Совершенствование профессионально-трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Социальная педагогика


В условиях рыночной экономики в стране предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной умелости работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных) школ. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высокой степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и общественно полезному труду. Однако опыт последних лет показывает, что выпускники школ VIII вида испытывают большие трудности в трудоустройстве, вливаясь в общий поток безработных, повышается уровень социальной незащищённости учащихся, нарушаются процессы их адаптации в обществе. Отсюда вытекает необходимость не простого совершенствования учебно-воспитательного процесса, а создание качественно новой системы формирования личности выпускника специальной (коррекционной) школы, переход от углубленного трудового обучения к начальному профессиональному и открытие 11 класса.

Решая эту задачу, педагогический коллектив МОУ специальная (коррекционная) школа № 38 VIII вида г. Петропавловска-Камчатского, выделил несколько основных направлений:

показать, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения может быть осуществлён непрерывный процесс профессионального обучения, основанного на:

  • системе психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся;
  • знании индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка, динамики его развития;
  • преемственности между трудовым и профессиональным обучением;
  • взаимосвязи между основными предметами и предметами трудового обучения.

Для реализации этих направлений деятельности были увеличены сроки профессионального обучения, изменены учебные планы и программы. Таким образом, процесс трудовой подготовки включает два этапа:

  • обучение в 4-8 классах на базе школьных профессиональных мастерских;
  • начальное профессиональное обучение в 9-11 классе с производственной практикой на предприятиях.

Такой срок (8 лет) является минимально достаточным для получения большинством выпускников школы начального профессионального образования. Педагогический коллектив считает, что профессиональная подготовка умственно отсталых подростков в школе может быть значительно более эффективной, чем в существующих ПУ, т. к. в образовательных учреждениях, предназначенных для лиц с нормальным интеллектом (ПУ), трудно создать условия, соответствующие возможностям учащихся с отклонениями в умственном развитии. Тем более что мастера производственного обучения и преподаватели, как правило, не знакомы ни с теорией, ни с практикой трудового обучения умственно отсталых учащихся.

И, естественно, школа поставлена самой жизнью перед необходимостью основательного совершенствования всех звеньев системы трудового обучения, особенно в 9-11 классе, практической подготовкой этой наиболее уязвимой группы детей.

С целью организации подготовки из учеников специальной (коррекционной) школы №38 квалифицированных рабочих также были разработаны следующие документы:

  1. на основании квалификационных характеристик экспериментальные учебные планы и программы;
  2. получены лицензии на подготовку рабочих данной специальности;
  3. создан кабинет спецтехнологий, где учащиеся проходят теоретическую подготовку по получаемым специальностям и готовятся к квалификационным экзаменам;
  4. подготовлен первоначальный теоретический материал по спецтехнологии для слесарей- сантехников, авто-слесарей, младшего обслуживающего персонала (помощник воспитателя), швей – мотористок.

В процессе подготовительной работы с предприятием «Дальсантехмонтаж» были подготовлены долгосрочные договоры на подготовку рабочих кадров из числа учеников 9-11классов.

В коррекционной школе № 38 для реализации договоров с предприятием, в процессе совершенствования всех звеньев трудовой подготовки были выделены основные задачи профессиональной подготовки:

  • развитие общетрудовых умений и навыков по определенной профессии на уроках трудового обучения в 6-8 классах (эта задача обусловлена переходом к профессиональному обучению и требует более тщательной подготовки детей в умении планировать и качественно выполнять производственные задания);
  • воспитание устойчивого положительного отношения к труду, а также личностных качеств (добросовестности, бережливости, дисциплинированности и т.п.);
  • развитие умения адаптироваться в рабочих коллективах для учеников 9-11 классов и своевременно перестраивать свои знания и навыки в соответствии с изменением условий работы в рамках рыночной экономики;
  • формирование технических и технологических знаний по
    профессии «Слесарь по изготовлению узлов сантехнических систем» 2 разряда.

Дальнейшее развитие экспериментальной работы по организации трудового обучения на производстве получило согласие МТП «Автобусный парк» готовить на базе производства слесарей по ремонту автомобилей 2 разряда.

Таким образом, ученики 9-11 классов за два года обучения трудовым навыкам на производстве получают две различные профессии:

  1. Слесарь по ремонту автомобилей 2 разряда.
  2. Слесарь по изготовлению узлов сантехнических систем 2 разряда.

Для девочек трудовое обучение было организовано на швейной фабрике ООО «Одежда-Новинка» (9 кл.), а для девочек 10 кл. была организована практика в детском саду № 22 «Веселинка». Теоретические знания для прохождения производственного обучения в детском дошкольном учреждении девочки получали на спецсеминаре «Младший обслуживающий персонал».

Изменения коснулись и методики трудового обучения. Рекомендации Н.А.Плаховой, директора школы - предприятия г. Москвы, поднимающей проблемы социальной и трудовой адаптации умственно отсталых школьников в условиях тяжелого экономического режима, развала промышленных предприятий, заставили педагогический коллектив отойти от шаблонной организации профессионального обучения детей. Если раньше учитель работал над выработкой у учащихся скоростных навыков, готовя их к поточной работе в условиях фабричного производства, то теперь стало потребностью готовить выпускника к индивидуальной трудовой деятельности, формировать экономические знания, соотносить результаты своего труда со своей зарплатой и с реальными жизненными потребностями.

И по окончании школы учащиеся получили возможность выбирать себе место работы по интересу и, хотя, трудоустройство таких выпускников крайне затруднено по причине почти полного отсутствия рабочих мест на предприятиях, наши выпускники устраиваются, причем по той специальности, к которой они чувствуют призвание. По результатам производственного обучения в соответствии с развитием трудовых навыков и интересов учеников, у работников школы имеется возможность трудоустройства выпускников согласно их способностям. Всего за период с 1997 года по 2010 год получали специальности 55 учеников, в том числе 22 ученика получили по 2 специальности. Из них, к примеру, выпускник 2007 года Павел Г. не в достаточной мере освоил работу по комплектованию труб и деталей сантехнических систем и по этой причине находится на подсобных работах. Выпускник того же года Сергей О. освоил все необходимые навыки работы на станках, и после окончания школы остался в КМУ «Дальсантехмонтаж», причем работает и по настоящее время наравне с кадровыми рабочими и успешно получил 3 разряд слесаря- сантехника.

В 2007-2008 учебном году в КМУ «Дальсантехмонтаж» было устроено по желанию выпускников 3 человека. В МТП «Автобусный парк» по договоренности с дирекцией предприятия осталось по окончании школы 3 выпускника, где работают по специальности «слесарь по ремонту автомобилей» 2 разряда.

Особенно примечательно то, что в специальную (коррекционную) школу №38 обращаются с просьбой предоставить выпускников школы на работу в другие организации: так, в 2009 году 3 выпускника были устроены слесарями-сантехниками в организацию «Спецремстрой», где сразу же включились в работу на монтажных участках.

В связи с низким уровнем возможностей умственно отсталого ребенка профориентационная работа начинается уже в начальных классах и ведется дальше на протяжении остальных лет обучения. Трудовые возможности ребенка определяются при помощи родителей, психолога, медработника, а также определяются путем педагогической оценки его трудовой деятельности и индивидуальных психофизических свойств. Для этого разработаны и регулярно заполняются на каждого ученика:

  • карта отслеживания развития трудовых возможностей учащегося;
  • социально-психологическая характеристика учащегося;
  • карта социального развития учащегося.

Большое внимание и значение придается выявлению индивидуальных трудовых возможностей учащихся. Это позволяет, во-первых, определить доступный каждому учащемуся вид труда (на последующих годах обучения такой вывод уточняется), и, во-вторых, целенаправленно и более эффективно проводить коррекционную работу.

Главное требование к изучению учащихся - достоверность получаемых результатов. Они достигаются путем параллельного изучения детей психологами и педагогами с последующим сопоставлением этих данных. При их расхождении, что встречается в отношении отдельных учащихся, проводится дополнительное изучение. Результативность изучения учащихся учителями и воспитателями во многом зависит от целенаправленности наблюдений.

Для решения этой задачи:

  1. Используются разработанные карты наблюдений;
  2. Включение в практику и создание новых методов и принципа дифференцированного подхода к учащимся; в планах работы методических объединений предусматривается ознакомление педагогов с состоянием данной проблемы и специализированного подхода к ее решению.
  3. Овладение учителями трудового цикла методикой обучения нормативно одобренными приемами труда и развития профессиональных навыков.
  4. С целью усиления эффективности связи трудового обучения с уроками общеобразовательного цикла перед последними ставится задача развития качеств личности и умений учащихся, необходимых для овладения профессиональной деятельностью. Основные вопросы данной темы включаются в планы работы методических объединений и самообразования учителей.

В систему работы учителей включен контроль над результативностью обучения всех учеников, обучающихся на базе школьных мастерских (на уроке, в конце темы, четверти, года), т. к. недостаточное внимание к вопросу контроля текущих и итоговых результатов обучения приводит к нарастанию учебной неспособности и недостатков обученности у значительной части учащихся. Для этого школьным методическим объединением учителей трудового обучения разработаны тестовые задания для контроля над усвоением теоретического материала и комплекты самостоятельных практических работ для выяснения сформированности практических навыков.

Для контроля знаний и умений, обучающихся 9-11 классов ежегодно, по окончании производственного обучения на предприятиях, проводятся квалификационные экзамены, согласно экзаменационным билетам, составленным на основе квалификационных характеристик. Экзаменационная комиссия состоит из ведущих специалистов предприятий под председательством главных инженеров предприятий.

На основе результатов контрольных заданий (4-8 кл.), экзаменов, письменных отчетов руководителей практики, характеристик учащихся с предприятий (9-11 кл.), происходит теоретическое осмысление данных, корректировка программ по трудовому обучению в соответствии с полученными результатами и подготовка рекомендаций с их последующей широкой апробацией.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3