Организация внеклассной работы по предмету "Литература"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В техникуме промышленных технологий и управления (отделение НПО)  литературу изучают три года, но часов на предмет отводится мало. Хочется более глубоко подойти к изучению творчества писателей и поэтов, к анализу их художественных текстов; найти время на знакомство с творчеством тех писателей, которые не предусмотрены рабочей программой. Поэтому создана программа  «Внеклассная работа по предмету «Литература», цель которой организация деятельности учащихся по расширению знаний, формированию нравственных и эстетических ориентаций.

В основе  структуры разработанных по плану материалов лежит технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности. В режиме КИМ работа направлена на выстраивание смысловой цепочки, путем сравнения методов и способов, применяемых другими, со своими. Данная технология помогает включать учащихся в разные виды деятельности, позволяет им находить место в коллективной работе сообразно своим интересам и способностям. В этом актуальность, оригинальность программы и результативность саморазвития человека, которая возрастает, если учащийся осознает собственную и совместную произведенную деятельность, берет на себя ответственность за конечный результат. Учащийся проходит процесс становления, сначала через переживание, затем – понимание, что является показателем результативности в решении педагогических задач.

Подготовка и проведение мероприятия имеет свой алгоритм:

  1. Выход на проблему предстоящего мероприятия. Рефлексия настроения.
  2. Распределение ролей.
  3. Выделение ключевых слов, понятий.
  4. Построение «древа понятий» с целью выявления сущности слов.
  5. Работа в творческих микрогруппах.
  6. Наличие трех пространств (целевое, поисковое, рефлексивное).
  7. Рефлексия эмоционального состояния. Выход на новую проблему.

Учащиеся с первого мероприятия привыкают к такой выстроенной структуре работы, они не только зрители, но и участники, умеющие строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. Такой системный подход призывает к активности каждого учащегося, учит их не бояться выражать свое понимание проблемы; задавать вопросы и высказывать предложения; осуществлять самооценку своей деятельности; работать в команде; творчески относиться к предложенным заданиям, самим проявлять инициативу.

Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в  деятельность учащихся и поддерживать их активность, – для педагога, и проявлять способности делать выводы, обобщать, аргументировать, соотносить литературный материал со своим временем, уметь работать с информацией – для учащихся – вот основные задачи структуры работы.

Источники литературы, которые используем для работы, помогают осознать нравственную, философскую, социальную проблематику литературных произведений. Исходя из концепции данной программы, мир писателя, его литературное произведение изучаются как результат творческой деятельности.

Назначение программы – помочь учащимся сопоставить свое первоначальное впечатление с  точкой зрения, возникшей на мероприятии  при изучении произведений как русской, так и зарубежной литературы, помочь достичь успешных результатов на экзамене по литературе.

Темы классных часов (групповых вечеров) могут меняться с учетом интересов учащихся и выходом на новую проблему. После каждого мероприятия проводится выставка творческих работ, дважды в году проходит олимпиада по литературе, итоговая экзаменационная работа –  результат деятельности учащихся.

В программу входят план проведения мероприятий и разработки сценариев. (Приложение 1) План включен в общую программу воспитательной работы учебного заведения, который с поправками и изменениями утверждается ежегодно.

План проведения мероприятий

I курс

Сентябрь. Тема: Проблема человеческого достоинства: актуальна ли она сегодня? (Театрализованный классный час по творчеству А.Н. Островского.)

Цели. Мировоззренческая: понимание проблемы человеческого достоинства. Предметные: исследование на примере героев А.Н. Островского нравственного достоинства человека; воспитание в себе лучших человеческих качеств.

Декабрь. Тема: «Люблю, люблю, но реже говорю об этом…» Надо ли говорить о любви вслух? (Театрализованный классный час по творчеству У. Шекспира.)

Цели: Мировоззренческая: раскрытие значения темы любви. Предметные: обсуждение и анализ прочитанных произведений У. Шекспира; особенности поэтики в творчестве драматурга; собственное осознание мира человеческих чувств; развитие творческих способностей.

Февраль. Тема: Кто они «лишние люди», можно ли с ними найти общий язык? (Герои И.С. Тургенева и субкультуры сегодня. Классный час – дискуссия.)

Цели. Мировоззренческая: рассмотрение взглядов на жизнь представителей субкультур. Предметные: прослеживание противопоставления двух поколений – «отцов» и «детей» на примере произведений И.С. Тургенева; исследование проблемы «лишнего» человека; понимание собственного отношения к проблеме.

Май. Тема: Можно ли назвать Наташу Ростову нашей современницей? (Театрализованный классный час по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Цели. Мировоззренческая: определение своей точки зрения на проблемный вопрос. Предметные: осознание, какое впечатление производит Наташа на окружающих ее людей; понятие поэтичности натуры Н. Ростовой; открытие национально-природного в характере Наташи.

II курс

Октябрь. Тема: Биография А.А. Ахматовой – биография исключительной личности? (Вечер по творчеству А. Ахматовой.)

Цели. Мировоззренческая: представление о личности А. Ахматовой. Предметные: развитие представления о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой; осмысление нравственной позиции поэтессы и своей.

Ноябрь. Тема: Что лучше: «горькая» правда или «сладкая» ложь? (Классный час – дискуссия по творчеству М. Горького.)

Цели. Мировоззренческая: выражение собственной жизненной позиции на проблемный вопрос. Предметная: выявление позиции героев драмы М. Горького «На дне» и авторской позиции по отношению к вопросу о правде.

Январь. Тема. М. Цветаева – летописец своей эпохи? (Творческий практикум.) (Выезд в Елабугу с последующим обсуждением экскурсии и представлением работ о творчестве поэтессы.)

Цели. Мировоззренческая: развитие навыков самостоятельного изучения жизни и творчества М. Цветаевой. Предметные: Познание поэтического мира М. Цветаевой; определение основных тенденций в творчестве поэтессы; развитие творческих способностей.

Апрель. Тема: Юбиляр года. (Конкурс чтецов. Тема и цели формируются каждый год по-разному.)   

III курс

Октябрь. Тема: Война и женщина – слова синонимы? (Театрализованный классный час по мотивам книги С. Алексиевич «У войны – не женское лицо…»)

Цели. Мировоззренческая: осмысление, что человеческие качества помогают выжить в тяжелых испытаниях судьбы и найти свое место в жизни.Предметные: определение собственного отношения к проблеме; исследование на примере героев С. Алексиевич, что ценность личности должна определяться критериями нравственных норм; расширение и углубление знаний военной тематики на примере книги С. Алексиевич.

Ноябрь. Тема: Поэт и общество неразделимы? (Музыкальный классный час по творчеству В. Высоцкого.)

Цели. Мировоззренческая: понимание: может ли общество обойтись без поэта? Предметные: представление о творчестве В. Высоцкого; осмысление времени 60-80-х гг., политического режима второй половины ХХ века; воспитание гражданственности, патриотизма.

Декабрь. Тема: Почему эта книга моя любимая? (Классный час – семинар.)

Цели. Мировоззренческая: глубокое постижение содержания любимой книги. Предметные: дальнейшее размышление над книгой; умение заинтересовать других прочитанным, отвечать на вопросы, поспорить.

К работе прилагаются фотографии.