Компьютерные технологии в обучении дисциплины "Черчение и графика"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкость прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование.

Прогнозируется, что около 60-70 % информации в ближайшее время будут иметь графическую форму предъявления. Учитывая названную мировую тенденцию развития, общее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации, что обеспечит условия и возможность ориентации учащихся в обществе.

Изучение графического языка, как синтетического языка, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знания его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы, как в своей стране, так и в других странах мира, а также для продолжения образования.

Большое значение графический язык приобретает в рамках Национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно увязаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки ее выпускников.

Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая их трудовую мобильность, смену профессий и переобучение.

Кроме этого, графическая подготовка обеспечивает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, обеспечивая их пропедевтику, участие школьников в проектной и конструкторской деятельности.

Вышеперечисленное показывает актуальность графического образования, как необходимой составляющей общего образования, отвечающей принципам гуманизации, гуманитаризации, культуросообразности, обеспечивающего коммуникативное и технологическое образование учащихся.

Применение новых информационных технологий в системе образования, поражает диапазоном своих возможностей для совершенствования учебного процесса. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень. Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Использование новых информационных технологий обеспечивает создание, редактирование, хранение, тиражирование графических изображений с помощью различных программных средств, а также возможность их передачи посредством коммуникационных сетей.

«Черчение и графика» – одна из немногих учебных дисциплин, которая идеально укладывается в компьютерные технологии и активно используется нами в преподавании данного предмета. Компьютер служит для проведения уроков, презентации отдельных тем,тестового контроля, внеурочной деятельности, активно используется в системе профильного и предпрофильного образования.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают, так называемые, мультимедийные технологии. Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственные влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации а, следовательно, и на методы обучения. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации, большинство чувственных компонентов обучаемого.

Рассмотрим применение мультимедийной программы с использованием интерактивной доски на примере урока учебной дисциплины «Черчения и графика». Данная презентация рассчитана на учащихся 8-х классов общеобразовательных школ, лицеев.

Тема урока: «Проецирование» – первая тема в основном разделе проекционного черчения.

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с процессом проецирования, видами проецирования, проецированием на одну плоскость.
  • Развивающие: развивать пространственное воображение и пространственное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении графической работы, учить эстетическому оформлению работы.

1. На первом этапе урока перед учащимися озвучивается и демонстрируется тема урока, ставятся цели (слайд 1). Цели сформулированы в конкретные вопросы, ответы на которые учащиеся должны получить при изучении новой темы.

2. При объяснении новой темы важно сформировать четкое представление о сущности процесса проецирования. Этому способствуют слайды 2, 3, 4, содержание которых направлено не на изложение и запоминание готовой информации, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Так, для осмысления сущности процесса проецирования демонстрируются фотографии (слайд 2). Учащиеся обсуждают предложенные фотографии и приходят к выводу, мы можем иметь изображение, имеющее полное сходство с оригиналом, но при определенных условиях. Эти условия рассматриваем на слайде 3 Для того, чтобы получить изображение, которое называется проекцией, мы должны иметь центр проецирования (источник света), плоскость проекции, проецирующие лучи (воображаемые прямые, с помощью которых производится проецирование – лучи света). Обсуждая изображение на слайде 3, учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что данный вид проецирования называется центральным потому, что проецирующие лучи исходят из одной точки и приводят примеры использования центрального проецирования в жизни. Демонстрация (слайд 6) фотографии Байкало-Амурской магистрали помогает учащимся понять, что на фотографиях, картинах, экране, в архитектуре изображения нам кажутся естественными и правильными, но свойства их таковы, что более удаленные предметы изображаются в меньших масштабах, параллельные прямые в общем случае непараллельны. Эти изображения называются перспективными. По изображению достаточно сложно определить размеры тех или иных частей объекта. На вопрос: можем ли мы применять такое проецирование в инженерной графике? Учащиеся самостоятельно приходят к отрицательному ответу. Виды параллельного проецирования демонстрируются на слайдах 7, 8. Обсуждение, которых, позволяет учащимся определить вид проецирования, применяемый в инженерной графике. Прямоугольное проецирование отдельных элементов предмета: вершин, ребер, граней показано на слайдах 10, 11, где учащиеся самостоятельно определяют действительные точки и проекции точек, проецирующие лучи и проецирующие плоскости. Объемное тело «Шип» (слайд 12), проецируемое на плоскость с разных сторон наглядно демонстрирует вид, дающий наиболее полное представление о форме детали – главный вид.

3. Закрепление пройденного материала проводится в форме коллективной учебной работы. Класс делится на три группы. Учащимся предлагается четыре упражнения. Выполнение упражнений требует не только коллективного обсуждения, в процессе которого совершенствуются навыки логического мышления и понимания, но и публичной защиты ответов. Появляются условия для активной речевой деятельности и повышения качества знаний. Такая форма работы направлена на достижение общей цели, общей для всех участников деятельности. Она способствует социализации личности учащихся. Овладевая навыками совместной работы, умением руководить товарищами и подчиняться им, у учащихся формируются способности ориентироваться в различных видах деятельности и выполнять различные функции. Особого внимания заслуживает упражнение 3, выполняемое с использованием интерактивной доски. Преимущество работы с интерактивной доской по сравнению с проекцией на экран заключается в том, что учителю предоставляется больше технических возможностей работы с изображением: можно проводить различные манипуляции с объектом. Так в упражнении 3 учащимся предлагается вставить в текст недостающие слова определений, а в упражнении 4 не только определить главный вид, но и дочертить его. Подведение итогов работы в группах фиксируется в таблице (слайд 18), куда вносятся результаты выполнения упражнений, оцененные самими учащимися. Индивидуальный контроль, требующий оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося проводится в виде самостоятельной работы (слайд 19).

4. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Эти цели связаны с определением качества усвоения учащимися учебного материала. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического применения нового материала путем комплексного контроля. Во-первых, поставленная задача решается в подведении итогов групповой работы при выполнении упражнений. Каждое упражнение оценивается по пятибалльной системе. Ответы оценивают сами учащиеся, в результате чего ими приобретаются навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Подведение итогов фиксируется в таблице (слайд 18), куда вносятся результаты после выполнения каждого упражнения, и подводится итог. Во-вторых, при выполнении самостоятельной работы учащимся предлагаются единые задания (слайд 19), требующие индивидуального выполнения. При такой форме контроля учитель определяет, как усвоен материал отдельными учащимися.

5. Домашнее задание (слайд 20) предполагает творческую деятельность практического направления. Здесь предоставляется возможность для реализации принципа связи обучения с жизнью. Учащимся предлагается придумать и выполнить на формате А 4 прямоугольную проекцию двери будущего дома (квартиры).

Выводы: насыщенность урока активными формами и методами познания и самопознания вызывают наличие у учащихся мотивационно-творческой активности и создают необходимые педагогические условия для эффективного развития учебно-познавательных, коммуникативных, информационных и других компетенций.

ХОД УРОКА

I. Приветствие

– Итак, ребята, в первой четверти вы научились работать с чертежными инструментами, согласно ГОСТам проводить различные линии чертежа, выполнять геометрические построения, строить чертежи плоских деталей и наносить на них размеры. Все это вам пригодится в дальнейшем при изучении черчения – графики.

II. Постановка темы и цели

– Сегодня мы приступаем к основному разделу черчения – проекционному черчению.
Мы живем в век информационных технологий. Ежедневно на нас обрушивается поток информации. В каком виде? Восприятие текстовой информации зависит от знания языка, на котором подается информация. Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни. Графический язык общепризнан международным языком общения. Прогнозируется, что около 60-70 % информации в ближайшее время будут иметь графическую форму предъявления. Что же представляют собой чертежи, схемы, эскизы и вообще графические изображения? По каким законам их строят? Как читают? Почему предмет, который предстоит изобразить, устроен именно так, а не иначе? На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить, изучив правила проекционного черчения. На этом уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы:

Слайд 1

III. Изложение нового материала

1. Слово проекция в переводе с латинского означает «бросание вперед, вдаль».
Нечто похожее на проекцию мы можем наблюдать, если посмотрим на экран.

Слайд 2

Что вы видите? Какой вывод? Мы можем иметь полное сходство с оригиналом, но при определенных условиях: мы должны иметь центр проецирования (источник света), плоскость проекций, проецирующие лучи, воображаемые прямые, с помощью которых производится проецирование (лучи света). Для того, чтобы получить более детальное изображение предмета, его выполняют не в виде сплошных теней и силуэтов, а показывают все элементы предмета. Примеры плоскости треугольника и объемной детали.

Слайды 3-4

Слайд 5: Записать в тетрадь

2. Виды проецирования

Такой вид проецирования (Слайды 3-4) называется центральным. Почему? Где мы встречаемся с таким видом проецирования? Посмотрим фотографию БАМа

Слайд 6

На фотографиях, картинах, экране в архитектуре изображения нам кажутся естественными и правильными. Эти изображения называются перспективными. Свойства их таковы, что более удаленные предметы изображаются в меньших масштабах, параллельные прямые в общем случае непараллельные. По изображению достаточно сложно определить размеры тех или иных частей объекта. Можем ли мы применять такое проецирование в инженерной графике?
Солнце является центром проецирования? Оно находится так далеко, что мы можем принять солнечные лучи за условно параллельные. Такой вид проецирования называется параллельным.

Слайд 7

Солнечные лучи в разное время суток падают на землю под разным углом.
Если лучи направлены на проецирующую плоскость под острым углом, то проецирование называется косоугольным. Если проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции, то проецирование называется прямоугольное (ортогональное – происходит от греческих слов «orthos» – прямой и «gonia» – угол)
Для построения чертежей используют только параллельное прямоугольное проецирование. Почему?

Слайд 8

Прописными (заглавными) буквами обозначаются характерные точки на предмете, проекции точек на плоскости обозначаются строчными (малыми) буквами. Назовите проецирующие лучи, проецирующую плоскость.

Зарисуйте схему в тетрадях:

Слайд 9

3. Проецирование на одну плоскость

Любой плоскогранный предмет имеет вершины, ребра и грани.

Слайд 10

Рассмотрим проецирование точки, отрезка и плоскости

Слайд 11

Для того чтобы научится изображать их на плоскости, необходимо знать, как в прямоугольных проекциях изображаются вершины (точки), ребра (отрезки) и грани (плоские фигуры)

Если плоскость проекции расположена перпендикулярно взгляду зрителя, то она называется фронтальной (V), на ней располагают изображение предмета, дающее наиболее полное представление об устройстве данного предмета. На рисунке показаны различные изображения детали «Шип» на фронтальной плоскости проекций. На каком изображении форма и конструкция детали «Шип» передана наиболее полно? (Ответ А).
Изображение, дающее наиболее полное представление о форме и конструкции предмета, называется главным видом.

Слайд 12

IV. Закрепление

Класс делится на 3 группы

Упр.1: Выходит представитель группы и дает ответ. Оценивают сами ребята по пятибалльной шкале. Оценка заносится в таблицу (слайд 18)

Слайд 13

Упр. 2: В таблицу заносится количество правильных ответов ( один ответ – один балл)

Слайд 14

Упр.3: Заполняется каждой группой и зачитывается представителем группы. Оценивают сами ребята по пятибалльной шкале. Оценка заносится в таблицу (слайд 18).

Слайд 15

Упр.4: Сначала демонстрируется слайд 16. При определении главного вида на интерактивной доске представитель группы достраивает главный вид своей детали. Возможна помощь со стороны других членов группы (слайд 17). Оценивают сами ребята по пятибалльной шкале. Оценка заносится в таблицу (слайд 18)

Слайды 16-17
Слайд 18. Таблица

V. Самостоятельная работа (выдается каждому учащемуся)

Слайд 19

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание:

Слайд 20

Литература:

  1. В.В.Степанкова, Р.Л.Печенок «Статья»
  2. И.С. Вышнепольский «Техническое черчение», 1998;
  3. А.Д. Ботвинников «Черчение», 1998;
  4. А.А. Чекмарев «Инженерная графика», 2000;
  5. Н.Г.Преображенская «Черчение, рабочая тетрадь № 3» 1997.
  6. С.К. Боголюбов «Черчение», 2008.
  7. ГОУ НПО РК Профессиональное училище № 15, руководитель сайта Сураева Ж. Ж. Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.
  8. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы– М.: 1991.