"Сказанное слово – выпущенная стрела"

Разделы: Литература


Цель: Воспитание умения держать слово, выполнять свои обещания и убеждение учащихся в том, что это является одним из прекраснейших качеств человеческого характера.

Ход урока

Создание положительной психологической атмосферы.

Учитель: Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в классе стало уютнее и светлее.

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель читает рассказ, в основе которого лежит случай из жизни.

Отец Ильдара в конце каждой недели, как обычно, просматривает дневник сына. Вот и сегодня, перевернув последнюю заполненную страницу, он удовлетворенно замети:

- За прошедшую неделю ты сумел три “тройки” исправить на “четверку”, это похвально. Даже некоторые “четверки” приблизились к “пятеркам”! Вообщем, я вижу, что тебе можно доверять.

- А ты папа разве сомневался во мне? – Спросил Ильдар.- В этом я очень похож на тебя.

- Да если бы все умели выполнять свои обещания, умели держать данные слова, то жизнь бы стала намного лучше и светлей,- улыбнулся отец. – Давай–ка в честь твоих успехов послушаем хорошую музыку. Я купил новые кассеты, так что, неси сюда магнитофон!

Однако Ильдар не спешил вставать с места.

- Так что это, сынок, медлишь? Ну, давай, давай скорее! Новые песни хотят торжественно звучать!

- Папа, извини, но я одолжил Зуфару, - сказал Ильдар. – Он попросил на один день, а сегодня уже четвертый пошел…

- Так ты ему хоть напомнил?

- Да дважды, - ответил мальчик виноватым тоном, - я сейчас сбегаю к нему и заберу сам.

- Хорошо. Иди, - согласился отец. – По этому случаю у нас в народе говорят: “То, что отдал руками, собственными ногами и возвращай…”

Вопросы для обсуждения в группах.

- Вы стали свидетелями двух жизненных случаев. О чем шел разговор в первом случае?

- О том, что у Ильдара были “тройки” и он их исправил. Отец был рад этому.

- О чем же шел разговор во втором случае?

- О том, что Зуфар не сдержал своего слова.

- Итак, о чем же мы сегодня поговорим с вами?

- О том, как важно уметь держать свое слово, быть верным своему слову.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. ( Обсуждается в группах)

- Как можно по другому назвать умение быть верным своему слову? Ответы

- Проявление последовательности в чем-либо, последовательность в делах, умение выполнять свое обещание, порядочность…

(На доску вывешивается схема)

- Какие поговорки и пословицы знаете об умении быть верным своему слову?

Ответы.

- А вот что говорят пословицы других народов мир (на доске):

Слово мужчины – кремень! Клятва – зерцало чести! Неверность обещанию– ступень к измене. Сказанное слово – вбитый кол. Прежде чем сказать слово – тщательно пережуй ее во рту (Камбоджа).

Слово лучше потерять, чем не сдержать. Сказать другу неверное слово – обмануть себя на всю жизнь (Финляндия).

Дать обещание – быть в долгу (Африка).

- Как вы думаете, почему в поговорке сказано: “Слово мужчины – кремень!”, а не слово женщины?

- Издревле на мужчину возлагалась большая ответственность. Он общался с людьми, был добытчиком, обеспечивал семью и т.п….

- Кого из своих товарищей, близких и родных вы можете назвать способными быть верным своему слову?

- Каким людям свойственно быть верным своему слову?

- Это свойственно умным, добропорядочным, дисциплинированным.

2 задание. ( Обсуждается в группах).

- Вспомните случаи из жизни, когда неумение держать свое слово привело к неприятным событиям. К чему бы пришло общество, если бы никто не умел быть верным своему слово?

Ответы.

3 задание. ( Обсуждается в группах).

- В народе бытует поговорка: “ Сказанное слово – выпущенная стрела”. Что нужно сделать, чтобы в себе воспитать такое отношение к слову?

Ответы.

- Если не сможешь выполнить данное обещание, объяснить причину этого, извиниться.

- Как называют тех, кто не выполняет свое обещание, не верен своему слову?

- Лгун, обманщик, лжец.

- Какие персонажи, характеризующие таких людей, знаете вы в устном народном творчестве?

Ответы.

4 задание. ( Обсуждается в группах).

- Обратимся к трем наставлениям из книги К. Насыйри “Книга наставлений”

Наставление шестьдесят седьмое: “Человеку, прослывшему лжецом, не поверят, если даже его слова – чистейшая правда. Соврешь один только раз – а доверия лишишься на всю жизнь.

- Какие выводы можно из этого сделать? Какой русской поговорке соответствует содержание этого наставления?

- Если хочешь жить честно, то никогда не лги. Лживое слово означает бесчестье. Русская поговорка говорит: “Беспечность смолоду!”

Наставление шестьдесят девятое: О, сын мой, слово – что стрела, пущенная с тетивы, хорошо подумай прежде чем сказать. Сказанное ведь не вернешь. Если провинившийся не спешит покаяться, то грешок его со временем станет грехом”.

- Какой вывод можно сделать из этого наставления?

- Если было дано необдуманное обещание, то надо торопиться поскорее его исправить, иначе эта ошибка может перерасти в большую беду.

Наставление семьдесят девятое: “О, сын мой! Если кто-то вздумает оставить вещь у тебя на хранение, не принимай ее, не бери на себя ответственность, лишнюю беду. Ибо хранение ее таит в себе три опасности. Первое: чужую вещь ты должен беречь пуще своего богатства и возвратить владельцу. Он не может обвинить тебя в алчности, заметив, что ты не вернул его вещь. Второе: потеряв чужую вещь, ты можешь оказаться в неловком положении и осрамиться. Да, сын мой, хранить чужую вещь – дело нелегкое. Но уж коли ты согласился на это, то береги ее, не злоупотребляй доверием. Если же кто-то попросит тебя что-то продать, тотчас же верни хозяину деньги, вырученную за проданную вещь. Если уж ты не можешь выполнить просьбу, то лучше не берись за дело.

Какие уроки нравственности можно извлечь из содержания этого наставления Каюма Насыйри.

Ответы.

- В жизни не мало и таких, которые говорят одно, а делают совсем другое. Как называют таких людей.

- Двуличными, то есть, людьми снаружи кажущимися добрыми и хорошими, а внутри злыми и коварными, склонными к хитрости, иногда их называют даже оборотнями. (Двуликий Янус – древнегреческий символ двуличия; лицемерия: изображен с двумя лицами, одно из которых – доброе и молодое, а другое – старое коварное, злое).

5 задание. (Обсуждается в группах.)

- Древние арабские мыслители говорили, что четыре вещи невозможно вернуть назад?

- Сказанное слово, выпущенную стрелу, прошедшую жизнь, упущенный шанс.

- Древние арабы считали, что четыре вещи являются гарантом благополучия для людей. Что именно?

- Верность своему слову и своим обещаниям. Чувство меры в каждом деле. Усердие в профессии. Умение хранить тайну.

Самооценка.

Рефлексия.

- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какие выводы из этого вы сделали?

IV. Домашнее задание.

Что дает семье умение каждого его члена быть хозяином своему слову? Проведите беседу об этом в своей семье.