Воспитание души – истинное служение Отечеству

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Введение, цель и задачи проекта

Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека.
Ю. Бондарев
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живого.
Бытие 2:7
Природа – приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
М. Монтень

Когда Бог поручил человеку заботу о Земле, он, прежде всего, посадил сад в одном из уголков Земли и поселил там человека, чтобы он мог возделывать и хранить его. Не было ничего плохого в том, что земля была не возделана; но сад начинается с того, что кто-то искусно и умело обрабатывает этот уголок.

Какие же чувства должен вырабатывать в себе человек, что способен он сотворить для того, чтобы внести в дикую, нетронутую природу порядок и гармонию взлелеянной красоты. С чем можно сравнить красные всполохи спелой рябины, полёт бабочки, ласковый светлый ручей, хоровод белоствольных берез? Разве только с сокровищем, самым роскошным и дорогим, которому нет и не будет цены.

К сожалению, в наше время человек утратил связь с природой, перестал ощущать себя её частицей. Люди забрались в “каменные клетки” своих многоэтажных домов, отдалились от природы и не заметили, как потеряли при этом что-то важное, необходимое, быть может, часть своей духовной культуры.

“Сегодня любой серьезный разговор сводится к трем главным вопросам: первый – шукшинский вопрос: что с нами происходит? Два других были заданы значительно раньше: Что делать? И кто виноват?” – так писал В. Распутин в статье “Знать себя патриотом”. Действительно, перед нами стоят проблемы экологического благополучия страны, проблемы исторической памяти, культуры и нравственности современного общества. Но в последние годы самым главным вопросом не только нашей страны, но и всего мира стал экологический кризис.

Экологическое мышление… Оно просто необходимо людям, живущем в XXI веке. Ведь нам грозит то, что в скором будущем каждая букашка на планете будет искать защиту в Красной книге. И в этой критической ситуации каждому человеку нужно обрести экологическое мышление. Лишь в этом случае наши дети и внуки увидят подснежники и смогут наслаждаться запахом фиалок. Экологическая проблема актуальна ещё и потому, что именно через отношение к природе проявляется нравственная ценность человека, его преданность своей Отчизне.

Лично мне не безразлична судьба нашей планеты. Я долго думала, какую профессию выбрать, чтобы принести больше пользы Родине. Каждый труд почетен, но ни одна профессия не несет столько ответственности, доброты и любви к людям, к Земле, силы воли, мужества и стойкости, как учитель, учитель биологии. Безграничная готовность сражаться за жизнь природы, чуткость и доброта к людям, постоянное совершенствование своих знаний, неугасимый поиск нового – таковы черты современного учителя биологии.

Мы обязаны бить в колокол, привлекать внимание к жгучим проблемам экологии, сообща искать пути их решения. Я бы тоже хотела внести свой вклад в борьбу за чистоту окружающей среды и принять участие в охране исчезающих видов животных и растений. Это, в какой-то степени, и есть истинное служение Отечеству, всем тем, кто будет жить после нас на Земле. Идея украшения, исцеления, озеленения, очищения Земли должна стать главной государственной идеей, смыслом существования и национальной гордостью народа.

Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый
Культ природы.

Я верю – настанет час, когда страна будет гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а светлыми листьями, кристально чистой росой, ночной прохладой, запахами своих туманов и освежающих болот.

Целью моего проекта является: формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, создание комплекса условий для формирования и развития практических умений и навыков учащихся в решении экологических ситуаций.

Задачи:

  • экологическое образование школьников с использованием достижений современных биологических дисциплин, лесной экологии;
  • воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране;
  • организация совместной исследовательской работы учащихся и учителя в области изучения закономерностей функционирования и динамики лесных экосистем, оценки экологического состояния сообществ и их биологического разнообразия;
  • оказание практической помощи в деле сохранения и восстановления лесных ресурсов страны в районе расположения школ.

Этапы и механизмы реализации проекта

В мае 1975 года на базе Старооскольского лесничества было создано в средней школе №11 школьное лесничество пл.277га в урочище “Горняшка”. Количество членов школьного лесничества 60 человек. Лесничий школьного лесничества Дъяков Андрей. Руководитель: учитель биологии школы №11 Ислентьева Зоя Васильевна.

Взят под охрану дендропарк Старооскольского мехлесхоза в урочище “Горняшка” пл. 1,2га.

1984 год. Первая инвентаризация древесно-кустарниковой растительности дендропарка в урочище “Горняшка”.

С 2000 года работа школьного лесничества затихла по объективным причинам, а в 2006 году школьное лесничество “Ивушка” с помощью администрации школы и МОУ ДОД “Детский эколого-биологический центр” получило новую жизнь.

Мой проект по экологическому воспитанию учащихся действует на базе школьного лесничества “Ивушка”, руководителем которого я являюсь с 2006 года.

Этапы реализации проекта:

  1. Создание нормативно-правовой базы школьного лесничества.
  2. Разработка плана работы ШЛ на каждый год.
  3. Работа членов школьного лесничества согласно плану:

1) Принятие участия в городском смотре школьных лесничеств (2009год).
2) Поздравление ветеранов труда Старооскольского лесничества в связи с празднованием Дня работников леса (сентябрь).
3) Выполнение работ по очистке парковой зоны, Атаманского леса, дендропарка (в течение года).
4) Изготовление и развешивание кормушек на территории дендропарка, возле школы, парке “Комсомольском” (ноябрь – февраль).
5) Изготовление и развешивание синичников, птичьих домиков, скворечников (ноябрь – февраль).
6) Участие в городских и областных акциях “Спаси лес”, “Дни защиты от экологической опасности”, “Живи, ёлка”, “Покорми птиц зимой”, “Первоцветы” (в течение года).
7) Туристический слет в Атаманский лес (май).
8) Проведение экскурсий с целью ознакомления с трудовыми операциями в дендропарке, трудовые операции (осень, весна).
9) Опытническая работа под руководством педагога эколого-биологического центра Ползиковой А.И. по теме: “Интродукция черемухи Маака” (в течение года).
10) Научно-исследовательская деятельность по темам: “Лихеноиндикация дендропарка Ильины”, “Оценка экологического состояния дендрофлоры микрорайона Интернациональный города Старый Оскол на примере рябины обыкновенной”.
11) Внеклассная работа школьного лесничества (кружки, мероприятия, конкурсы в течение года).
12) Участие в акциях, проводимых ГРИНПИС.
13) Участие членов лесничества в конкурсах, олимпиадах по биологии и экологии на муниципальном, областном и всероссийском уровнях.

  1. Как итог работы – участие в областном слете-конкурсе школьных лесничеств (май 2010 года).

Результаты реализации проекта

  1. Разработана нормативно-правовая база школьного лесничества “Ивушка”.
  2. Разработан план работы ШЛ. (Приложение 1)
  3. В городском смотре-конкурсе школьных лесничеств “Ивушка” занимает 1 место.
  4. Учащиеся 1–11-х классов постоянно участвуют в трудовых операциях по очистке дендропарка “Ильины”, городского парка “Комсомольский”, Атаманского леса.
  5. Учащиеся 1–11-х классов участвуют в экологических экскурсиях, общешкольном туристическом слете с целью воспитания бережного отношения к природе, развития чувства прекрасного, любви к родному краю.
  6. Осенью и зимой на уроках труда и дома с помощью родителей изготавливают и развешивают кормушки для птиц.
  7. Учащиеся постоянно участвуют в городских экологических акциях и операциях “Спаси лес”, “Дни защиты от экологической опасности”, “Живи, ёлка”, “Покорми птиц зимой”, “Первоцветы”.
  8. Под руководством педагога эколого-биологического центра Ползиковой А.И. на базе МОУ ДОД “ДЭБЦ” ведется опытническая работа по теме: “Интродукция черемухи Маака”.
  9. Под руководством учителя биологии Пожидаевой С.А. ведется исследовательская деятельность по двум направлениям:

А) “Лихеноиндикация дендропарка Ильины”. Колпакова Ирина, ученица 9 класса, стала победителем городского и призером областного фестиваля “Наука. Творчество. Развитие”, неоднократный лауреат городских научно-практических конференций “Природу родного края сохранят дети”.
Б) “Оценка экологического состояния дендрофлоры микрорайона Интернациональный города Старый Оскол на примере рябины обыкновенной”. Пожидаев Петр, ученик 7 класса, на областном этапе Всероссийской конференции молодых исследователей “Шаг в будущее” награжден Дипломом 2 степени, участвовал в Российском соревновании “Шаг в будущее” (г. Москва) и награжден Грамотой за достижения в области экологии. В мае 2010 года на Всероссийской конференции “Первые шаги в науку” (г. Обнинск) награжден Дипломом 2 степени. Лауреат городских научно-практических конференций “Природу родного края сохранят дети.

  1. Члены школьного лесничества постоянно проводят конкурсы в школе, различные викторины среди младших школьников, участвуют в работе экологических кружков. (Приложение 2)
  2. Школьники участвуют в акциях, проводимых ГРИНПИС по посадке деревьев вокруг города и на территории школы и дендропарка “Ильины”.
  3. Члены ШЛ активно участвуют в городских, областных и Всероссийских олимпиадах по биологии и экологии.

Достижения учащихся

Учебный год Достижения
2008–2009 Семнадцать лауреатов и три призёра Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” заочного конкурса “Познание и творчество” в номинации биология – экология;

Пожидаев Пётр (6-й “А” класс) – победитель и призёр Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” заочного конкурса “Интеллект – экспресс. Тайны природы”;

Рябкова Арина (11-й класс) – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Пожидаев Пётр (7-й “А” класс) – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии;

Калинина Екатерина (9-й “А” класс) – призёр муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии;

Колпакова Ирина (9-й “А” класс) – призёр муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии;

Четыре Лауреата и три призёра (Бобров Роман, Трифонов Дмитрий, Пожидаев Пётр) Национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” заочного конкурса “Познание и творчество” в номинации биология – экология;

Труфанов Никита (7-й класс) занял первое место в городском конкурсе “Юные исследователи природы”;

Пожидаев Пётр (7-й класс) занял первое и второе места в городском экологическом форуме “Зелёная планета – 2010” в номинациях “Эко-объектив” и “Природа – бесценный дар”;

Пожидаев П., Рожкова С. (7-й класс), Колпакова И. (9-й класс) – призёры городской викторины “Что ты знаешь о дендропарке?”;

Бобров Р. (5-й класс) – второе место, Харченко В. (6-й класс), Пожидаев П. (7-й класс) – третье место в Национальной образовательной программе “Интеллектуально-творческий потенциал России” заочного конкурса “Интеллект – экспресс. Тайны природы”.

  1. В мае 2010 года школьное лесничество “Ивушка” заняло второе место в областном смотре-конкурсе школьных лесничеств.

Практическая значимость и перспективы проекта

Данный проект практически значим, т.к. направлен на понимание природы и сотрудничество с ней, воспитание уважительного и бережного отношения к природе, её охране.

На этом этапе моя работа по реализации проекта не останавливается. Я планирую:

  1. На базе школьного лесничества “Ивушка” в 2010-2011 учебном году создать научное общество учащихся.
  2. Организовать постоянно действующий методический семинар – практикум для педагогов по освоению и внедрению инновационных педагогических технологий, таких как метод проектов, исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов школы, методические семинары классных руководителей по методикам интерактивных форм экологического воспитания;
  3. За 2010–2011 годы создать банк методических разработок, классных часов, вечеров на экологические темы;
  4. Продолжить работу школьного лесничества по плану работы

Данный проект можно реализовать в любой городской школе. Необходимо только желание учителя и учащихся.