На пути к урокам изящной словесности

Разделы: Русский язык


Стремление органически соединить изучение русского языка и литературы, сделать уроки уроками открытия в слове привели меня к интеграции предметов. Считаю, что языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Ни литературное образование, ни грамотность, ни устная речь наших школьников нас не удовлетворяет, так как мы, учителя, не всегда учим их чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль.

Главное для уроков словесности – связь языка и литературы. Знания по языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка. Чтобы овладеть хорошей речью, надо учиться у мастеров слова, а чтобы интерес к слову появился как можно раньше, подобная работа начинается уже с 5-ого класса.

Тема: «Синтаксис и пунктуация. Повторение».

Цели:

  • повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с однородными членами, обращениями, вводными словами; повторить правописание личных окончаний глаголов; учить внимательному чтению произведений; познакомить с мастерством Н.В.Гоголя;
  • продолжить работу над развитием навыка нахождения ключевых слов, олицетворений в тексте, навыка взаимоконтроля;
  • продолжить работу по воспитанию любви к природе, к художественному слову, к русскому языку на материале предложенного отрывка.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, книги с повестью Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки со словами: пан голова, парубки, утопленница, звукопись, цветопись, неотделимость цвета и света, олицетворение, ландшафт.

Ход урока

I. Определить по ключевым словам, о каком произведении пойдет речь на уроке.

Объяснить значение слов: пан голова, парубки, утопленница.

(Пан голова – сельский староста.
Парубки – парни (из словаря Гоголя).
Утопленница – утонувшая.).

Карточки со словами размещены на левой стороне доски.

II. Сообщить эпиграф к уроку. (Эпиграф записан на доске с пропущенными буквами)

Н.В.Гоголь не пиш.т, а рису.т; его изображения дыш.т живыми красками действительности. Вид.шь и слыш.шь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выража.т у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В.Г.Белинский.

  1. Объяснить значение слов:
    рельефно – отчетливо, выразительно;
    тщетно – напрасно, бесполезно.
  2. Объяснить, как понято высказывание В.Г.Белинского.
    (В.Г.Белинский пишет о мастерстве Н.В.Гоголя, о том, что каждое его слово точно, выразительно).
  3. Из высказывания В.Г.Белинского выписать глаголы, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание личных окончаний.
  4. Объяснить постановку знаков препинания в сложных предложениях высказывания.

III. Работа с отрывком из повести «Майская ночь, или Утопленница» об украинской ночи. (Глава II).

  1. Прочитать отрывок. С какой интонацией он должен прочитан? (Интонация торжественно-патетическая, страстная, взволнованная).
  2. Найти ключевое слово отрывка. (Спит).
  3. Какие звуки чаще всего встречаются в тексте? Зачем автор употребляет их? Что это?
    (Использование одних и тех же звуков называется звукописью).
    На доске размещается карточка со словом «звукопись».
  4. Найти предложения соответственно схемам.
    Даны схемы к предложениям из текста:
    Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее.
    Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов.
    И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.
  5. Комментированное письмо названных предложений на доске.
    Обозначение в них орфограмм и пунктограмм.
  6. Записать слово «ландшафт» в тетрадь, найти его толкование по словарю.
    (Ландшафт - общий вид местности, пейзаж).
    На доске размещается карточка со словом «ландшафт».
  7. Какие слова, близкие к обозначению цвета, находит Н,В,Гоголь, чтобы нарисовать картину ночи? (Мрак, тень, темно-зеленые).
    На доске с пояснениями размещается карточка со словом «цветопись».
    (Первая часть сложных слов со значением относящийся к цвету).
  8. Часто у Н.В.Гоголя цвет неотделим от света. Докажите это.
    (Глядит месяц. Серебряный свет, серебряные владения, блестят при месяце, ослепительно вырезываются, светятся).
    На доске размещается карточка со словами: «неотделимость цвета и света».
  9. Какое изобразительное средство языка использует автор?
    (Олицетворение Неживые предметы, явления представлены как живые)..
    На доске размещается карточка со словом «олицетворение».
  10. Списать предложения, вставить подходящие по смыслу слова-олицетворения. (Предложения записаны на доске с пропущенными буквами и словами).
    Девственные чащи ч.ремух и ч.решен пугливо … свои корни в ключевой хол..д и изредка. … листьями. Весь л.ндшафт … .
  11. Сверить написанные предложения с текстом Н.В.Гоголя.
    Что вставили? (Олицетворения).
    Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

IV. Графический диктант.

Составить схемы предложений:

  1. Конечно, Н.В.Гоголь – мастер художественного слова.
  2. Тщательно работал писатель над текстом, чтобы добиться точности, ясности и красочности языка.
  3. Каждое произведение Гоголь перерабатывал несколько раз, а над первой книгой он работал особенно усердно.
  4. 4Ребята, вчитывайтесь в каждое слово Н.В.Гоголя, учитесь у него!

Взаимопроверка по записи на доске. (Схемы предложений записаны на обратной стороне доски).

V. Итоги урока.

Учащиеся еще раз прочитывают слова В.Г.Белинского, взятые для эпиграфа урока, и делают выводы о мастерстве Н.В.Гоголя.

(Н.В.Гоголь мастерски владеет словом. Он так описал украинскую ночь, что читатель легко представляет ее).

VI. Задание на дом.

Составить пейзажную зарисовку с использованием звукописи и цветописи,

(Примечание. Повесть Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» была предложена учащимся для внеклассного чтения.)

Интеграция уроков русского языка и литературы позволяет экономить время, так как дает возможность не дублировать материал, развивает творческую фантазию учащихся, обогащает их речь, повышает грамотность и читательскую культуру, воспитывает у подростков вкус и интерес к слову.

Литература

  1. Большая школьная энциклопедия. Литература. / В.Е. Красовский, А.В. Леденев, В.П. Ситников и др. – М.:Филологическое общество «Слово», АСТ, 1999. - 848 с.: ил.
  2. Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. / Н.В. Гоголь. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 544 с.
  3. Ожегов, С.П. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. - 944 с.