Экологическая тема "Мир вокруг нас"

Разделы: Внеклассная работа


Для этого занятия подготавливается следующая схема: в центре изображение человека ( для лица две маски – грустная и улыбающаяся ). Далее располагаются пять окружностей. В первом круге – фигура человека. Второй круг – светло-голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они темно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином. Третий круг – неокрашенный, белый, на нем прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвертый круг – ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темных цветов. Пятый круг - зеленого цвета. На нем прикреплены черные квадраты и круги. Под ним прикреплены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной.

Вначале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Учитель:
Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется “Мир вокруг нас”. Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

Грустный человечек.

А почему он грустный? (ответы детей)

Увас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее распределяются между уч-ся.

Первый корреспондент.
Я буду говорить об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидемый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)

Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом.

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (ответы детей)

 Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! (убирает микробов)  Ёще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель:
Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!

Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент:
Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенки девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И ещё магнитофон.

Весело? Да. А почему же соседи ей говорят.

Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?

 (ответы детей)

Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шум и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

Учитель:
Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (ответы детей)

Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

 Третий корреспондент:

Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше всего воды на земле? В океане. А ещё где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говориться:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?

Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (ответы детей)

Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а  во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (ответы детей)

Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! (убирает)

  Учитель:
Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент:
Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (ответы детей)

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг?

Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (ответы детей) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (ответы детей)

Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (убирает круги)

Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (ответы детей)

Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило. Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле!

Учитель:
Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.