Литературно-музыкальная композиция, посвященная Санкт-Петербургу "В свете ж есть такое чудо"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • вспомнить сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»;
  • учить детей приемам инсценировки;
  • развивать воображение;
  • тренировать память, внимание, наблюдательность;
  • расширять представления и знания о родном городе.

Задачи:

  • активизировать умственную деятельность детей, заинтересовать материалом, увлечь и развлечь детей, расширять и углублять память детей, закреплять полученные знания и умения;
  • формировать у детей положительное эмоциональное отношение к происходящему;
  • стимулировать их мыслительную активность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Входит ребенок – Ведущий и объявляет начало представления.

Ведущий:

Ветер весело шумит.
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Вот на берег вышли.
Царь Салтан зовет их в гости.

(Музыка «Голубой Дунай»).

Царь:

Ой Вы, гости-господа,
Долго ль ездили, куда?
Ладно, ль за морем, иль худо?
И какое в свете Чудо?

Ведущий:

Гости молвили в ответ:

1 гость

– Мы объездили весь свет.
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо:
Град на островах стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.

2 гость (показывает картинку и начинает рассказывать):

– Видел я дворец один –
Всем дворцам он господин:
Полон статуй и картин.
«Эрмитаж» зовется он –
Там он каждому знаком.
Комнат в нем не сосчитать,
Красоты – не передать!
Мрамор, бронза, позолота

Слепят зрителям глаза – вот какие чудеса. (Забирает картинку отходит назад).

Царь:

Я согласен это диво.
Очень чудно и красиво!

3 гость (показывает картинку и начинает говорить):

В граде том я поутру
Видел памятник Петру!
Медный всадник – как живой.
В небо взвился конь – огонь.
Под  копытами коня
Гибнет жалкая змея,
А гранитная скала
Как гигантская волна.
Дума на лице застыла
У великого царя.
И могущество, и сила
В гордом профиле видна! (Берет картинку и отходит назад).

Царь (задумывается, потом радостно говорит):

Что за чудо? Что за диво?
Город гордый и красивый!
Это ж славный Петербург
Осветил весь мир вокруг
Блеском северным своим
Да сияньем золотым.
Собирайтесь все скорее.
Да готовьте корабли!
Поплывем мы в этот город
Сквозь дожди, туман и холод,
Поплывем на край земли! (Уходит).

Под музыку «Гимн великому городу» открывается занавес, на заднике панорама города. Выходит Ведущий.

Ведущий:

Вот он, вот он – чудо-город!
Вечно светел, вечно молод!
И на шпиле золотом
В небе ярком, голубом
Золотой корабль сверкает –
Новых путников встречает!

Входит Царь.

Ребенок:

В нашем граде стар и млад
Очень любят Летний сад:
Золотом цветы блестят
На решетке чудо-сада,
Птицы песенки поют,
Загрустить нам не дают. (Под эти слова сзади дети выходят с деревьями)
И прекрасные скульптуры
Скрасят даже вечер хмурый. (Статуи-девочки делают шаг вперед, на середину выходит Амур).

Воспитатель ставит скамейку.

Царь:

Что за чудо этот сад!
Я бы сам гулять здесь рад!

Ребенок: Этот сад – самый любимый сад в городе, многие петербуржцы приходят
сюда на прогулку.

Звучит музыка под которую по саду проходят дама с собачкой, гусар, царь. Все друг с другом раскланиваются при встречах. Затем все уходят, а царь садится на скамейку. Оживают скульптуры – танец скульптур.

Ребенок:

Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.

Ребенок:

Баснописец Крылов, баснописец Крылов.
Он в саду среди кленов сидит у дубов.
А вокруг него звери и птицы,
Волки, цапли, медведи, лисицы.

Инсценировка басни «Волк и цапля». После басни на заднем плане два ребенка имитируют реку.

Ребенок:

В городе течет река
Под названием Нева
Берега в гранит одеты
И стремятся корабли
К ней со всех концов земли
В гости с дружеским приветом.

Ребенок:

А вот красавцы молодые
Все равны как на подбор,
С широкими плечами,
Отважны и сильны
По городу шагают
Красавцы моряки. (Под эти слова выходят моряки и, затем идет шуточный матросский танец).

После окончания танца матросы уходят, отдавая честь, царю, который встает со скамейки.

Ведущий:

Стоит Петербург на морском берегу,
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.

Далее одни дети читают стихи, по ходу которых другие выходят с иллюстрациями.

Казанский собор

– Ища себе и света и простора,
Покинув рифы многооконных скал,
Гигантский краб Казанского собора
На площадь выйдя, клешни распростал.

Адмиралтейство

– С горделивой осанкой фрегата
С достославных петровских времен
В парусах, отшумевших когда-то,
Он бессонной иглой вознесен.

Мосты

– Есть мосты в Петрограде –
Шесть сотен мостов.
Вот тяжелый, гранитный,
Вот чугунный, отлитый,
Вот почти кружевной.

Фонари

Фонарей в Петербурге не счесть,
И на стрелке и на Невском есть.
Город наш они освещают.
Красотой гостей восхищают.

Царь:

Можно молвить справедливо –
Это диво, так уж диво.
Красотою вашей восхищен,
Но лежит мне путь домой.

Царь уходит.

Ребенок:

Наш город Балтикою пахнущий.
Стоит на Невском берегу,
Как хлебосольный дом, распахнутый,
Стоит, не отданный врагу.
И наша песня не кончается
С прикосновеньем тишины.
Пусть милый город не печалится
И вековые видит сны.

Песню о городе исполняет группа учащихся. Далее под музыку О. Газманова  «Петербург, Петроград, Ленинград» выходят все выступавшие.

Педагог: На этом мы заканчиваем наше выступление. Мы были рады показать Вам наше признание, нашу любовь к прекрасному, дорогому, красивому, златоглавому

Все: Санкт-Петербургу!

Делают шаг назад, и занавес закрывается.

Литература:

  1. Сказка А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»
  2. Детская страничка из «Петербургского телезрителя».
  3. Басня Крылова «Волк и журавль».
  4. Методическая литература по Санкт-Петербургу.