Информационные технологии на уроках мировой художественной культуры. Тема урока: "Две эпохи русской иконописи. Феофан Грек и Андрей Рублев"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с особенностями религиозной живописи новгородской и московской школ, дать сведения о жизни иконописцев, их манере письма.
  • Развивающая: развивать умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывающая: формировать у учащихся основы духовности, толерантности, уважение к традициям и культуре своей страны.

Оформление и оборудование: интерактивная доска, фонозаписи  духовной музыки, компьютерная презентация с иллюстрациями по теме урока.

Эпиграф к уроку: «У меня нет множества книг. Я не имею досуга для чтения. Вхожу в общую врачебницу душ – церковь, терзаемый  заботами, как терниями. Цвет живописи влечёт меня к созерцанию и, как луг услаждая зрение, незаметно вливает в душу славу Божию». Иоанн Дамаскин

Ход урока

I. Погружение.

3 слайд. Иллюстрация иконы «Сошествие Святаго Духа» (рис.1)

рис.1

Рис. 1

Негромко звучит фонограмма церковного  песнопения «Господи, воззвах», на этом фоне ученица читает стихотворение Ф. Тютчева «Наш век»:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

II. Слово учителя. 4 слайд. (рис.2)

рис.2

Рис. 2

Сегодня мы продолжаем разговор о традициях Святой Руси. Обратимся к нашему эпиграфу. Иоанн Дамаскин, крупнейший богослов VII века привлекает нас к размышлению, к стремлению постичь глубины духовности. Думаю, и в наше время интерес к тайнам древнего искусства не угасает.

5 слайд. Икона («eikon» греч. – образ, портрет)

Учитель: на прошлом уроке мы начали разговор об истории иконописи.

Вопрос классу: Вспомним, какая была первая икона?

Ответы учеников: Нерукотворный образ – первая Икона Христа.

6 слайд. (рис.3)

рис.3

Рис. 3

Вопрос классу: Перечислите, пожалуйста, основные приёмы иконописи.

Ученики называют: Энкаустика (восковая живопись), темпера, мозаика, С ХVIII века – масляная живопись. (Термины появляются на интерактивной доске – 7 слайд.)

Учитель: Переходим к нашим творческим заданиям.

8 слайд. Портрет Ф. Грека (рис.4)

рис.4

Рис. 4

III. Выступления 1-ой творческой группы учащихся.

(1-я группа учеников рассказывает о жизни и творчестве Феофана Грека, их доклады сопровождаются слайдами – иллюстрациями на  интерактивной доске.

1 ученик: Феофан Грек приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером в 70-е годы ХIV века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, а затем переехал в Кафу, откуда, вероятно, и был приглашён в Новгород. Он был последним представителем византийского искусства. Современников поражали его ум, образованность, давшие ему славу мудреца и философа. Епифаний Премудрый, наблюдавший его работу в Москве, отмечал, что никогда не видел, чтобы он сверялся с образцами. Феофан Грек до прихода в Новгород расписал около 40 церквей, в том числе и церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

9  слайд. Ф. Грек. Пантократор. (рис.5)

рис.5

Рис. 5

В купольном своде – изображение Пантократора, безжалостно взирающего на землю. Он грозный судия, не знающий ни пощады, ни снисхождения.

2 ученик: Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Лик Вседержителя – воплощение карательной силы. Между этим грозным судией и грешным человечеством в качестве посредников выступают: праотцы, пророки и подвижники-столпники. Все они в изображении Феофана – строгие аскеты, поэтому так суровы их лица и величественны жесты. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок, основанный на коричневых тонах: темно-желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих.

10 слайд. Ф. Грек.Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения  Великом Новгороде. (рис.6)

рис.6

Рис. 6

3 ученик: В 1738 году Феофан исполнил свою первую первую работу в Новгороде – расписал фресками церковь Спаса-Преображения. Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, чтобы понять, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Феофана на его русских современников. Персонажи у Феофана не только внешне не похожи друг на друга – они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Феофана – незабываемый человеческий образ. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым «внутреннего человека». Седобородый Мельхиседек величественным движением, достойным потомка эллинов, придерживает свиток с пророчеством. В его позе нет христианской покорности и благочестия.

11 слайд. Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения. (рис.7)

рис.7

Рис. 7

4 ученик: Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение Феофан придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первый взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тона в отдельных  местах – над бровями, на переносице, под глазами – резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробелы. С помощью бликов художник не только точно передаст объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего ж достигали мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретают особую  трепетность, подвижность.

12 слайд. Успение. (рис.8)

рис.8

Рис. 8

13 слайд. Донская икона Богоматери. (рис.9)

рис.9

Рис. 9

4 ученик: До наших дней почти не дошли иконы работы Феофана. Кроме икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле, мы не знаем достоверно ни одной его станковой работы. С большой долей вероятности Феофану приписывают «Успение», написанное на оборотной стороне иконы «Донская богоматерь».

14 слайд. Ф. Грек. Троица. (рис.10)

рис.10

Рис. 10

Рассмотрим фреску «Троица» в церкви Спасо-Преображения в Москве. По христианскому вероучению, бог, будучи единым, по существу, троичен в лицах. Первое лицо Троицы есть Бог Отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. Второе ее лицо – Бог Сын, Иисус Христос, принявший образ человеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо – Бог Дух Святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо, как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основных догматов христианской религии и в качестве такого является объектом веры, а не предметом осмысления.

Божество, будучи единством трех лиц, пребывает везде и не имеет определенного облика. Истинный вид божества неизвестен человеку – «Бога же не виде никто» (Иоанн, 1,18). Однако, иногда, как гласит христианское предание, Бог являлся людям, принимая для этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел Бога, был праведный старец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, что под видом трех странников он принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, он усадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Саре испечь из лучшей муки пресные хлебы, а отроку слуге – заколоть нежного тельца.

Именно этот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается в виде трех ангелов со странническими посохами в руках: Ангелы торжественно восседают за столом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама и легендарный Мамврийский дуб. Благочестивые Авраам и Сара подносят крылатым странникам угощение. Так изображена Троица на фреске Феофана Грека в церкви Спаса-Преображения и на многих московских, новгородских, псковских иконах XIV-XV веков.

Слово учителя: Мы подробно рассмотрели творчество представителя новгородской, а точнее, византийской иконописной школы, а теперь обратимся к русской иконе. Именно в ХV веке наша иконопись достигает своего высшего расцвета, впервые освобождается от ученической зависимости и становится вполне самобытной и русской. И самым ярким её представителем является творчество Андрея Рублёва.

IV. Сообщения 2-ой творческой группы учащихся.

(2-я группа учеников представляет творчество А. Рублёва)

15 слайд. Иконописное изображение А. Рублёва. (рис.11)

рис.11

Рис. 11

1 ученик: Иная, нежели у Феофана Грека, философская концепция лежит в основе творчества Андрея Рублева. Она лишена трагизма и мрачной безысходности. Это философия добра и красоты, гармония духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.

16 слайд. А.Рублёв. Спас из Звенигородского чина. (рис.12)

рис.12

Рис. 12

Его Спас – не грозный вседержитель и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и прощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало. Звенигородский Спас – это тот идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в искусстве удалось только Рублеву. Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

17 слайд. Фрески в Успенском соборе г.Владимира. (рис.13)

рис.13

Рис. 13

2 ученик: О жизни прославленного художника Москвы Андрея Рублева известно немного. Летописи указывают города, в которых он работал, и церкви, которые он украшал иконами и фресками.

18 слайд. Богоматерь в раю. (рис.14)

рис.14

Рис. 14

19 слайд. Христос во славе. Ангелы, свивающие небеса в свиток. (рис.15)

рис.15

Рис. 15

Они сообщают, что Рублев скончался в «старости велице» в московском Андрониковом монастыре, монахом которого был. Этим немногим, по существу, исчерпываются сведения о жизни великого художника. Источники свидетельствуют, что искусство Рублева еще при его жизни пользовалось известностью и признанием. Современники называли его «преизрядным живописцем», «мужем в добродетели свершенным». В памяти народа Рублев остался как идеальный русский художник. Не случайно Стоглавый собор 1551 года повелел иконописцам «писать иконы с древних и образцов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев».

20 слайд. «Троица» (рис.16)

рис.16

Рис. 16

3 ученик: Вопрос о принадлежности того или иного произведения Рублеву служит ныне предметом оживленных научных дискуссий. Единственно достоверное произведение художника – икона «Троица». Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятности приписываются прославленному мастеру. Высокое мастерство икон «Звенигородского чина», их стилистическая близость «Троице» позволяют признать в них еще одну подлинную работу художника. Документально известно, что иконы в Кремлевском Благовещенском и Загорском Троицком соборах, а также иконы и фрески в Успенском соборе во Владимире исполнены Рублевым в содружестве с другими мастерами.

Наивысшее творческое достижение Рублева – икона «Троица», созданная им незадолго до смерти (между 1411–1422 гг.). Идея триединого Бога была важна как  символ  единения  и объединения всех русских земель вокруг Москвы. Написана икона в память Сергия Радонежского.

4 ученик: В иконе Рублева поражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священным текстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуют Библия и Евангелие, в лице Рублева, пренебрегла буквой Священного писания и попыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее.

Три крылатых ангела сидят вокруг стола, в центре которого стоит чаша с головой жертвенного тельца. Смертная чаша есть композиционный и смысловой центр иконы Рублева; в зависимости от того, что подразумевать под жертвой, изображение получает разный смысл. Первое значение жертвы – телец, которым Авраам угостил божественных странников. В этом случае икона изображает пир у Авраама, и действие ее происходит на земле. Однако для земного пира изображение слишком скорбно и угощение скудно.

Икона, без сомнения, имеет более глубокий смысл. Смертная чаша с головой тельца издавна воспринималась как символ искупительной миссии Христа, принесшего себя в жертву ради спасения людей. В таком истолковании трапеза трех ангелов приобретает символическое значение. Она означает ниспослание богом-отцом сына на свершение им подвига во имя людей, готовность сына принести себя в жертву и благословение этой жертвы духом-утешителем. В этом случае «Троица» представляет действие не земное, а небесное. Праздничный стол – прообраз жертвенного алтаря. Жесты ангелов исполнены особого символического смысла. Дуб, палаты и гора превращаются в эмблемы, обозначающие вечность Бога Отца, вдохновение Бога Сына, возвышенную самоотверженность духа-утешителя.

Учитель: мы узнали много интересной информации о творчестве двух великих иконописцев. Попытаемся осмыслить и проанализировать. Есть ли различия в произведениях Феофана и Рублёва?

5 ученик: Рублев продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное воздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека, потому что под руководством Феофана Рублев в 1405 году расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Быть может, Рублев был знаком и с новгородскими росписями Феофана и его учеников. Он наследует не только высокое техническое мастерство – для него, так же как для Феофана, иконопись – это «умное делание». И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве «мудрость жизни».

Однако в творчестве московского художника живописная концепция XIV века подверглась коренной переработке. Феофановское «индивидуалистическое» начало – свободный, широкий мазок, эскизность исполнения – несвойственно живописи Рублева.

Учитель: Спасибо, наблюдение верное. А теперь мы перейдём к логическому завершению нашего знакомства с творчеством Феофана Грека и Андрея Рублёва.

V. Рефлексия.

Учитель: Давайте проведём сопоставление: найдём отличия, сходства и  заполним таблицу сравнительного анализа.

Ученики получают репродукции «Троицы» Рублёва и Грека, распечатанные таблицы и заполняют их под руководством и в диалоге с учителем. (Приложение 1)

VI. Итог урока. 21 слайд.

Учитель: Сегодня мы познакомились с вершинами нравственных и духовных  истоков нашей страны. Две эпохи, к которым принадлежали Феофан Грек и Андрей Рублёв, это не только исторические вехи, это – эпохи в искусстве, в традициях  православной Руси. Любовь к Родине начинается с уважения к её святыням. (рис.17)

рис.17

Рис. 17

Об этом поёт наш прославленный коллектив – Государственный Академический Уральский русский народный хор и его солистка Светлана Комаричева. (рис.18)

рис.18

Рис. 18

22 слайд. Звучит фонограмма песни «Колокола». (муз. Е. Щекалёва, сл. А. Дармастука)

VII. Домашнее задание.

Принести именные иконы.

Литература:

  1. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007 .
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр  «Академия», 2001.
  3. Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007
  4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. Для уч-ся 10 кл. /  Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.