Урок по дисциплине "Экономическая и социальная география мира". Африка: территориальные различия (10-й класс)

Разделы: География

Класс: 10


Раздел: Региональная характеристика мира.

Тип урока: Урок обобщения знаний.

Цели урока:

  • Дидактическая: обобщение знаний по теме «Африка», выявление различий в экономико-географической характеристике отдельных стран Африки.
  • Развивающая: развитие общенаучных умений и навыков; умения анализировать картографические и статические материалы, давать краткую характеристику региона и отдельной страны; развитие познавательного интереса к изучению жизни в других странах.
  • Воспитательная: воспитание уважительного отношения к мнению других студентов, также к традициям и культуре разных народов.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Персональные компьютеры.
  3. Политическая карта мира.
  4. Географические атласы.
  5. Итоговая таблица территориальных различий Африки.
  6. Структурно-логические схемы.
  7. «Секретные ящики» с предметами, характеризующими отдельный регион Африки.
  8. Оценочный лист.
  9. Информационный материал урока на электронном и бумажном носителе.
  10. Лист рефлексии.

План урока:

1. Приветствие и целеполагание.
2. Обобщение изученного материала.
2.1. Работа с картой, определение местонахождения.
2.2.Систематизация представленного материала, работа над презентацией.
2.3. Заполнение итоговой таблицы. Защита презентации.
3. Закрепление знаний по теме «Африка». Работа со структурно-логической схемой «Лабиринт».
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание
6. Рефлексия.

Ход урока

1. Приветствие и целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Васильевна. Мне приятно, что мы сегодня будем вместе работать. Надеюсь, наше занятие будет интересным.

- Сегодня я предлагаю вам стать участниками популярного телепроекта. Посмотрите на экран, и вы поймете какого.

(на экране появляется заставка «Последний герой»)

- По условиям проекта все участники делятся на 3 команды и будут доставлены на один из континентов.

- Чтобы ваше путешествие было безопасным и максимально комфортным, вам очень пригодятся знания по географии, умение работать с различными источниками информации, а так же умение слушать своих коллег по проекту.

- Кроме того, в путешествии вас будут сопровождать ассистенты. Их задача: оценивать правильность выполнения заданий, сплоченность работы команды и представление дополнительной информации.

2. Обобщение изученного материала.

- Ну, что в путь?!

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, куда мы отправляемся?!

(на экране появляется заставка с видом Африки)

- Да, мы в Африке.

- А что вы знаете об Африке?

  • Какой климат преобладает?
  • Какой уровень социально-экономического развития?
  • Какие минеральные ресурсы добываются в Африке?
  • На какие регионы делится Африка?

2.1. Работа с картой, определение местонахождения.

- Итак, каждая команда доставлена в отдельный регион Африки. И первое, что вам предстоит сделать, это понять где вы находитесь.

- Сейчас каждой команде ассистенты вынесут «секретные ящики». Вы внимательно ознакомившись с его содержимым и воспользовавшись экономической картой Африки, определите в каком регионе Африки вы находитесь (1-2 мин.).

(каждая команда получает коробку с предметами, характеризующими один из регионов Африки)

- Итак, определились с выбором.

  • Почему так решили?
  • Что навело на мысль?
  • Что подсказало ответ?

2.2. Систематизация представленного материала, работа над презентацией.

- Молодцы, вы, верно, определили свое местонахождение.

- Теперь вы получаете дополнительную информацию конкретно о той стране, в которой вы находитесь. (Приложение 1)

- Ваша задача в течении 10 минут составить краткую экономико-географическую характеристику страны. Подготовить устный рассказ и презентацию на 3-4 минуты.

- Свой ответ аргументируйте с помощью предметов из «секретного ящика». А так же подготовьте карточки для заполнения итоговой таблицы. Чтобы быстро и успешно справится, с заданием четко распределите обязанности между членами команды.

- В вашем распоряжении 10 минут, пока звучит музыка.

2.3. Заполнение итоговой таблицы. Защита презентации.

- Время истекло. Сейчас мы выслушаем доклады всех команд. Ассистенты выполняют свою работу – оценивают рассказы команд, выставляя отметки в оценочных листах (Приложение 2), а остальные команды очень внимательно слушают соперников, это необходимо для прохождения следующего испытания.

Во время рассказов студенты заполняют итоговую таблицу на доске.

  Северная Африка Восточная Африка Южная Африка
Природные ресурсы      
Особенности населения      
Промышленность      
Сельское хозяйство      

(После каждого выступления слово ассистентам)

- Пока наши ассистенты подсчитывают общее количество баллов, я хочу обратить ваше внимание на таблицу, которая у нас получилась. Что она характеризует? Как ее можно назвать?

- Таким образом, благодаря отличительным особенностям разных регионов Африки вы и смогли определить свое местонахождение.

3. Закрепление знаний по теме «Африка». Работа со структурно-логической схемой «Лабиринт».

- Ну а теперь пора домой. И сейчас мы определим, кто каким видом транспорта сможет воспользоваться.

- Для этого я предлагаю вам «Лабиринт» из вопросов, пройдя который вы наберете дополнительные количества баллов для поездки домой.

(работа со структурно-логической схемой «Лабиринт») (Приложение 3)

-Какой ответ у вас получился? Ассистенты записывайте.

За ответ «а» - прибавьте 5 баллов;
За ответ «б» - 4 балла
За ответ «в» - 3 балла.

4. Подведение итогов урока.

- А сейчас слово ассистентам.

- Больше всех баллов набрала команда……… Вы отправитесь домой на суперсовременном самолете, бизнес – классом с правом обмена билета на « 5 » по географии.

- 2 место занимает команда…………. Вы отправляетесь тоже самолетом. Но условия перелета немного скромнее – эконом-класс с правом обмена билета на « 4 » по географии.

- 3 место занимает команда ………… Вам дольше всех придется добираться домой, на теплоходе, а затем по железной дороге. Но зато у вас будет возможность внимательнее изучить Африку.

5. Домашнее задание.

- Для тех, кто заинтересовался Африкой или желает улучшить оценку по этой теме, предлагаю обратиться к следующим источникам информации.

6. Рефлексия.

- Перед тем, как пройти на посадку заполните, пожалуйста, карточки, ответив на вопросы по поводу нашего путешествия.

Что на уроке было особенно интересно?                     
Что вызвало затруднения?  
Оцени по 5-тибальной шкале свой вклад в работу микрогруппы.  
Оцени работу своих товарищей по группе.  
Напиши слово (фразу), характеризующую твое настроение сейчас.  

-Спасибо. До свидания.