Сотрудничество классного руководителя и родителей — залог успешной воспитательной деятельности учащихся

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


В современном обществе остается злободневной тенденция разделения функций воспитания в семье и школе. Мы с вами сетуем, что родители не уделяют должного внимания своим детям, что они увлечены процессом зарабатывания денег, и на детей не остаётся ни сил, ни времени. Родители же жалуются, что в школе их ребенок не получает тех знаний и навыков, которые они ожидали от данного учебного заведения. Это противоречие не является новым, однако особенно актуальным оно становится сейчас, на фоне внедрения в нашу жизнь ЕГЭ и его результатов, на фоне шквала обвинений, обрушивающихся на школу не только на бытовом уровне, но и в средствах массовой информации. Школа оказалась между стремлением родителей дать своему чаду хорошее образование за любые деньги и государственным заказом на ликвидацию всеобщего высшего образования. В условиях мегаполиса, когда вокруг много учебных заведений, и в рамках нового финансирования школ, в котором решающим фактором для нормального существования школы является количество учащихся, успешная работа с родительской общественностью, умение коллектива избегать конфликтов с родителями и совместными усилиями успешно решать стоящие перед школой и семьёй задачи, является актуальными. Начиная свою педагогическую деятельность более 30 лет тому назад, я обнаружила, что больше, чем работа с детьми, меня пугают встречи с их родителями. Тогда это было понятно: мамы и папы моих учеников были гораздо старше меня. И необходимость советовать и чему-то учить взрослых, зрелых и опытных людей для меня была очень проблематичной. Именно в то время для меня стало очевидным, что добиться успехов в процессе воспитания можно только при условии сотрудничества и доверия между учителями и родителями учеников. И с тех пор, на первом родительском собрании я призываю к этому родителей и всеми своими поступками стараюсь добиться этого доверия. Родители должны быть уверены, что со стороны классного руководителя они всегда могут рассчитывать на доброжелательный совет и помощь.

Рассмотрев большое количество имеющихся публикаций по рассматриваемой теме, я не обнаружила каких-то новых форм работы с родителями. Везде рассматриваются стандартные методы и направления деятельности: изучение семей учащихся, индивидуальные и групповые консультации родителей, регулярное проведение родительских собраний ( тематика планируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и специфических проблем класса), организация взаимного творчества детей и родителей. Но, видимо, велосипед изобретать и нет необходимости, нужно наполнять существующие направления новым содержанием, хотя сейчас активно внедряются и интерактивные формы проведения собрания, и семинары-практикумы, и родительские конференции, о которых несколько десятилетий назад не было и речи.

Остановимся на самой сложной форме работы – родительском собрании. Я, точно также, как и тысячи других классных руководителей постоянно озабочена посещаемостью родителями этих мероприятий, поэтому вынуждена применять авторитарные методы обеспечения явки родителей: записать красной пастой крупными буквами в дневники, несколько раз напомнить, особенно ненадежным позвонить,

последние годы стало возможно послать сообщения по электронной почте. Но в голове у меня постоянно при этом возникает картинка: «Мама, завтра родительское собрание! Нужно быть обязательно!»- объявляет ребенок. В этот момент у мамы всплывают в памяти уже набившие оскомину слова: успеваемость, посещаемость, внешний вид, завтраки, сбор денег. И фамилии, фамилии, эпитеты, краткие характеристики. Если «сочувствие» – это совместные чувства, то, исходя из практики многих школ, «родительское со-брание» - это совместная брань? Родители чувствуют себя как нашалившие дети, испытывают горечь, стыд, обиду на себя, ребёнка, классного руководителя. Ощущение себя одновременно взрослым и несостоятельным ребенком создает внутренний конфликт, который провоцирует либо нежелание посещать образовательное учреждение, либо открытую конфронтацию с педагогом. Итог: посещаемость таких «ШОУ» в последнее время резко падает. Почему так? Очень просто. Во-первых, кому приятно идти слушать о своем ребенке плохое, во-вторых, все собрания похожи друг на друга. И не хочется тратить драгоценное время, пытаясь воспринять то, о чем можно узнать из записи в дневнике.

Проанализировав ситуацию провала родительских собраний, необходимо дать себе обещание выполнять следующие общепедагогические правила, прописанные во всех учебных пособиях:

  • не затягивать собрания искусственно (вдруг администрации не понравится, что мы уже закончили и расходимся). Будем помнить, что родители приходят к нам после работы, а дома у них ещё много дел;
  • никогда не говорить на общих собраниях о конкретных детях.

Для последнего есть индивидуальные консультации, микрособрания. Все родители учащихся моего класса знают, когда можно ко мне прийти для индивидуальных консультаций. В случае необходимости приглашаю сама для беседы учащихся вместе с родителями. Микрособрания, посвященные той или иной теме приносят большую пользу при правильной их организации. На данные собрания необходимо выбрать тему, актуальную для группы учащихся данного класса. Мне приходилось в выпускном классе приглашать родителей потенциальных отличниц для активизации их учебной деятельности. Чаще приходится проводить микрособрания родителей и учащихся при проблемах с успеваемостью и дисциплиной. В таких случаях, когда родители являются как бы «друзьями по несчастью», они объединяются, не чувствуют себя изгоями среди более удачливых в этом отношении родителей, высказываются более откровенно и пытаются совместными усилиями воздействовать на своих детей, тем более что проблемы возникают зачастую среди членов одного и того же сообщества подростков.

  • всегда сообщать родителям что-то новое для них, интересное, то, что они могут применить на практике, причем сразу;
  • не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом и создавать условия для обмена.

В целях выполнения названных задач я, руководствуюсь книгами О.В.Дюкиной «Родительские собрания»(1). Она содержит огромное количество интересных разработок и рекомендаций, откуда можно взять много интересных идей. Так, при проведении родительского собрания на тему «Мотивация подростка к самовоспитанию», я провела два анкетирования ребят по методикам «Мотивация к достижению успеха» и «Мотивация к избеганию неудач», обработала анкеты каждого и выдала рекомендации. На собрании родители тоже ответили на эти вопросы и могли потом сравнить видение своего ребенка с его самооценкой, определить свою роль в мотивации подростка к самовоспитанию, попытаться затем, после собрания, помочь своим детям подкорректировать мотивы, поддерживать высокий уровень мотивации к самовоспитанию. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Ясно, что разновидность мотивации, направленная на достижение успеха более способствует эффективности любой деятельности. И помочь ребёнку в самовоспитании можно только совместными усилиями.

В прошлом году с целью привнести интерес и развлечь родителей я провела тестирование детей и родителей по нумерологии - науке о том, как помочь самому себе стать гармонично развитой личностью. Считается, что познав древнюю универсальную мудрость, за 600лет до рождества Христова великий философ Пифагор был посвящен в секреты мироздания, которые хранил Древний Египет, и оставил их потомкам. Мы можем в это верить или не верить, но такая не совсем серьёзная тема собрания вносит неформальный стиль в отношения родителей и классного руководителя. И всё равно, пусть и в несерьёзной форме, заставляет родителей лишний раз проанализировать особенности темперамента и характера своего ребёнка.

Подводя итог рассуждений по данной мне теме, хотелось бы сказать, что бесконфликтность между учителями и родителями все-таки труднодостижима, т.к., если руководствоваться словарем русского языка, то «конфликт»- спор, разногласие, расхождение. Существование школы и семьи совсем без разногласий невозможно, вернее, возможно только совсем в авторитарной школе Но необходимо, чтобы особую роль в разрешении возникающих противоречий играл классный руководитель. Дети и родители должны быть уверены, что он поймет их при возникновении разногласий с учителями-предметниками и поможет их разрешить.

У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч учителей и родителей – искать совместные пути их решения.

Литература:

  1. Родительские собрания: 7класс автор-составитель О.В.Дюкина.-М.:ВАКО.2008 (учебный год)
  2. Н.И.Дереклеева Классный руководитель. Основные направления деятельности –М.:Вербум –М,2001