Проект "Электронное портфолио как эффективное средство развития общеучебных умений"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель проекта: Развитие общеучебных умений младших школьников посредством формирования "Портфолио".

Задачи:

  • Анализ теории и практики по обозначенной проблематике, его систематизация.
  • Создание модели "Портфолио".
  • Реализация модели "Портфолио".
  • Обобщение опыта реализации модели "Портфолио".

Актуальность:

Работая учителем, сталкиваешься с проблемами младших школьников, которые заключаются в следующем:

- неумение адекватно оценивать собственные достижения;

- при завышенной самооценке неумение определять точки роста (проблемные места);

- руководствуясь лишь мнением родителей и учителя неумение анализировать собственные поступки.

На мой взгляд, это объясняется недостаточным овладением общеучебными умениями:

- умением сравнивать;

- умением устанавливать причинно-следственные связи;

- Умением обобщать;

- умением планировать;

- умением анализировать.

Все это в значительной степени затрудняет самостоятельное формирование детьми своего "Портфолио", бумажный вариант которого я использовала в течение 3 лет предыдущего выпуска. Поэтому необходимо целенаправленная деятельность по формированию общеучебных умений, таких как:

- умение сравнивать;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- Умение обобщать;

- умение планировать;

- умение анализировать.

Современный уровень, на который вышло наше образование, требует другого подхода к этой проблеме, решение которой я вижу в создании электронного варианта "Портфолио".

Этим обусловлена моя тема "Портфолио как эффективное средство развития общеучебных умений".

Механизм реализации проекта:

  1. Анализ теории и практики по обозначенной проблематики, его систематизация;
  2. Информатизация участников учебного процесса;
  3. Создание модели электронного "Портфолио";
  4. Работа с "Портфолио";
  5. Распространение опыта;
  6. Создание электронного "Портфолио" на уровне школьного коллектива;
  7. В перспективе работа учащихся по оформлению предлагаемого "Портфолио".

В ходе реализации проекта предполагается то, что, работая с электронным "Портфолио" у учащихся формируются общеучебные умения, такие как:

- умение сравнивать;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение обобщать;

- умение планировать;

- умение анализировать.

В перспективе я вижу необходимость применения "Портфолио" в начальных классах, для чего необходимо обобщить накопленный опыт и представить работу в виде методических рекомендаций, методического пособия.

Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он водится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет Портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения Портфолио в начальных классах:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на Портфолио документов, а на Портфолио творческих работ.

Важно помнить. В самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением Портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию Портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить Портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "Работы, которыми я горжусь".

Ко всему сказанному добавить, что введение Портфолио в начальной школе является инициативой учителя (или завуча начальной ступени). Обязать вас вести Портфолио в соответствии с какими-либо жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо обсудить вопрос введения Портфолио.

Приложение - модель электронного Портфолио.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 1998. - № 3. - с.76.
  2. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. - Псков: ПГПИ, 2003. - с.242.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М.: Аcademia, 2000. - С.151.
  4. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005.- №3., стр. 45 - 56.
  5. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. - №3, стр. 51-53.
  6. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. - М.: , 2008. - 114 с.
  7. Портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
  8. Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru