Развитие интереса и мотивации к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Изучение английского языка приобретает сегодня особый гуманитарно-образовательный, лингвистический, социально-религиозный, культурно-экономический и глобальный смысл.

Английский язык в настоящее время рассматривается как средство познания других народов, стран, социальных систем и групп, средство ознакомления с достижениями национальных культур, как способ осмысления родного языка и родной культуры, коммуникативного развития личности, как учебная база для обучения нормам межкультурного общения в важных сферах жизнедеятельности человека.

Общественно-политические, экономические, социальные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время, требуют изменения подходов в образовательном процессе в современной школе. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается развитая, свободная и образованная личность, способная жить и творить, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира.

В процессе обучения языку, учащиеся должны научиться свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности – говорением, аудированием, чтением, письмом – как естественным средством коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм данного иностранного языка. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения.

Одной из основных задач, стоящим перед педагогом – найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Это возможно при знании различных психологических и педагогических особенностей.

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей.

Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Это убедительно показывают уже ставшие привычными для школ уроки самоуправления. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием.

Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор.  Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге – значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.

Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.

Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.  Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Достижение и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе обеспечивают качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. Таким образом, недостаточно просто организовать работу в группах, усилия и мастерство педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия обучающихся. Эту цель организации взаимодействия (интеракции) участников образовательного процесса надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления.

Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса – все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.

Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

Использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультмедиакомпонентов позволит активно включиться в обсуждение темы урока. Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами эффективно поможет  в понимании и усвоении новой информации.

Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.

Ребята  не только  решают  проблему  совместно,  они  знакомятся  с   национальными   и культурными особенностями стран-партнеров,  узнают  массу  интересных  вещей друг о друге, о которых порой и не догадывались.  И  что  особенно  важно  и ценно, они учатся понимать друг друга и осознавать  тот  факт,  что  все  мы живем на одной  планете,  что  делить  нам  нечего.  Значит  надо  научиться уважать друг друга.

Используя все эти знания,  я построила урок в 8-м классе о выборе профессии таким образом.

Тип урока: интерактивный урок-дискуссия повторения и закрепления изученного материала.

Цели урока:

  • Формирование толерантного  и глобального отношения к проблеме.
  • Формирование творческого и критического мышления учащихся.
  • Развитие  ИКТ-компетентности учащихся.
  • Совершенствование основных коммуникативных умений и навыков иностранного языка.

Задачи урока:

  1. Систематизировать и закрепить знания учащихся по теме.
  2. Тренировать учащихся в выполнении проблемных заданий, которые совершенствуют коммуникативные умения.
  3. Повысить мотивацию учащихся к изучению темы посредством использования различных приемов работы на уроке.
  4. Учить формировать собственное независимое мнение по теме.
  5. Воспитывать учащихся уважительно относиться к мнению других участников дискуссии.

Этапы урока:

1.  Начало урока, сообщение целей урока (инициация)
2.  Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
3.  Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
4.  Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
5.  Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
6.  Эмоциональная разрядка (разминки).

1.Начало урока

Знакомство с английскими пословицами на интерактивной доске и просьба соотнести их с русскими и сделать вывод о предстоящей теме, сообщение целей урока. Дети по группам обсуждают значение и смысл, эквивалентность английских и русских пословиц и подходят постепенно к теме урока, учитель ставит цели урока.

Memorize these saying and phrases, find the Russian equivalents:

Never put off tomorrow what you can do today.
Promise little, but do much.
Nothing is impossible to a willing heart.
Actions speak louder than words.
As you make your bed, so you must lie on it.
Where there’s a will, there’s a way.
Business before pleasure. 

2. Сообщение целей урока и планирование ожиданий урока

Решаются коммуникативные цели урока.  Дети видят, слышат и общаются, ставят для себя задачи.

a) Let’s prepare in groups the next questions for a discussion.

What leisure activities do you know?
What activities are the most popular in Russia?
What do you enjoy?
What names of jobs do you know?
What are the most popular in Russia?
What professions are the most and the least paid in our country?
What jobs are the most interesting and uninteresting for you?

b) Choose the suitable words

A person whose job is to keep and examine the money accounts of business or people is called

  1. A person who plans new buildings and sees that they are built properly is called … .
  2. A person who practices or works in one of the fine arts is called … .
  3.  A person who is skilled at making and repairing wooden objects is called … .
  4. A scientist who specializes in chemistry is called … .
  5. A person who prepares and cooks food is called … .
  6. A person professionally trained to treat the teeth is called … .
  7. A person who works at a dock is called … .
  8. A person who drives a car is called … .
  9. A person who plans and understands the making of machines, roads, bridges is called … .
  10. A person who owns or plans the work on a farm is called … .
  11. A person who changes speech from one language into another is called … .
  12. A person whose profession journalism is called … .
  13. A person whose business is to advise people about laws and to represent them in court is called
  14. A worker in a mine is called … .
  15. A person who performs on a musical instrument, or who writes music is called … .
  16. A person qualified to practise both medicine and surgery is called … .
  17. A person who studies physics is called … .
  18. A person who flies an aircraft is called … .
  19. A member of a navy, or sailor on a ship, who is not an officer is called … .

For help:

a) dentist,  b) artist, c) accountant, d) driver, f) seaman, g) architect, h) physician, i) chemist, j) docker,  k) farmer, l) carpenter, m) lawyer, n) journalist, o) cook, p) physicist, r) interpreter, s) pilot, t) miner, u) musician, v) engineer.

3. Передача и объяснение информации

Дети по группам подготовили заранее презентации по нескольким пунктам темы урока и с учителем проработали вопросы к своим выступлениям. Творческая, исследовательская и проектная  работа в группах велась предварительно при руководстве учителя. На уроке представлен результат. Дети слушают, видят и обсуждают материал

Listen the next information about education systems of three countries, prepare for a discussion, use the presentation.

Education in Russia

Before children start going to school, many of them attend kindergarten until they are 6 or 7. Compulsory education in our country begins at the age of 7, when children go to primary school. This is the first stage of their schooling and lasts 3 or 4 years. The children learn to read, to write and to count. They also have Drawing, Music and Physical Training classes. Secondary stage begins from the 5th form where children have a lot of new subjects, such as Literature, History< Natural Science, Physics, Algebra and Geometry, a foreign language and others.
Examinations are taken at the end of the 9th and the 11th year. After passing their school-leaving exams at the age of 16 or 17, young people receive a Certificate of Secondary Education. Some children may leave school after the 9th form and continue their education at vocational or technical secondary schools or colleges.
Besides general regular schools there are other types of secondary schools in Russia: gymnasiums and lyceums, some of them are fee-paying.
Among higher educational institutions there are universities, institutes, academies, and schools of higher education, where the course of studies is normally 5 years. To enter a higher educational institution young people have to take entrance examinations.

4. Проработка содержания информации

a) Диалог. Answer the questions:

  • At what age does compulsory education begin in Russia?
  • How long does primary education last?
  • What do children learn in primary school?
  • What subjects are studied at the secondary stage?
  • When do school-leavers receive a Certificate of Secondary Education?
  • What higher educational institutions are there in Russia?  

b) Полилог – обмен мнениями по теме

Now we are going to discuss the qualities of working people, their skills and abilities.

polite                elegant               generous               ambitious                serious
easygoing        unpleasant          sociable                clever                      creative
forgetful          careless               funny                    adventurous            friendly
reliable            practical             shy                        enthusiastic             talkative

Say a word you can use to describe someone who:

1) always keeps a promise –                                 8) always looks very smart –
2) is often unkind to other peopl –                         9) makes a lot of silly mistakes –
3) doesn’t remember things –                                10) has good manners –
4) thinks deeply about things –                              11) likes giving thing to people –
5) likes to be around people –                              12) shows a lot of excitement and eagerness –
6) is full of bright ideas –                                       13) is always able to deal efficiently with problems
7) likes making people laugh –                              14) doesn’t say much around other people –

5. Рефлексия, подведение итогов урока

Учащиеся  делают выводы по теме и говорят о своих мыслях и чувствах. Учитель благодарит детей за работу, подводит итоги урока, говорит о результатах работы на уроке.

6.  Разминка – игра «Угадай, кто это»

По группам или индивидуально описываем внешность и характер, не называя человека. Остальные группы или дети должны угадать, кто это.

Выводы:

Таким образом, стараясь использовать в своей работе активные и мотивирующие методы обучения, я достигаю следующих результатов:

– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и  в  школьной и внешкольной жизни;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ;
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Желаю всем успеха в ваших начинаниях!