит механизмом обновления школьного образования, так как представляет собой современную оздоровительную технологию, основанную на развитии эмоционально-чувственной сферы детей.

Цель: создание условий (определённой ландшафтной среды) для использования всех органов чувств в познании природы детям (в том числе детям с ограниченными возможностями), позволяющих восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения с природой.

Проект направлен на:

  • социализацию групп учащихся основной школы,
  • социализацию учащихся классов компенсирующего обучения,
  • социализацию и восстановление нарушенного здоровья учащихся, имеющих проблемы со здоровьем (снижение остроты зрения, слуха, нарушения координации движений),
  • социализацию детей с ограниченными возможностями,
  • успешное развитие творческих способностей детей, в том числе детей с ограниченными возможностями,
  • снижение уровня асоциального поведения и реабилитация средствами природы учащихся с девиантным поведением.

Для педагогов учреждений общего и дополнительного образования:

  • через практику познакомиться с организацией волонтерской деятельности,
  • познакомиться с практикой экологического просвещения и использованием опыта   "Сенсорного сада" в педагогической деятельности;

Для семей:

  • показать детям личный пример участия родителей в общественной жизни города,
  • способствовать использованию "Сенсорного сада" как места для семейного отдыха, экологического просвещения детей и их первичного волонтерского опыта.

Нерешенные задачи:

  • Поиск участников проекта.
  • Поиск места для встреч по проведению практических занятий (возможно, Городской Детский экологический центр).
  • Написание и рассылка пресс-релизов для СМИ.
  • Поиск благотворителей/спонсоров.
  • Нахождение или покупка инструментов и материалов.

Ожидаемые результаты:

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, воспитанию и развитию личности.
  • Формирование у учащихся навыков и привычек, помогающих в поддержании здорового образа жизни на протяжении всей жизни.
  • Снижение уровня некоторых заболеваний среди учащихся (остроты зрения, слуха, нарушения координации движений),
  • Cнижение уровня повышенной тревожности, повышенной конфликтности, повышение уровня толерантности между учащимися, педагогами, родителями.
  • Снижение показателей отставания в физическом развитии среди учащихся.

Формы, содержание и конкретные ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Планируемые направления деятельности в рамках проекта:
  • Творческие мастерские и работы по облагораживанию территории (возможно добавление)
  • "Солнечные часы"
  • "Информационные щиты и таблички"
  • "Раздельный сбор мусора"
  • "Семейный субботник"
  • Культурно-просветительские занятия и мероприятия
  • Занятия с детьми и летняя площадка дополнительного образования "Сенсорный сад"
  • Организация семейных культурно-спортивных праздников
  • Поддержание правопорядка и пропаганда здорового образа жизни
  • "Здоровая Дружина"

Партнеры:

  • Городское детское экологическое движение "Дети-Югре".
  • ЗАО "ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис".
  • ООО "ЛУКОЙЛ Западная Сибирь".
  • Организация Первопроходцев города Когалыма.
  • Когалымское лесничество Сургутского лесхоза (возможно добавление новых партнеров).
  • Планируемые и действующие направления деятельности в рамках планируемых модулей:

Созерцательный модуль.

Цвет-зрение:

Цвет, текстура, форма, движение, свет и тень стимулируют работу органа зрения. Контрасты этих элементов усиливают переживания чувственных восприятий.

Цвет оказывает стимулирующее воздействие на зрение, также присоединяя к этому порядок и баланс, цельность, рисунок, фокусные точки, акценты и наименование для сада. Теплые цвета - такие, как красный, оранжевый и желтый - оживляют эмоции и активизируют движения. Холодные цвета - такие, как голубой, фиолетовый и белый- имеют тенденцию умиротворять и содействуют спокойствию. Цветы являются традиционным эффективным способ привнесения цвета. Красочные плоды, листва и кора также в значительной мере увеличивают зрительную привлекательность сада.

Свето- и цветоощущения посетителей сенсорного сада обогащаются в представленных композициях цветущих растений, специально подобранных для того, чтобы период цветения продолжался с весны до глубокой осени (фото).

Для увеличения зрительного удовольствия можно включить цветовую подсветку потока воды, фонари, зеркала и зрительные шары. Мобиле и скульптуры также активизируют зрительский интерес.

Звук-слух:

Мир звуков сенсорного сада усиливает впечатления и способствует расширению восприятия. Можно просто сидеть под деревом и слушать, как ветер шелестит листьями. Из семенных коробочек некоторых растений получаются природные маракасы или звуковые шейкеры.

Звуки, издаваемые животными, оживляют чувства. Пение птиц может заполнить сад, для этих целей в саду размещаются и поддерживаются кормушки и скворечники.

Среди устройств, создающих звуковое оформление сада, находится водопад, ветряные колокола и проигрывание музыки через громкоговорители. Для работы органов слуха планируется установить ксилофоны, на ветках деревьев будут развешаны колокольчики (музыка ветра), чтобы ребята могли слышать ветер и лучше ориентироваться в пространстве.

Осязание:

Есть в парке дорожка, посыпанная камнями, глиной, песком, корой, шишками, травой и опилками. Занятия на этой дорожке развивают у детей осязание (фото).

В лабиринте из пеньков ребята учатся держать равновесие, а на клумбе "Волшебная корзина", полной растений разных цветов и запахов, учатся отличать их друг от друга (фото).

В качестве "сиденья" используются лавочки из природного материала с естественными неровностями, которые также будут способствовать обострению чувств человека (фото).

Учащимся, посещающим сад, можно дотрагиваться до растений. Удовлетворения от тактильных ощущений можно получить при касании нежных цветков, кружевных листьев, пружинистого мха, грубой коры берёз и сосен, находящихся в окружении школы (фото).

Обоняние:

Обоняние - глубоко эмоционально и ассоциативно. Благоухание сада может создать надолго запоминающееся чувственное переживание. Развитию обоняния способствует "копилка запахов", в которой собраны сильнопахнущие растения (тимьян, душица, мята, шалфей).

Движение:

Движение в сенсорном саду может быть выражено разными путями. К примеру, включают растения, колышущиеся во время ветра, склоняющиеся к воде, пруды с плавающими листьями или цветами, рыб в прудах, бабочек и птиц. Восприятие движения может быть также получено при зрительном слежении за последовательностью фокусных точек и видов цветочных клумб.

В игровой модуль включены сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей (высокие спилы деревьев, деревянный лабиринт "крепость" (фото), дорожки равновесия, бревенчатая система для лазания) (фото). 

Исследовательский модуль предназначен для занятий организованных групп детей. Он включает территорию "размышления о природе" с кормушками и домиками для птиц (фото); солнечные часы; "зеленый класс"; высокие спилы деревьев для занятий "путешествие во времени", водопад (фото). Расширению каналов связей с природой способствует ходьба по специальной сенсорной дорожке, вымощенной естественными материалами (речным песком, галькой, гравием, щепой, шишками (фото)).

С целью получения более красочных впечатлений от сенсорного сада для посетителей готовятся различные информативные подсказки и указатели. Например, возле определенных растений расположить листовки с информацией, какие именно органы восприятия "активируются" в данном случае. Такие подсказки располагают посетителя к взаимодействию с природой. Для более подробного изучения сенсорного сада создаётся рекламная продукция с описаниями всех наиболее интересных мест с картой подразделения сада на зоны воздействия чувств человека.

Механизм реализации проекта заключается в следующем:

1. Совершенствование нормативно-правовых условий сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов в рамках реализуемого Проекта.

2. Оптимизация образовательного процесса.

3. Кадровое и методическое обеспечение.

4. Формирование знаний у учащихся, направленных на соблюдение здорового образа жизни и укрепление собственного здоровья.

5. Совместная работа с родителями.

6. Мониторинговая работа по основным параметрам здоровья.

7. Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья педагогов.

8. Наглядно-агитационная деятельность.

9. Маркетинговые исследования.

Для успешной реализации Проекта необходимо развитие и укрепление материально-технической базы школы, которую и предусматривает данный Проект.

Этапы реализации:

Подготовительный этап.

Согласование проекта с основными партнерами проекта.

Оповещение потенциальных участников: СМИ, сайт, социальные сети в Интернете.

Подготовительные работы.

Совместный субботник, знакомство с волонтерами и презентация проекта.

Творческие и ремонтно-строительные работы (семейный субботник).

Семейный культурно-спортивный праздник.

Творческая работа по самостоятельным направлениям.

Завершение опроса участников, выявление наиболее востребованных тем и определение графика практических занятий.

Формирование творческих рабочих групп по направлениям и назначение ответственных лиц за каждое из направлений.

Дальнейшая работа с волонтерами по выбранным направлениям.

Приложение.