Авторизированная программа кружка "Юный риторик" с элементами театральной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Пояснительная записка

По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.

С учетом сказанного выше была разработана программа кружка “Юный риторик” с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.

Цель программы: знакомство дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствования их речи на основе использования элементов театральной деятельности.

Задачи программы (2 года обучения):

– развивать речь детей;
– воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;
– развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
– развивать умение слышать собеседника;
– учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
– учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
– выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;
– развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
– развивать эстетические способности;
– развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
– активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
– развивать навыки общения и коллективного творчества.

Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, умений и представлено в 6 общих разделах:

  1. Общение
  2. Речевой этикет
  3. Речевая деятельность
  4. Техника речи
  5. Основы театральной культуры
  6. Игры – драматизации

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения отчетного (в конце учебного года) спектакля, подготовленного детьми.

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10–12 человек, в специально отведенном для этого помещении два раза в неделю по 30–40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Курс программы, в общей сложности, рассчитан на 144 часа, из них:

Теоретических: 33

Практических: 111

Программа “Юный риторик” с элементами театральной культуры может быть включена в качестве дополнительного курса в любую программу дошкольного образования и воспитания или же как отдельная программа для кружковой работы.

1. При составлении данной Программы опиралась на аналогичные программы: С.А. Машевская “Риторика + Театр”, Э.Г. Чурилова “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”.

Знание и умение детей, занимающихся в кружке, на конец 2 года обучения.

1. Знать:

– виды театрального искусства;
– особенность театрального искусства;
– основы актерского мастерства;
– театральную терминологию;
– культуру зрителя.

2. Уметь:

– согласовать свои действия с другими детьми;
– общаться с людьми в разных ситуациях;
– пользоваться разнообразными жестами;
– пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
– выполнять артикуляционные упражнения;
– делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
– произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
– составлять предложения с заданными словами;
– сочинять этюды по сказкам.

Содержание программы.

Первый год обучения.

Введение.

Ознакомление с содержанием и организацией кружковой работы. Знакомство с предметом риторика. Формирование теоретических знаний и практических умений по предмету.

Раздел I. Общение.

Тема 1. Вместе “оживим” сказку – это наше общее дело.

Слушание и рассказывание сказок, работа над эмоциональным восприятием услышанного. Игры-драматизации любимых сказок.

Тема 2. Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни.

Виды говорения. Диалог и монолог. Культура общения.

Тема 3. Мимика и жесты, о чем они говорят.

Разговор с помощью мимики, жестов и пластики тела. Сценки без слов.

Тема 4. Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь – я слушаю.

Понятие “общения”. Цели общения. Правила общения. Культура слушания. Разные виды реакции на речь говорящего.

Тема 5. Давай побеседуем.

Тематика беседы. Правила беседы. Понятие “интересный собеседник”.

Раздел II. Речевой этикет.

Тема 1. Скажи при встрече: “Здравствуйте!”. Уходя, скажи “До свидания!”

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). Сценки приветствия и прощания.

Тема 2. Волшебное слово “Спасибо”, “Пожалуйста”.

Cлова спасибо и пожалуйста – волшебные. Ситуации, при которых говорят спасибо и пожалуйста. Разыграть сцену.

Тема 3. Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

Этикет и общая культура дошкольника. Формы речевого этикета. Вербальные и невербальные средства общения.

Тема 4. Как говорить по телефону.

Разговор по телефону. Правила диалога по телефону. Учимся правильно говорить по телефону.

Раздел III. Речевая деятельность.

Тема 1. Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

Игры: “Угадай: что я делаю?”, “Превращение предмета”, “Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!”, “Поварята”, “Летает – не летает”. Разнообразные игры на превращение.

Тема 2. Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опором на изображение.

Практическая работа: описание животных, растений, предметов быта и т.п. по изображению на картинках. Раздаточный материал. Лото.

Тема 3. Расскажи сказку от имени героя, или “Моя сказка”.

Рассказывание сказки от имени своего героя. Сочинение своей сказки.

Раздел IV. Техника речи.

Тема 1. Правильное произношение звуков позднего онтогенеза.

Артикуляционная гимнастика для губ: “Улыбка”, “Заборчик”, “Бублик”, “Хоботок”, “Веселый пятачок” и т.д.

Артикуляционная гимнастика для языка: “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка” и т.д.

Тема 2. Развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на речевое дыхание: “Мыльные пузыри”, “Веселый пятачок”, “Удивленный бегемот”, “Фыркающая лошадка” и т.д.

Тема 3. Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки.

Скороговорки, стихи, считалки, для четкого произношения всех звуков. Игры – чистоговорки: “Летний день”, “В лесу”, “В зоопарке” и д.р. Игры – скороговорки: “Испорченный телефон”, “Фраза по кругу”, “Змейка с воротцами”, “Главное слово” и т.д. Считалки, стихи по выбору педагога. Интонационная выразительность стихов, чистоговорок, считалок.

Тема 4. Игры на развитие мелкой моторики.

Различные игры с пазлами, игры – шнуровки, игры с палочками, пальчиковая гимнастика с потешками.

Тема 5. Комплекс упражнений “Речь и движение”

Упражнения на координацию движения с речью. Моделирование гласных в сопровождении фонемного движения.

Раздел V. Основы театральной культуры.

Тема 1. Знакомство детей с видами театрального искусства.

Виды театрального искусства (кукольный, драматический, театр оперы и балета). Постановка сказки “Репка” (кукольный театр). Посещение кукольного театра.

Тема 2. Развитие интереса к сценическому искусству.

Театральная терминология. Театральный спектакль глазами актеров и глазами зрителей. Сценка-игра “Идем в театр”.

VI. Игры – драматизации.

Тема 1. Кукольный театр на столе.

Тема 2. Игры – драматизации по сказкам.

“Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Колобок”.

Тема 3. Творческий отчет по театральной деятельности.

Спектакль детей “Наш огород”.

Тема 4. Заключительное занятие.

Обобщение и подведение итогов работы кружка за год.

Второй год обучения.

Введение.

Ознакомление с содержанием и организацией работы кружка “Юный риторик” с элементами театральной культуры второго года обучения.

I. Общение.

Тема 1. Вместе мы – команда.

Совместная работа в коллективе: групповые сюжетно-ролевые игры. Вместе мы – команда.

Тема 2. Слово веселит, слово утешает, слово огорчает.

Магия слова. Объяснить смысл пословицы “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. От одного слова – да навек ссора. Язык – наш друг или враг?

Тема 3. Общение на занятии. Педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

Понятие общения. Ребенок в кругу друзей. Общение с педагогом. Детские писатели России об искусстве общения (К. Чуковский, Е. Благинина, А. Барто).

Тема 4. Давайте побеседуем о… – тема беседы.

Искусство вести беседу. Тема беседы может быть любой на выбор педагога : (“Легко ли быть слушателем?”, “Какой ты слушатель?”, “Спор – не драка”. “История нравов.”).

Раздел II. Речевой этикет.

Тема 1. Разнообразное и уместное использование формул приветствия.

Ситуации общения. Разнообразные формы приветствия и уместное их использование в разных ситуациях . Этюд “Встреча”.

Тема 2. Разнообразное и уместное использование формул прощания.

Разнообразные формы прощания и уместное их использование в разных ситуациях. Этюд “Прощания”.

Тема 3. Правила эффективной просьбы.

Правила обращения с просьбой. Этюд “Просьба”.

Тема 4. Правила разговора по телефону.

Диалог по телефону. Можно ли “висеть на телефоне”? Этюд “Разговор по телефону”.

Тема 5. Как подарить подарок и как его принять.

С Днем рождения! Сюрприз для именинника. Подарок – символ уважения и добрых чувств. Как правильно подарить подарок и как правильно его принять. Формы речевого высказывания в ситуации поздравления. Этюд “Поздравления и пожелания”.

Раздел III. Речевая деятельность.

Тема 1. Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

Игры: “Король”, “Угадай: Что я делаю?”, “День рождения”, “Кругосветное путешествие”, “Превращение предмета”, “Одно и то же – по-разному”, и т.д.

Тема 2. Пересказ. Расскажи, как это было.

Работа над выделением эпизодов из сказки. Особенности построения эпизодов. Пересказ сказки по эпизодам.

Тема 3. Слушаю и понимаю. Переспрашиваю, если не понял.

Правила слушания: не перебиваю, переспрашиваю, если не понял. Правила диалога. Игра “Вопрос – ответ”.

Тема 4. Загадки – описания без опоры на изображение.

Загадки-описания: “Есть ли, нет ли?”, “Внимательные матрешки”, “Дружные звери”, “Летает – не летает”, “Растет – не растет” и т.д.

Тема 5. Сочинение коллективной сказки, по очереди добавляя свое предложение.

Коллективные сочинения истории по ключевым словам. Коллективные сочинения сказок.

Тема 6. Придумай диалог.

Правила построения диалога между двумя героями известных сказок. Изучение характеров героев известных сказок, придумываем необычную ситуацию, в которой им пришлось встретиться. Диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах и т. п.

Тема 7. Фантазии о…

Развития воображения, фантазии, связной образной речи, развития способностей представлять себя другим существом или предметом. Что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет и т.п. Например: “Я – кукла”, “Я – кошка”, “Я – мяч”, “Чашка, утюг” и т.д.

Раздел IV. Техника речи.

Тема 1. Навыки четкой, ясной речи, при верном произношении всех звуков.

Игры со скороговорками: “Фраза по кругу”, “Главное слово”, “Испорченный телефон”, и д.р. Диалогические скороговорки. Чистоговорки, стихи, потешки по выбору педагога.

Тема 2. Регуляция силы голоса и скорости речи в зависимости от коммуникативного намерения.

Твой голос. Средства выразительности устной речи: интонация, скорость речи, громкость звучания, темп и их зависимость от коммуникативного намерения.

Тема 3. Дыхание: речевое, носовое, реберно– диафрагмальное.

Практические занятия по формированию правильного дыхания. Упражнения на дыхание: “Задуй свечу”, “Мыльные пузыри”, “Больной зуб”, “Капризуля”, “Колыбельная” и др.

Тема 4. Комплекс упражнений речь и движение.

Упражнения на координацию движения с речью. Моделирование согласных в сопровождении фонемного движения. Сказка речи с движением “Дремундия”.

Тема 5. Дикционный тренинг.

Чистоговорки, скороговорки, потешки, считалки, стихи на четкое и правильное произношение, интонационную выразительность.

Тема 6. Игры на развитие мелкой моторики.

Разнообразные игры с пазлами, палочками, игры со шнуровкой, пальчиковые игры с потешкой.

Раздел V. Основы театральной культуры.

Тема 1. Особенности театрального искусства.

Понятие “театральное искусство”. Театр – литература, живопись, музыка, хореография. Главное в театре – игра актеров.

Тема 2. Театр снаружи и изнутри.

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Фотографии театров:

(Большого, Малого, МХАТа). Экскурсии по городу. Поездка детей в ТЮЗ.

Тема 3. Культура поведения в театре.

Экскурсия в театр. Правила этикета в театре. Театр начинается с вешалки. Зрительская культура. Театральные игры и этюды: “Покупка театрального билета”, “О чем рассказала театральная программа”, “Сегодня мы идем в театр”.

Воспоминания известных деятелей культуры о первом посещении театра (К. Станиславский, Г. Уланова, Н. Сатц и др.).

VI. Игры – драматизации.

Тема 1. Кукольный театр из-за ширмы.

Тема 2. Игры – драматизации по сказкам.

“Три медведя”, “Царевна-лягушка”, “Сказка о царе Салтане”.

Тема 3. Творческий отчет по театральной деятельности.

Спектакль детей “Лесная школа”.

Тема 4. Заключительное занятие.

Обобщение и подведение итогов работы кружка за год.

Приложение.

Литература:

  1. Курцева З.И. “Дошкольная риторика”. – М.: Баласс, 2005.
  2. Машевская С.А. “Риторика + Театр”. – М.: “Исток”, 2005.
  3. Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”. – М.: Владос, 2005.
  4. Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду”. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.