Дискуссионный киноклуб как форма работы с подростками

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


В процессе работы в школе у меня сложилось впечатление, что кино - это инструмент, который психологи обычно незаслуженно обделяют своим вниманием.

На мой взгляд, кино – это:

  • способ донести до ребенка важные мысли в метафоричной форме;
  • повод задуматься;
  • неформальная обстановка в работе;
  • большие и во многом еще неизведанные возможности.

Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между старшеклассниками и педагогом (а это важно как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личностного развития детей). С другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.

Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:

  • Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.
  • Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
  • Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы.
  • Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма, самоанализ.

Цели обсуждения фильмов в группе во время и после просмотра:  

  • Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.
  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни.
  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью.
  • Развитие способностей к сопереживанию.

Следует оговориться: не всякое кино, на мой взгляд, полезно показывать подросткам.

Выбирая фильмы для работы киноклуба я исходила из нескольких положения:

  • фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему
  • фильм должен быть интересным
  • фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным
  • фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору

При подборе фильмов я провела довольно большую работу - провела опросы на форумах в Интернете среди как подростков, так и взрослых. Вопросы, которые задавались, были довольно просты: "Какой фильм произвел на вас наибольшее впечатление и почему? Какой фильм что-то дал вам с точки зрения жизненного опыта? Какой фильм вы порекомендовали бы посмотреть своим друзьям / своим детям и почему?" По результатам опроса были отобраны более 70 фильмов.

Частично список фильмов, а также краткие аннотации и перечень затрагиваемых в них тем, будет приведен в конце статьи. Некоторые фильмы из этого списка довольно тяжелые в эмоциональном плане, поэтому ведущий должен оценить предполагаемую аудиторию на предмет эмоциональной стабильности и продумать методики выведения группы из чрезмерно негативного эмоционального состояния после фильма.

Как самостоятельно выбрать фильм для просмотра? Фильм должен отвечать определенным требованиям [3]:

  • Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель — способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.
  • Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
  • Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу.
  • Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст.
  • Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Как показывает опыт, умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.
  • Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке видеокассеты, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и ведущих.

Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение.

Работа с фильмом осуществляется довольно просто - мы делаем "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п.

К такой форме работы я пришла, поняв на собственном опыте, что если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какие-то события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно.

При этом важно учитывать, что работа в форме киноклуба требует активного участия ведущего. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего.

Для успешной работыв форме киноклуба вам потребуются: свободный кабинет; телевизор, видеомагнитофон или DVD-проигрыватель; видеокассеты или DVD-диски с записями фильмов. По желанию можно добавить чай и угощение. В моем случае подростки сами предложили совмещать просмотр фильма и чаепитие.

И еще раз напомню. Прежде чем показывать фильм детям, посмотрите его сами! С одной стороны, это гарантирует, что вы случайно не покажете детям "не тот" фильм. С другой - вы будете знать, в каком месте делать "стоп-кадр" и о чем заводить разговор. А с третьей - в таком случае у вас будет возможность следить не за сюжетом фильма, а за вашими детьми. Поверьте, очень интересно наблюдать за ними в этот момент.

Перечень фильмов, отобранных для просмотра

Работа киноклуба, проводимого мною в течение 2008/2009 учебного года, была основана на просмотре фильмов, краткие аннотации к которым изложены ниже.

12 разгневанных мужчин / 1957 г., США / 96 мин.

Жанр: драма Режиссер: Сидни Люмет В главных ролях: М. Балсам, Д. Фидлер, Г. Фонда.

Аннотация: Юношу обвиняют в убийстве собственного отца, ему грозит электрический стул. Двенадцать присяжных собираются чтобы вынести вердикт: виновен или нет. начала заседания почти все склонились к тому, что виновен, и лишь только один из двенадцати позволил себе усомниться. Счет голосов присяжных по принципу «виновен - невиновен» был 11:1. К концу собрания мнения судей кардинально изменились...

Темы для обсуждения после просмотра:

терпимость, ответственность за принятое решение, влияние личных проблем на принятие решений, конформизм, способность отстаивать свою точку зрения

Амели / 2001 г., Германия, Франция / 122 мин.

Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Жан-Пьер Жене В главных ролях: Одри Тоту

Аннотация: Знаете ли вы, что все события, происходящие в нашем мире, даже самые незначительные, взаимосвязаны самым удивительным и чудесным образом? Как полет крошечной мухи может вызвать где-то далеко мощный ураган, так и странные и, на первый взгляд, непонятные поступки тихой и одинокой девушки, живущей в мире своих фантазий, могут навсегда изменить жизнь совершенно разных людей, подарив им счастье и раскрасив окружающий мир яркими, головокружительными красками.

Темы для обсуждения после просмотра:

Бескорыстие, стремление сделать добро.

Босиком по мостовой / 2005 г., Германия/ 118 мин.

Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Тиль Швайгер В главных ролях: Т. Швайгер, Дж. Вокалек, Н. Тиллер

Аннотация: Работая уборщиком в психиатрической больнице, Ник в последнюю секунду спасает от самоубийства девушку Лайлу, что приводит к непредвиденным последствиям: Лайла тайно выслеживает своего спасителя и однажды вечером неожиданно появляется в дверях его квартиры. В ночной сорочке и босиком. Все попытки Ника избавиться от Лайлы кончаются неудачей. Девушка твёрдо решила остаться у него навсегда.

Темы для обсуждения после просмотра:

Что такое любовь. Ответственность за другого человека.

Высший балл / 2004 г., США, Германия / 93 мин.

Жанр: комедия Режиссер: Брайан Роббинс В главных ролях: Э. Кристенсен, К. Эванс, Б. Гринберг, С. Йоханссон

Аннотация: Группа школьников, решивших проникнуть в экзаменационный центр с целью похищения ответов, оказывается запертой. За ночь, проведённую в здании, они понимают, что их проблемы состоят вовсе не в отсутствии хороших оценок…

Темы для обсуждения после просмотра:

Отношение к ситуации экзамена. Проблема сдачи ЕГЭ.

Двухсотлетний человек / 1999 г., Германия США / 132 мин.

Жанр: мелодрама Режиссер: Крис Коламбус В главных ролях: Р. Уильямс

Аннотация: Начало нового тысячелетия; происходит прорыв в глобальных технологиях. Люди уже не заводят дома собак и кошек: они покупают себе роботов. Вот и семья Мартинов приобретает себе необычный подарок: робота нового поколения NDR-114, а в обычной жизни просто Эндрю. Купленный как прибор, запрограммированный для выполнения домашней работы, Эндрю вдруг начинает испытывать странные ощущения. Он еще не знает, что это называется чувствами.

Темы для обсуждения после просмотра:

Человечность целеустремленность, терпимость. Жажда жизни.

Джуно / 2007 г., США, Канада / 96 мин.

Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Джейсон Рейтман В главных ролях: Э. Пейдж, М. Сера, Дж. Гарнер, Дж. Бейтман

Аннотация: Беременная старшеклассница Джуно находит приятную семейную пару, желающую усыновить ее не рожденного ребенка. Перед девушкой встают совсем не детские вопросы: Что делать? Что будет лучше для ее ребенка и как найти себя? Джуно принимает необычное решение...

Темы для обсуждения после просмотра:

Ранняя беременность и суррогатное материнство. Проблема неполных семей. Брак как социальный институт.

Знакомьтесь, Джо Блэк / 1998 г., США / 178 мин.

Жанр: мелодрама Режиссер: Мартин Брест В главных ролях: Б. Питт, Э. Хопкинс

Аннотация: В жизни богатого и влиятельного газетного магната Уильяма Пэрриша появляется сама Смерть, принявшая обличие обворожительного молодого человека по имени Джо Блэк. Смерть, уставшая от своих привычных обязанностей, предлагает Пэрришу необычное соглашение: магнат станет проводником Джо в мире живых, где тот планирует провести свой отпуск. По окончании каникул Смерть заберет Пэрриша с собой. С помощью Уильяма, загадочный и эксцентричный Джо начинает свое путешествие по бренной Земле.

Темы для обсуждения после просмотра:

Ценность жизни, любовь, готовность на жертву.

Класс / 2007 г., Эстония/ 99 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников).

Жанр: драма Режиссер: Ильмар Рааг В главных ролях: Валло Кирс, Пярт Уусберг, Лаури Педайя

Аннотация: Фильм повествует об эстонской школе. Главный герой - Йозеп, терпит все унижения, которым подвергают его одноклассники, но в один прекрасный момент всё кардинально меняется и те, кто чувствовали себя сильными, унижая слабого, начинают задумываться над своими поступками...

Темы для обсуждения после просмотра:

Противостояние социальной среде. Выбор между принадлежностью к группе и своими ценностями. Проблема школьного насилия.

Клуб «Завтрак» / 1985 г., США / 97 мин.

Жанр: драма Режиссер: Джон Хьюз В главных ролях: Э. Эстевез, Э.М. Холл, Д. Нельсон, М. Рингуолд, Э. Шиди

Аннотация: Пятеро школьников в наказание за проступки вынуждены приехать в школу в выходной день и написать сочинение "Кем вы себя представляете?" Молодым людям с большим трудом удается разобраться в своих проблемах...

Темы для обсуждения после просмотра:

Проблемы взросления. Подростковые проблемы, с которыми не считаются взрослые.

Лекарство / 1995 г., США / 99 мин.

Жанр: драма Режиссер: Питер Хортон В главных ролях: Б. Ренфро, А. Иган, А. Шорра

Аннотация: История трогательной дружбы двух подростков, один из которых - 10-летний Декстер - неизлечимо болен - у него СПИД. Однажды, прочитав заметку о докторе, который изобрел уникальное лекарство, Декстер со свои соседом и другом Эриком, тайком от матери, решает отправиться на его поиски в Новый Орлеан. Сбежав из дома, они пускаются вниз по течению реки Миссисипи.

Темы для обсуждения после просмотра:

Дружба. Ценность жизни.

Реквием по мечте / 2000 г., США / 102 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников).

Жанр: драма Режиссер: Даррен Аронофски В главных ролях: Э. Берстин, Дж. Лето, Д. Коннелли, М. Уайанс

Аннотация: Драма о четырех наркозависимых героях: кто-то подсел на кокаин, кто-то — на таблетки для похудания, кто-то — на телевизионные шоу. Проходят лето, осень, зима. На протяжении этого отрезка времени жизни героев стремительно и жестоко рушатся...

Темы для обсуждения после просмотра:

Причины зависимого поведения (в т.ч. от ПАВ). Наркозависимость – сила или слабость.

Свои дети / 2007 г., Россия / 91 мин.

Жанр: мелодрама Режиссер: Александр Кириенко В главных ролях: Л. Арзамасова, А. Бабенко, А. Серебряков

Аннотация: Дина, бывшая фигуристка, получившая два года назад травму, закрывшую ей дорогу в большой спорт, ведет в детском доме для умственно отсталых танцевальные уроки. Однажды в этот детдоме появляется Лада, робкая и застенчивая и очень талантливая девочка. Нравы, царящие в детском доме, жестоки. Против Лады создается целая коалиция, превратившая жизнь девочки в кошмар. Дина Андреевна проникается симпатией к Ладе и решает забрать ее к себе и оформить над ней опекунство. Позже в жизни Дины появляется Глеб - привлекательный мужчина, с которым Дина познакомилась на катке. Но Глеб сразу же невзлюбил Ладу, а когда узнал, что она из детдома, стал высказывать сомнения в ее полноценности...

Темы для обсуждения после просмотра:

Принятие другого человека. «Свои» и «чужие» люди. Отношения в семье.

Трасса 60 / 2002 г., США / 116 мин.

Жанр: комедия Режиссер: Боб Гейл В главных ролях: М. Эдисон, П. Брогрен, В. Робсон, Г. Олдман

Аннотация: В легендах и мифах есть персонажи, главная задача которых – исполнять желания. У арабов – это джинны, у ирландцев – лепреконы, у китайцев – драконы, у европейцев – феи и лесные духи. А в Америке есть некто О. Ж. Грант – довольно странный и забавный человек, который тоже может исполнить любое Ваше желание. Но будьте осторожны – он очень проказлив! Вот его-то и встречает однажды Нейл Оливер.

Темы для обсуждения после просмотра:

Решения, которые мы принимаем. Желания, с которыми надо быть осторожнее, потому что они могут исполниться. Как идти за своей мечтой и слушать себя. Кто делает выбор в нашей жизни. Ответственность за свой выбор.

Умница Уилл Хантинг / 1997 г., США / 126 мин.

Жанр: драма Режиссер: Гас Ван Сэнт В главных ролях: Р. Уильямс, М. Дэймон, Б. Аффлек

Аннотация: Уилл Хантинг - 20-летний парень из Бостона, который то и дело ввязывается в неприятные истории. Его жизнь достаточно проста – днем он работает уборщиком, моет полы в университете, а вечером с друзьями ходит в бары, знакомится с девушками. Дерется, если это необходимо. Неожиданно он открывает в себе феноменальные математические способности. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берет его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии.

Темы для обсуждения после просмотра:

Дружба. Доверительное общение. Планирование будущего. Манипуляции в общении.

Форрест Гамп / 1994 г., США / 142 мин.

Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Роберт Земекис В главных ролях: Том Хэнкс, Робин Райт Пенн

Аннотация: От лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, рассказывается история его необыкновенной жизни. «Здравствуйте. Меня зовут Форрест. Форрест Гамп. Хотите конфету? Я могу таких съесть миллион. Мама всегда говорила, что жизнь – это коробка конфет – никогда не знаешь, какую вытянешь».

Темы для обсуждения после просмотра:

Цельность личность. Нужно ли оставаться самим собой.

Часы / 2002 г., Великобритания, США / 114 мин.

Жанр: драма Режиссер: Стивен Далдри В главных ролях: М. Стрип, Н. Кидман, Дж. Мур

Аннотация: В фильме описывается жизнь и рабочие будни Вирджинии Вульф через рассказ истории трех женщин: Вульф, которая показана в период написания ею «Миссис Дэллоувэй», когда ее терзали мысли о самоубийстве; Лары Браун, молодой жены и матери, которая задыхается в рамках своей опрятной жизни среди Лос-Анджелеса 1949 года; и Клариссы Вон, которая устраивает вечеринку в Нью-Йорке наших дней для своего близкого друга Ричарда, умирающего от СПИДа.

Темы для обсуждения после просмотра:

Жизнь без прикрас. Проблема жизни и смерти. Один человек должен умереть, чтобы другие больше ценили свою жизнь... (с)

Человек дождя / 1988 г., США / 133 мин.

Жанр: драма Режиссер: Барри Левинсон В главных ролях: Д. Хофман, Т. Круз

Аннотация: У Чарли, грубоватого и эгоистичного молодого повесы, в наследство от отца остались лишь розовые кусты да «Бьюик» 49-го года. Внезапным «сюрпризом» для него стало открытие того, что львиная доля наследства оставлена отцом его больному аутизмом брату Раймонду. Задавшись целью отобрать свою «справедливую долю» семейного достояния, Чарли похищает старшего брата и держит его заложником. Но то, что было задумано им из эгоизма, перерастает в волшебную одиссею дружбы и самоосмысления, которая разводит границы обособленного мирка Раймонда, а Чарли позволяет вырваться из оков своей некогда бесчувственной души.

Темы для обсуждения после просмотра:

Ценность подлинных отношений между людьми. Терпимость друг к другу.

Рекомендуемая литература:

  1. Баженова Л.М. Азбука кино. / Программы дополнительного художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
  2. Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура. / Программы дополнительного художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
  3. Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков: Фильмотека. – М., «Генезис», 2006.