Урок-мозаика по произведениям А.С. Пушкина «Метель» и «Станционный смотритель» в 6-м классе

Разделы: Литература


Цель урока: обобщить материал по повестям, используя информационно-компьютерные технологии.

Оборудование.

  • Презентация.
  • Запись произведения “Времена года” П.И.Чайковского на диске с классической музыкой.
  • Компьютер и мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Вступление.

Презентация.

1. Слайды №1 и 2.

2..Учитель: “Сегодня у нас урок-мозаика по двум очень известным произведениям Александра Сергеевича Пушкина из “Повестей Белкина”: “Метели” и “Станционному смотрителю”, которые были написаны в знаменитую Болдинскую осень”.

3. Слайд №3.

4. Учитель: “ Давайте выясним значение слова “мозаика”.

(Учитель читает содержание слайда №2).

5. Учитель: “ Какое из значений подходит к нашей теме, мы выясним в конце урока. Тогда и станет понятно, почему урок называется мозаика”.

II. Содержание урока.

6. Слайды №4,5,6 и 7.

7. Учитель: “ Какое отношение имеют данные иллюстрации к нашей теме?” (Именно в Болдине А.С.Пушкин написал в 1830 г. предисловие к “Повестям Белкина” и повесть “Станционный смотритель”).

8. Учитель: “Какое еще произведение было написано в это же время?”

(7 сентября было написано стихотворение “Бесы”).

9. Ученица: зачитывает отрывок из стихотворения с описанием метели.

10. Слайды №8 и 9.

11. Учитель: “Что объединяет стихотворение “Бесы” и повесть “Метель”? (Образ метели).

12. Слайды №10 и 11.

13. Прослушивание диска с классической музыкой: фрагмент из произведения “Времена года” П.И.Чайковского (“Февраль”).

(Музыкальные отрывки звучат с диска через компьютер).

14. Учитель:

“ Что объединяет музыкальное произведение, повесть Пушкина и живопись?” (Общая тема).

“Какие средства используют поэт, художники и композитор для описания метели?” (Разные для каждого вида искусства).

“Какие общие точки соприкосновения можно найти в произведениях разных видов искусства?” (Общая тематика).

15. Творческая работа ученицы на тему: “Вот завыла в поле вьюга…” (Прозаическая зарисовка зимней метели).

16. Учитель: “Что объединяет повести “Метель” и “Станционный смотритель”?” (Тема блудных детей).

17. Учитель: “Какая тема объединяет повести Пушкина

и произведение Ильи Глазунова?” (Тема отцов и детей).

18. Учитель: “ Что общего в реализации этой темы поэтом и художником и что различного?” (Каждый решает эту тему своими средствами).

19. Слайды №12 и 13.

20. Учитель: “Сравните картину русского художника И.Глазунова с произведением итальянского художника. Что объединяет иллюстрации в реализации одной и той же темы?”

(Средства одинаковые и тема общая-“вечная”).

21. Сообщение ученика на тему: “Проблема отцов и детей существует?”

22. Обобщение учителя по теме урока.

Ребята, сегодня мы затронули с вами только две очень важные проблемы: блудных детей и отцов и детей. Эти темы в русской литературе получили название “вечные”, потому что они будут в нашей жизни столько, сколько будут существовать дети и родители. А я надеюсь, что они будут всегда! Вот и вы сегодня тоже, мои маленькие друзья, говорили об этом.

Ребята, эти темы и проблемы великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин решает и в таких произведениях, как “Барышня-крестьянка“ и “Дубровский”, которые вы уже можете прочитать. А вот с повестью “Капитанская дочка” вам предстоит познакомиться в 8 классе. В ней писатель тоже раскрывает проблему отцов и детей.

III. Заключение.

23. Показ еще раз слайда №2.

24. Учитель: “Получилась ли мозаика? Обоснуйте свою точку зрения”.

25. Подведение итогов. Выставление оценок.

26. Слайд №14.

27. Домашнее задание. Эссе на тему “Что меня взволновало в произведениях А.С.Пушкина?”