Поэты на войне

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Введение

Наша проектная работа называется «Поэты на войне». Целью ее было осветить имена поэтов-фронтовиков с произведениями, которых мы знакомы, но они не включены в школьную программу.

Прошлое нашей Родины очень богато историческими событиями. Одни освещены в учебниках, о других сняты фильмы, о третьих написаны книги. Старинно изречение гласит « Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Они не хотели и не могли молчать, они были нужны бойцам, отправляющимся каждый день на бой, на смерть. Наше поколение никогда не должно забывать те страшные годы, тех людей, которые подарили нам жизнь ... Наш проект о людях, которые пронесли свой талант через жестокие годы войны и смогли оставить потомкам произведения , в которых отражена вся правда жизни тех лет. В этом актуальность нашей работы. Более 1000 писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись. Жива память фронтовиков о страшных днях военного лихолетья, о жестких боях, о боевых друзьях-товарищах, о душевной красоте солдата ,которые даже в трагические минуты своей жизни оставался человеком.

Исследуя произведения, характерные особенности языка, читатель может полнее и глубже понять авторский замысел, основную идею произведения, написанного в страшные годы Великой Отечественной войны.

Цель работы состоит в понимании внутреннего мира писателя на войне, с произведениями которых все знакомы, но их имена часто остаются  в тени.

Методы, использованные в работе:

  • анализ произведений с подробной биографией авторов,
  • приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного.

Приемы работы:

  • консультации с участника ВОВ;
  • изучение различных источников;
  • работа с фотоматериалами, документами;
  • подбор текстов;
  • персонификация;
  • интервьюирование;
  • работа в сети Интернет.

В процессе работы были освещены биографические данные поэтов, их взаимоотношения с другими поэтами, проанализировано их творчество во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Выводы, полученные в ходе работы, позволили узнать, как  произведения поэтов-фронтовиков в последствии были использованы композиторами, режиссерами, актёрам..  Работа над проектом дала возможность создать свои собственные представления о страшном времени через мысли и творчество людей, испытавших тяготы войны на фронте.

Эта работа – всего лишь попытка прикоснуться к великому искусству слова, это возможность понять и почувствовать, как создавались произведения художественной литературы во время Великой Отечественной войны.

Основная часть

(Звучит музыка Яна Френкеля из песни «Журавли».  На  мониторе появляются фотографии поэтов)

Павел Коган... Иосиф Уткин... Семен Гудзенко... Павел Шубин...

Семён Кирсанов... Давид Самойлов... Александр Межиров...

И еще имена... Имена... Имена...

Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Они писали стихи. Горячие, искренние. Часто подражали любимым поэтам – Есенину и Маяковскому. Это была их школа, им еще предстояло стать знаменитыми. Многие из них учились в довоенные годы в ИФЛИ (Литературном институте), но тут настало лето 41-ого. Началась война.

О них, поэтах фронтового поколения, об их творчестве и судьбе, мы хотим сегодня рассказать. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года.  Но не всем суждено было вернуться в победный май 45-го.

После войны, оставшиеся в живых, бывшие студенты Литинститута Давид Самойлов, Семён Гудзенко, часто вспоминали погибших друзей, собираясь, читали их стихи, опубликованные и неопубликованные. Как это ни печально, но стихи многих из погибших ребят не были напечатаны при их жизни. Так, например, несомненно, талантливые произведения Павла Когана, погибшего в 24 года, были изданы лишь много лет спустя.

1. Павел Коган родился в 1918 году в Киеве. В 1922 году семья переехала в Москву. В 1936 году Павел поступил в Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), а в 1939 году перешел в Литературный институт им. Горького, продолжая заочно учиться в ИФЛИ. Среди талантливых молодых поэтов Коган принадлежал к числу наиболее одаренных.

Ранние стихи Павла Когана проникнуты тревожной грустью ищущей юности. Ярко-радостные, вихрастые мальчишеские стихи сменяются грустными и тревожными, горестно взволнованными – это первая счастливая и первая несчастная любовь, это первые ссадины от первых обид. Романтика – вот что главенствует в лирике молодого поэта.

А «Бригантина», положенная на музыку другом Павла Жорой Лепским, пользовалась огромной популярностью.

(Звучит песня «Бригантина» на стихи Павла Когана)

В конце тридцатых многие жили ощущением надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Это нашло свое отражение и в творчестве Павла Когана. Как и другие поэты яркой предвоенной поросли, Павел Коган предчувствует судьбу своего поколения и свою собственную судьбу. В тот 1937 год, когда был подписан известный пакт с Германией, Павел Коган писал:

(На экране монитора слайд с фашистским орлом)

Я слушаю далекий грохот,
Подпочвенный, неясный гуд,
Так подымается эпоха,
И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.
Так дай мне мужество в боях,
Ведь если бой, то я с тобою,
Эпоха громкая моя.

На экране монитора слайд с парадом Красной Армии

На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

(На экране монитора слайд)

«Разрыв-травой, травою-повиликой.
Мы прорастаем по горькой, по великой,
По нашей кровью политой земле»

Павел Коган

О судьбах поэтов, не вернувшихся с войны, нельзя говорить равнодушно.

Поэты фронтового поколения…  Они не выбирали  времени — это время выбрало их.

2. Иосиф Уткин родился 15 (28) мая 1903 года на станции Хинган в семье служащего Китайско-Восточной железной дороги.

Детство и юность Иосифа Уткина прошли далеко-далеко от Москвы, в Иркутске. Семеро детей простого железнодорожного служащего и без того-то не были избалованы, а когда семью оставил отец, то пришлось совсем худо.

«Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придётся»…

И вот когда через Иркутск, вдоль Транссиба, прокатилась волна Гражданской войны и пришло время выбора, то выбора у него фактически и не было: едва ему исполнилось 17 лет, Иосиф Уткин, один из первых иркутских комсомольцев, отправился на Дальний Восток — добивать белых.

Потом была журналистская работа — и первые стихи.

(На экране монитора фотография Уткина и Светлова)

Характерной особенностью стихов Иосифа Уткина является их напевность. Фактически, почти все его стихи представляют собой готовые песенные тексты и легко ложатся на музыку. Наверное, именно поэтому в качестве текста для своей самой-самой первой песни, написанной в конце 1962 года, Сергей Никитин выбрал именно стихотворение Иосифа Уткина. Стихотворение называется «В дороге»:

(На экране монитора слайд с песней «В дороге» в исполнении С. Никитина)

Голосок на левом фланге
Оборвётся, смолкнет вдруг…
Будто лермонтовский ангел
Душу выронит из рук…

В сентябре 1941 года, во время боёв под Ельней, осколком мины Иосифу Уткину оторвало четыре пальца на правой руке. Можно было забыть о том, чтобы писать самому. Но Иосиф Уткин словно бы не заметил своего увечья: даже в полевом госпитале он продолжал писать стихи — теперь уже диктуя их. Его не пускали на фронт, а он туда рвался:

«Я категорически отметаю разговор насчёт невозможности, по соображениям физического порядка, моего пребывания на фронте. Я хочу. Я могу»…

Он добился того, чтобы ему разрешили снова вернуться на передовую — летом 1942 года он прибыл на Брянский фронт в качестве специального военного корреспондента. За боевые заслуги его наградили орденом Красной Звезды. И снова и снова писал он свои удивительные стихи о людях на войне.

Иосиф Уткин не дожил до Победы полтора года. В мае 45-го, в Берлине, на стене Рейхстага, кто-то из солдат нацарапал и его строчки.

Иосиф Уткин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

3. Семен Гудзенко родился в Киеве в 1922 году.  Подростком занимался в литературной студии Дворца пионеров, а в 17 лет поступил в Московский институт философии, литературы и истории. Когда началась война, он оставил институт и добровольцем ушел на фронт. Воевал под Москвой, да и как поэт сложился — под Москвой, в страшную зиму 1941-1942 годов.

Как и Павел Коган, он был плоть от плоти своего времени и своего поколения. А времена не выбирают. И родину не выбирают. И судьбу.

Этот, по выражению Евгения Евтушенко, «киевлянин, украинский еврей, русский поэт» успел написать только о войне. А у него в жизни и не было ничего, кроме войны. И он писал правду о том, что видел, писал правду, пытаясь в самом себе совместить несовместимое — любовь и ненависть.

(На экране монитора слайд, где стихотворение «Я был пехотой в поле чистом» читает автор)

Стихи Гудзенко оказались необычайно созвучны внутреннему миру другого большого русского поэта — Владимира Высоцкого. Знаменитый спектакль Театра на Таганке, который называется «Павшие и живые», Юрий Любимов как раз и построил на стихах Павла Когана, Семена Гудзенко и других поэтов того самого поколения.

Стихотворение «Мое поколение» было написано в 40-х годах, но широко известным оно стало после выхода на экраны киноэпопеи «Цыган», где песню на стихи Гудзенко исполнил Михай Волонтир.

(На экране монитора слайд с песней «Нас не нужно жалеть» в исполнении  М. Волонтира)

4. Павел Николаевич Шубин родился 14 марта 1914 года в селе Чернава (Чернавск) Елецкого уезда Орловской губернии в семье сельского мастерового.

Судьба Шубина – человеческая и поэтическая – во многом типична для поэтов его поколения. Деревня, фабзавуч, завод, институт, война – в биографиях кого из ровесников, старших или младших товарищей Шубина, не просматриваются эти вехи, в чьей поэзии не отозвались они?

В годы Великой Отечественной войны Павел Шубин сотрудничает во фронтовой печати Волховского, Карельского и – после разгрома гитлеровской Германии – Дальневосточного фронтов. За участие в войне Шубин был награжден орденами Великой Отечественной войны II степени и Красной Звезды, а также медалями. Демобилизовался в звании майора

Шубин начал войну недалеко от тех мест, где прошла его юность, – под Ленинградом, на Волховском фронте; продолжал в Карелии и Заполярье, закончил на Дальнем Востоке.

Но для того чтобы в первый период войны каждодневно удерживать линию фронта, нужно было многое: и повседневное мужество бойцов, намертво вгрызшихся в землю, и героизм разведчика, погибающего, но не сдающегося («Разведчик»); и стойкость шофера, выигрывающего поединок с вражеским самолетом («Шофер»).

(На экране монитора слайд со стихотворением «Шофер»)

В первые годы после войны Шубин продолжает активно печататься. Выходят его сборники «Моя звезда» (1946), «Солдаты» (1948), «Дороги, годы, города» (1949) и т. д. Большое место в его творчестве той поры занимает поэтический перевод.

Умер Шубин в 1951 году. Умер неожиданно, в одночасье,– на скамейке, на которую присел.

5. 18 сентября – день рождения Семена Исааковича Кирсанова — русского советского поэта, ученика и соратника Маяковского, называвшего себя «садовником садов языка» и «циркачом стиха».

Кирсанов – поэт, самый известный в Одессе. Он родился в этом городе 5 (18) сентября 1906 года в семье портного.

Детство и юность Семена Кирсанова прошли в Одессе. Революцию будущий поэт встретил совсем юным, учащимся 2-й одесской гимназии, а гражданская война пришлась на годы его учебы на филологическом факультете Одесского института народного образования. В это время уже заявил о себе его литературный талант: его стихи были опубликованы в одесском журнале «Юголеф». Талант его был вдохновлен революцией, и темами первых стихотворных опытов было все, что с ней связано: красноармейцы, ликбез…

Всю его дальнейшую творческую судьбу определила встреча с Маяковским. Они встретились в 1924 году во время визита Маяковского в Одессу. Пролетарский поэт прозорливо отметил талант юноши и взял его стихи, чтобы напечатать в «ЛЕФ»е. Вскоре Семен Кирсанов уже работал с Маяковским рука об руку и считал себя его учеником. Семен ухитрялся писать стихи лесенкой – задиристые, по Маяковскому.

Во время Великой Отечественной войны Семен Кирсанов – на передовой. Он работает во фронтовых редакциях, помимо поэм, создает цикл листовок «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата», пишет лозунги, частушки, фельетоны.

Семен Кирсанов автор песни «Фронтовой вальс».

(На экране монитора слайд с песней в исполнении Н. Якимова «Фронтовой вальс»)

После войны Семен Кирсанов пишет стихи, вполне выдержанные в духе стандартов традиционной советской поэзии, от юношеского реформистского задора не остается и следа.

Семен Кирсанов прожил долгую жизнь — он скончался 10 декабря 1972 года.

6. Давид Самойлович Самойлов родился 1 июля 1920 года в Москве. Интеллигентная семья, прекрасная школа, ИФЛИ (Институт философии, литературы, искусства) готовили будущего поэта к жизни. Какой она будет?

Давид Самойлов всю жизнь вел дневник – «Поденные записи» опубликованы в 2002 году: о любви, об учителях, о школьных друзьях, о фронтовых товарищах, о поэзии…

В 1941 году он запишет: «Я перелистываю свой дневник, написанный безобразным языком начитанного мальчишки»…

Прошел Самойлов, пулеметчик, а затем комвзвода разведки, от Вязьмы до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было.

Когда речь заходит о Давиде Самойлове, в памяти сразу возникают ставшие уже хрестоматийными строки:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

«Где бы, – пишет Евгений Евтушенко, – ни звучала эта строфа – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встает Время. А ведь это только четыре строчки!»

И вот в жизни поэта настала пора, о которой он скажет так: «Я уже за третьим перевалом...» После 8-летнего проживания в подмосковной деревне Опалиха (подальше от литературных игрищ и сборищ!) Самойлов в 1975 году поселился в небольшом эстонском городке Пярну.

Я сделал свой выбор.
Я выбрал залив…

23 февраля 1990 года в Таллинне, на юбилейном вечере Пастернака, едва завершив речь, Самойлов скончался.

7. Александр Петрович Межиров родился 26 сентября 1923 года в Москве в Лебяжьем переулке. В 1941 году, еще не окончив школу, ушел на фронт добровольцем. Воевал, был ранен, контужен и демобилизован в сорок третьем… Через пять лет окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Активно печатался, издавал книги, преподавал. И много переводил. Получил признание, премии... С 1994-го жил в США...

Поэт Межиров по праву заслужил себе место в Поэзии. Он прежде всего поэт-фронтовик. Тема войны звучит в его стихах, подписанных разными датами на протяжении десятилетий. Тема войны в творчестве Межирова – не лейтмотив, а сквозная пуля, оставившая незаживающие раны.

Биографических фактов о поэте известно немного. Он воевал на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах. В одном из сражений, был контужен, ему перебили ноги. Тогда свои же заподозрили в нем перебежчика – Межиров даже не мог говорить.

Первая его книга «Дорога далека» увидела свет в 1947 году, когда автор еще не закончил Литературный институт. Напечатанное там стихотворение «Коммунисты, вперед!» на долгие годы срослось с именем, оборачиваясь то «охранной грамотой» и «патентом на благородство», то «несмываемым клеймом».

Споры о том, в какой пропорции соединились в этих стихах искренность и расчет, велись долгие годы и, вероятно, будут закипать и в будущем, но сами чеканные и энергичные строки помнятся всем.

Была у Межирова и другая визитная карточка — тоже военная, тоже врезающаяся в память.

Мы под Колпиным скопом стоим,
Артиллерия бьëт по своим. 

Последний сборник стихов Александра Межирова «Бормотуха» вышел в 1991 году, а в 1994-м он уехал в Америку. В Россию он вернется только после смерти: его похоронят на Переделкинском кладбище.

Поэты фронтового поколения умерли почти все. Закончилась эпоха, в которой стихи были больше, чем стихами.

Но осталась память. Наша память...

Заключение

Художественная мысль нередко является памятью – памятью народа и памятью самого художника.

Особенно мощно и проникновенно мотив памяти зазвучал в лирических произведениях о Великой Отечественной войне. Зазвучал как утверждение величия подвига в защиту Отечества и как завет грядущим поколениям. И чем дальше отодвигаются события тех героических лет, тем ощутимее становится всечеловеческое значение свершенного советским народом подвига и все более возрастает роль памяти о нем.

Память, даже самая горькая, поднимает человека над временем.

Тема памяти и в искусстве и в размышлениях деятелей культуры осознается как тема большого эпического дыхания, как движущее начало развития культуры.

Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. здесь тихие», которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения поэтов советской литературы.

Список используемой литературы:

  1. Вишневский Вс. Статьи. Дневники. Письма. М. – 1961 г.
  2. История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.
  3. История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство «Высшая школа», Москва – 1970 г.
  4. Литературное  наследство.  Советские   писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Москва, «Наука», 1966 г.
  5. Литература народов СССР. Москва, «Просвещение», 1974 г.
  6. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000 г.
  7. Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г.
  8. Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, «Советский писатель», 1985 г.
  9. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.
  10. 60 лет советской  поэзии. Собрание стихов в четырех томах. Москва, «Художественная Литература», 1977 г.
  11. Интернет-ресурсы.