Программа работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Сказочная страна"

Разделы: Внеклассная работа


1. Вступление. (Актуализация проблемы)

Июнь – начало летних каникул. Дети устали от учебной нагрузки, внеклассных мероприятий, от школы и от любимых учителей. Почему же снова они идут в школу каждый день? Что их там ждёт? Ждут их интересные дела, походы, друзья и любимые учителя. Ждёт их летний лагерь, школьный лагерь. Или по народному площадка. Задача учителей – сделать отдых детей в школьном лагере содержательным, развивающим, воспитывающим, интересным. Мы надеемся, что развитый и воспитанный человек – в данном случае – наш ученик – не станет искать сомнительных друзей и развлечений. В рамках лагерной смены у педагогов появляется возможность управлять процессом неформальный взаимоотношений детей, коррективное отношение маленького человека к окружающей действительности и своему внутреннему миру. Ребёнок, уходя домой, продолжает жить жизнью лагеря: он получает задание к завтрашнему дню, информацию о том, что ждёт его завтра. К подготовке к новому дню можно подключить и родителей. Стиль общения учителя с учениками в лагере изменяется: больше доверительности, сотрудничества, “поворот лицом” к интересам ребёнка, меньше поучительного тона. Дети должны видеть в педагогах старших друзей и уверенных в себе организаторов; взрослые не должны спускаться до панибратства и попустительства, а действовать педагогически грамотно.

2. Пояснительная записка

В содержательном и методическом аспектах данная программа строиться на основах преемственности и развития результатов предыдущих смен. Программа состоит из следующих разделов:

  1. Вступление. /Актуализация проблемы детского отдыха в школьном лагере/.
  2. Пояснительная записка. /Краткая информационная справка о лагере и построении программы/.
  3. Концептуальные основы деятельности лагеря. /Положения, лежащие в основе составления и реализации программы, сюжетной линии /.
  4. Методические основы смены /Принципы, на которые опираются педагогический коллектив лагеря и ресурсное обеспечение реализации программы/.
  5. Цели и задачи /Цели деятельности лагеря : педагогические, функциональные/.
  6. Логика развития лагерной смены /Задачи, состоящие перед педагогическим коллективом, на разных этапах жизни лагеря/.
  7. Содержание воспитательной работы.
  8. Ожидаемые результаты. /В аспектах развития ребёнка, развития отряда, всего лагеря/.
  9. Заключение.
  10. Литература.

3. Концептуальные основы деятельности лагеря

Программа деятельности лагеря “Сказочная страна” представляет собой сюжетно-ролевую игру младших и средних школьников в виде путешествия по сказкам. Программа деятельности лагеря носит комплексный характер:

  1. включает в себя:
  • практическую ориентированную деятельность детей;
  • их творческую деятельность эстетического и познавательного содержания.
  1. нацелена:
  • на проведение ряда оздоровительных мероприятий с детьми;
  • на решение рода педагогических задач по воспитанию подрастающего поколения.

 4. Методические основы лагерной смены

Приоритетной основой работы лагеря является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень соуправления, т. е. совместной организованной работы воспитателей, вожатых и детей. Вся работа строиться на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.

А. Организационно-методическое обеспечение программы.

Начальник лагеря –
Старший воспитатель

Они руководят методической работой лагеря. Организуется Совет лагеря в который входят 2 – 3 вожатых и по 2 человека от отряда, всего 8 – 9 человек. Совет участвует в разработке и обслуживанию дел лагеря. Руководит Советом старший воспитатель. В отрядах работой с детьми занимаются учителя начальных классов. Вожатыми работают учащиеся старших классов, прошедшие школу вожатых.

В лагере работает библиотекарь, врач, фельдшер, спортивный организатор и музыкальный работник, руководители кружков, психологическая служба.

Работа строится по следующему режиму дня:

900 – приём детей.
915 – зарядка.
930 – линейка.
950 – завтрак.
1020 – коллективные дела, экскурсии, игры.
1300 – обед.
1330 – отрядные дела, игры на воздухе, спортивные и музыкальные часы, кружки.
1400 спортивные и музыкальные часы, кружки.
1445 – подведение итогов дня, линейка.
1500 – уход домой.

Составлен план работы на смену, где предусмотрены музыкальные, спортивные, библиотечные, игровые часы каждый день, экскурсионные и развивающиеся мероприятия. Отряды формируются по возрастам.

Б. Информационное обеспечение программы

В подготовительный период ведётся просветительская работа по организации лагеря и привлечению детей. Педагогический коллектив лагеря знакомится с его программой на смену.

Перед началом смены собирается родительское собрание, где родители знакомятся с режимом работы, с программой лагеря. Информируются о правилах техники безопасности и поведения детей в лагере.

В конце дня подводятся итоги проведённых дел, выпускаются молнии, ведутся дневники отрядов и дневник-альбом жизни лагеря.

В. Оздоровительное и санитарно-гигиеническое обеспечение программы

В лагере работает врач и фельдшер, которые обеспечивают необходимые медицинские осмотры и врачебную помощь. Через медицинский уголок ведётся санитарно-профилактическая работа. Прививаются детям санитарные нормы. Составляется Договор о совместной работе с детской больницей №21 по оздоровлению детей в физических кабинетах. Проводится ежедневная витаминизация детей. Проходят занятия по Л.Ф.К. под руководством специалиста. В плане работы лагеря предусмотрены ежедневные спортивные часы, проведение спортивных соревнований, турниров, олимпиады. Ежедневно проводится зарядка. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортзале. Каждый ребенок имеет личное полотенце, мыло, вторую обувь; для занятий ЛФК – коврик.

Г. Материально-техническое обеспечение программы

Для работы лагеря предоставляется 1 этаж начальной школы. Каждый отряд имеет свою классную комнату, туалет, умывальник, раздевалку. Имеется спортинвентарь, игровой инвентарь, видео- и аудиоаппаратура, аптечка первой медицинской помощи. На территории лагеря имеются игровые озелененные площадки. На территории средней школы – спортивные сооружения.

Д. Взаимодействие с заинтересованными организациями

В плане предусмотрено посещение кинотеатра “Рубин”, детского клуба им. Кирова и Дворца культуры, парка культуры и отдыха, “Закамск”, планетария, дома детского творчества, театров города, выезжающих в Кировский район

5. Цели и задачи

А. Цель функционирования лагеря

Организация детского отдыха и оздоровления в первый месяц летних каникул, помощь семьям, нуждающихся в социальной поддержке.

Задачи:

  1. Организация ресурсного обеспечения смены, необходимого финансирования.
  2. Привлечение в лагерь детей из малообеспеченных, многодетных, ассоциативных семей, опекаемых детей, детей-инвалидов, учащихся, состоящих на учете в ОППН.
  3. Обеспечение соблюдения норм охраны здоровья, безопасности, санитарно-гигиенических и других действующих правил и норм пребывания детей в условиях городского с дневным пребыванием детей.
  4. Обеспечение эффективного управления функционирования лагеря.

Б. Педагогические цели

  1. Приобщение детей к русской народной культуре, культуре и традициям Пермского края.
  2. Формирование художественно- эстетической культуры личности школьника.
  3. Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.

Задачи:

  1. Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих включать детей в творческую, спортивную, интеллектуальную, общественную деятельность.
  2. Создание гуманистического стиля взаимоотношений всех участников воспитательного процесса в лагере.
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практически ориентированной деятельности.
  4. Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему городу.
  5. Развитие духовности ребенка.

6. Логика развития лагерной смены

Это задачи, состоящие перед педагогическим коллективом лагеря на разных этапах его существования.

А. Подготовительный этап (апрель, май)

  • Подбор педагогических кадров; в основном сохраняется состав педагогов, работавших в предыдущих сменах;
  • Подготовка вожатых из учащихся 8–10-х классов, обучение их в Школе вожатых;
  • Разработка программы смены через работу творческого коллектива лагеря;
  • Посещение семинаров по подготовке к летнему отдыху детей, организуемых в районе и городе;
  • Материально-техническая подготовка летнего лагеря;
  • Оформление лагеря и отрядных мест;
  • Формирование состава детей по отрядам;
  • Проведение родительского собрания.

Б. Организационный этап (1, 2, 3 дни смены)

  • Знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и гигиеническими требованиями;
  • Воспитатели и вожатые приучают детей к доброжелательным и справедливым взаимоотношениям друг с другом и со старшими;
  • Осуществляется диагностика интересов и ожиданий детей;
  • Акцентируется внимание детей на возможностях саморазвития, совершенствования своих организаторских способностей в ходе смены и как итог – получение звания СКАЗКОВЕДА.

В. Основной этап (4–19 дни смены)

  • Реализация программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • Вовлечение детей в подготовку и проведение мероприятий, посвященных юбилею города Перми.
  • Работа по оздоровлению и физическому развитию учащихся;
  • Проведение мероприятий интеллектуального и художественно-эстетического плана.
  • Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих привлекать родителей.

Г. Итоговый этап (20–21 дни смены)

  • Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и самооценку;
  • Вручение дипломов, награждение детей;
  • Формирование мотива: добиться большего в следующей смене и активно проявить себя в общественной деятельности в своем классе.

Д. Послелагерный период

  • Сбор отзывов детей и родителей о смене;
  • Анализ работы лагеря педколлективом и задачи будущей деятельности школьной площадки.
  • Составить отчет в виде презентации.

7. Содержание воспитательной работы лагеря

Программа лагеря представляет собой сюжетно-ролевую игру в виде путешествия по сказкам. Герои путешествия – жители сказочных государств (отряды). Название царства – государства дают сами дети. Ребята побывают в гостях у Василисы прекрасной (конкурс девочек). Встретятся с русскими богатырями (конкурс мальчиков). Помогут построить Теремок (защита проектов отрядных уголков и их реализация). Побывают в “Гостях у сказки...” (театрализованная постановка сказки “на новый лад”). Попытаются одолеть злых пиратов и добыть клад (Спартакиада). Встретятся с веселыми медвежатами Топай и Чумбай (спортивная игра). Сразятся в интеллектуальной викторине, посвященной юбилею города, с лесными жителями: Бабой- Ягой, Кикиморой, Лешим..

Пройдут гуляния “Эх, Ярмарка...”, где дети вместе с родителями смогут не только погулять, но и показать свои таланты. И еще побывают во многих сказках, а все для того чтобы спасти Добрую сказку, которую похитил Кощей Бессмертный. Ведь добро обязательно должно победить зло.

Каждый ребенок в течение смены работает над своим “Я”: учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровее. Выполнение правила: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок, сделал зарядку – и сразу же приведи в порядок свою хатку” За этим строго проследит Домовенок Кузя.

Ребёнок не только учится видеть и понимать прекрасное, но и создаёт красоту своими руками, передаёт ей выбранными средствами изобразительного искусства, художественного слова, музыки, танца.

На кружках “Умелые ручки”, “Соловушка” детям помогут это осуществить.

8. Ожидаемые результаты реализация программы (в аспектах развития ребёнка, отряда, всего лагеря)

Проводится ежедневная оценка участия каждого ребёнка в коллективных делах лагеря, Дети имеют возможность получить жетон “Добринку”, которая позволяет проследить рост общественной активности, развитие физических, эстетических, вольных качеств детей. Создание условий для самореализация детей через участие в мероприятиях разного характера: спортивных, интеллектуальных, патриотических, трудовых, художественных.

Привитие навыков самостоятельности, ответственности, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Оздоровление детей.

В развитии отряда – высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач.

Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей.

9. Заключение

Лагерь работает не первый год. За это время сложилось немало традиций.

Педколлектив лагеря работает над развитием личности каждого ребенка, над выявлением его способностей, даже скрытых.

Любимые детьми конкурсы, фестивали, игры, спортивные соревнования в измененном виде проводятся каждый год.

В конце смены наиболее активным, преодолевающим себя детям вручаются Дипломы. Традиционным остается состав педагогического коллектива лагеря, который видит свою роль в том, чтобы формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать их коммуникативные и организаторские способности.