Влияние новой десятибалльной системы оценки на уровень коммуникативной культуры участников общеобразовательного процесса

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика


Важнейшими составляющими гуманизма являются признание ценности человеческой индивидуальности. Каждый ребенок рождается с определенным набором способностей. Стремление ребенка к самоактуализации наталкивается на серьезные препятствия. Это и непонимание окружающих (нередко педагогов), и слабость человека и его неуверенность в себе.

Особое место в системе здоровьесохраняющих условий обучения и воспитания, психолого-физиологических процессов, сопряжённых с этой системой, занимает достоверное объективное оценивание качества обучения, как средство формирования позитивной мотивационной среды, стимулирующей учебно-познавательную активность учащихся, суживающей сферу показателей хронического дистресса за счёт снижения уровня тревожности детей по поводу потенциальной угрозы негативной оценки. Современные исследования в сфере оценивания связаны с поиском возможности реализации в данном виде деятельности функции рефлексии. Учитывая специфику контингента учащихся школы-интерната, необходимость дифференцированного подхода к оцениванию учебной деятельности учащихся общеобразовательных классов и специальных коррекционных классов VII и VIII вида, опытно-экспериментальный поиск в сфере оценочной деятельности приобрёл особое значение. Десятибалльная шкала оценки степени обученности учащихся (СОУ), предложенная рабочей группой под руководством доктора педагогических наук, профессора В. П. Симонова, адаптированная к особенностям контингента учащихся школы-интерната, позволяет достаточно достоверно оценивать результаты учебной деятельности с позиций здоровьесозидающей педагогики. Руководством к действию послужило учебное пособие профессора Симонова "Урок: планирование, организация и оценка эффективности". Инновационный подход к оценочной деятельности учителя рассматривается здесь как фактор сохранения и созидания психологического здоровья учащихся, преодоления конфликтов целей и ожиданий педагогов в системе образовательной среды. Система, на которой мы остановили свой выбор, содержит новую концепцию и новое философское обоснование шкалы оценки степени обученности личности - балльная шкала просто инструмент для измерения уровня, достигнутого в той или иной сфере интеллектуальной или практической деятельности. Наиболее точная шкала оценивания (более достоверная, чем традиционная пятибалльная, а фактически трёхбалльна и более надёжная и доказательная, чем суррогатная система оценивания) предполагает в качестве результата не только преодоление разноуровнего подхода при оценке степени обученности учащихся обычных и коррекционных классов, но и отказ от второгодничества и понятия "неуспеваемости", как педагогической и социальной проблемы.

В течение 1 четверти 2001-2002 учебного года методический совет интерната, опираясь на опыт В. В. Семёнова, В. П. Симонова, Е. Г. Черненко, опубликованный в "Учительской газете" и в методических журналах, готовил вопрос о переходе на 10 балльную систему оценок для обсуждения на педсовете. В ноябре 2001 года педсовет принял решение о проведении эксперимента в 3-х разноуровневых классах начальной школы, а также разрешил отдельным педагогам среднего звена участвовать в эксперименте по своему предмету. В марте и мае 2002 года педсовет информировался о ходе эксперимента, который получил положительную оценку со стороны участвовавших в нём учителей. Было принято решение продолжить эксперимент и распространить его действие на все классы интерната. Были разработаны и утверждены критерии выставления оценок по всем предметам. В 2003 году педагогический совет одобрил экспериментальную работу и принял решение продолжить практический этап опытно-экспериментальной деятельности по освоению и внедрению десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся.

В период с 2003 по 2008 год длился практический этап опытно-экспериментальной деятельности по освоению и внедрению десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся. Работа на этом этапе строилась согласно основным направлениям практического этапа эксперимента и была направлена на решение общих задач опытно-экспериментальной деятельности.

С опорой на анализ результатов экспертизы первичных материалов подготовительного этапа педагоги школы-интерната в целях более точного и позитивного учета достижений своих воспитанников пришли к необходимости фиксировать успехи учащихся в ведомости учета степени обученности учащихся (СОУ) по четвертям и сообщать процент обученности каждому ребенку.<Приложение 1>. Нельзя недооценить значение получаемых результатов: переход к такого вида учету позволяет проследить изменения в фактической степени обученности учащихся и открывает возможности формирования духа конкурентности у обучаемых на основе стремления быть лучшим среди лучших в рамках оценочных суждений положительной шкалы оценивания. Результат обученности, зафиксированный в процентном отношении и доступный для ознакомления, позволяет учащимся реально оценить собственные успехи и нацелиться на преодоление трудностей, тем самым, развивая познавательную активность ученика, стимулируя желание выйти на новый уровень усвоения материала.

Путём неоднократных экспертиз информационно-педагогической базы подготовительного и практических этапов, их сравнительного и оценочного анализа, было достигнуто соответствие методических требований школы с критериальной базой и градированными процентами. Практикой было доказано, что средний процент степени обученности по основным предметам в средней школе 5-9 классы показывает соответствие результатов обучения в процентном отношении с заложенными в систему основными показателями СОУ (степень обученности учащихся) и соответствует своему уровню требований: классы ККО соответствуют репродуктивному уровню (до 36%),специальные коррекционные классы VII вида - уровню неосознанного, реже осознанного запоминания (от 9 % до 17 %). Несколько иное положение в старшем звене 10-11 классы, где средний процент степени обученности, особенно в общеобразовательных классах несколько ниже уровня требований, что можно объяснить наличием социально-педагогической запущенности, и соматическими нарушениями здоровья учащихся. В целом же возросла результативная сторона учебно-познавательного процесса на фоне общего повышения самостоятельности, активности и заинтересованности учащихся, усилилась положительная мотивация, дисциплинированность, организованность и активность. Положительная система оценивания на основе более точного определения достигнутых результатов позволяет успешно продвигаться вперёд по пути познания даже "слабым" учащимся.

Моделируя ситуации общения в ходе учебного процесса, изучая специальную литературу, обрабатывая данные опросов и анкетирования, как среди учащихся, так и среди взрослых участников эксперимента (педагогов и родителей) было выделено приоритетное направление эксперимента в работе школы-интерната: изучение условий влияния оценочных суждений на здоровье учащихся.

В рамках проведения эксперимента проводилась разъяснительная работа с родителями. Педагоги старались предоставлять родителям и лицам их, заменяющим достоверные и доказательные сведения о степени успешности усвоения их детьми учебных программ по отдельным учебным предметам, придерживаться единых требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с критериальной базой, с разработанными и утверждёнными учителями-предметниками основными показателями для оценочных суждений.

На каждом этапе эксперимента администрацией школы-интерната проводился анализ промежуточных результатов, контроль над реализацией плановых мероприятий, обсуждение и корректировка рабочих моментов.

Программа повышения квалификации учителей в условиях эксперимента предусматривала разъяснительную работу на заседаниях МО и МС, а также консультативную работу с творческой группой эксперимента. На практическом этапе была окончательно сформирована мотивационная готовность учителей школы-интерната к построению рабочей деятельности в соответствии с четкими критериальными требованиями, характеризующими степень обученности учащихся в области каждого учебного предмета.

Результаты анкетирования педагогов, участвующих в эксперименте, проведённого в 2005 - 2006 учебном году свидетельствуют, что новая система оказывает психосберегающий эффект и на здоровье преподавателей, поскольку такой спектр баллов избавляет учителя от излишних колебаний при выставлении оценки и тем самым снижает их тревожность.

Апробация критериальных требований на практике не всегда даёт убедительные результаты. МО учителей географии составило "Критерии выставления оценок по географии как за практическую работу, работу на уроке, так и работу с контурными картами" <Приложение 2, приложение 3>. Основные значимые разработки научно-методического обеспечения и материалы психолого-педагогического сопровождения эксперимента тщательно собираются, фиксируются, систематизируются - это наша история инновационного опыта.

Можно отметить сведение к минимуму случаев завышения оценки, т.к. экспериментальная шкала оценивания - достоверная и надёжная - позволяет образовательной системе функционировать оптимально, т.е. с наименьшими затратами сил и средств, с наименьшими моральными потерями.

Десятибалльная система оценки помогает учителю поддержать ребенка, когда он пасует перед трудностями, отказывается проявить себя, проявляет слабость. Одним из препятствий в развитии личности может быть страх получения неудовлетворительной оценки, порицания педагога или родителей. Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей. Такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость. Он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся враждебные силы. Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Обучающиеся интернатов в основе представляют детей группы риска. Десятибалльная система позволяет создать идеальную ситуацию, когда создана такая среда, такое пространство сообщества, в котором ребенок, активно общаясь с окружающими, в то же время может оставаться самим собой.

Наблюдения за процессом обучения таких детей позволило определить, в чем состоят их трудности при выполнении любых заданий, как на уроке, так и на самоподготовке. Это слабая ориентация в задании, непродуманность действий, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, не собранность, быстрая утомляемость.

Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка. Отклонения в его развитии следует рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода к нему. Ребенок хочет быть принятым всеми, кто его окружает. Негативное отношение ребенок нередко воспринимает как трагедию. Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством использования интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания школьнику гораздо легче решать учебно-познавательные задачи. Десятибалльная система оценки позволяет сделать обучение более успешным <Приложение 4>.

Пониженная самооценка ребенка - драма, которая проявляется в боязни общественного мнения, большой ранимости, ограничении социальных контактов. Низкая самооценка нередко становится причиной ухода детей от активной жизнедеятельности. Такие дети рискуют оказаться в ситуации, когда ни воспитание, ни самовоспитание практически невозможны. В значительной степени определяя социальную адаптацию личности, самооценка является регулятором ее поведения. Она формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В самооценке присутствует самооценка результата, которая отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями, самооценка потенциала, отражающая веру ребенка в себя и уверенность в себе.

Десятибалльная система оценки позволяет сформировать у ребенка позитивную самооценку, которая развивается в процессе включения ребенка в разнообразную деятельность, соответствующую его возрасту, склонностям и способностям.

В целом уровень тревожности снизился практически по всем параметрам, за исключением страха самовыражения, что может быть обусловлено как характерологическими особенностями детей, так и низким интеллектуальным уровнем, социальной запущенностью. Также как и ранее на первое место по стресогенности выходят такие ситуации как, страх проверки знаний, страх самовыражения, страх несоответствовать ожиданиям окружающих. Стоит также отметить, что значительно снизилась тревожность, связанная с проблемными отношениями с учителями (с 20,2% до 8,6%), что свидетельствует о благоприятной атмосфере на уроке, понимании между учителем и учеником <Приложение 5>.

Итоги административного контроля, разъяснительная работа с родителями, обработка и систематизация наблюдений педагогов выявили ряд позитивных тенденций, благоприятных условий для профилактики ситуации дистресса, создания здоровьесозидающей образовательной среды. Создание психо - и здоровьесберегающей среды предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализацию, которая зависит как от руководства общеобразовательного учреждения, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого учителя. Внедрение на базе интерната положительной бесконфликтной шкалы оценивания послужило фундаментом для творческой деятельности педагогов, для самореализации учащихся, для создания комфортной психологической атмосферы в школьном коллективе.

Исходя из результатов проведённой работы, можно сказать, что данная система являет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку образовательных и воспитательных средств, представляющих перспективное направление здоровьесбережения и надёжный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.

Работа по эксперименту была одобрена на городском координационном методическом совете и занесена в реестр городского банка передового педагогического опыта.

Презентация.

30.09.2010