Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Класс: 2.

Цели:

  • закрепить умение обнаруживать орфограмму в корне слова;
  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки слов с безударными гласными парными по глухости-звонкости согласными в корне;
  • закрепить умение подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корнях существительных; использовать в работе памятки, карточки-помошницы;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Оборудование: Памятки и карточки-помощницы из учебника М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

«К тайнам нашего языка», 2 кл.; магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация для изучения нового.

Учитель. Ребята, сегодня с утра у нас в классе был Незнайка. Он написал на доске слова. Незнайка считает, что написал правильно. Проверим?

На доске: снек, зема, дуп, лисник.

Дети читают слова, исправляют ошибки.

Учитель. Ребята, чему нужно научиться Незнайке, чтобы не делать таких ошибок?

Дети. Находить орфограммы в корне, подбирать слова для проверки.

Учитель. Чтобы не быть такими же неграмотными, как Незнайка, закрепим эти умения сегодня на уроке.

II. Чистописание.

Учитель. Ребята, вспомните, что такое «орфограмма»?

Дети. Это «опасные места» в слове, где буквы «спорят» между собой.

Учитель. Посмотрите на доску. Чем отличаются буквы на верхней строчке от букв

нижней строчки? Что между ними общего?

На доске:

а, о, и, е, я
бп, вф, гк, дт, зс

Дети отвечают.

Учитель. Спишите с доски в тетрадь, не забывая о наклоне букв.

III. Работа по теме урока

1. Учитель. Какое место в слове является опасным для гласных? Для согласных?

Как найти опасное место в слове?

Дети отвечают, используя памятки [1].

Учитель. Спишите пословицу, подчеркните буквы на месте орфограмм.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Дети выполняют задание.

Учитель. Проверим, сколько вы нашли безударных гласных, парных по глухости­-звонкости согласных? Какие?

2. Учитель. Как узнать букву в корне слова?

Дети. Чтобы узнать букву в корне, можно подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое.

Учитель. Как мы подбираем однокоренные слова для названий предметов?

Дети. Называем предмет ласково, как маленький или, наоборот, как большой,

объясняем значение слова с помощью однокоренного.

На доске появляются карточки-помощницы [1].

Учитель. Спишите слова, вставляя нужные буквы. Перед каждым записывайте проверочное.

На доске: оши . ка, гря. ка, ули. ка, гр . знуля, ука. ка.

3.Учитель. А как изменить проверяемое слово?

Дети. Можно поставить проверяемое слово во множественное или единственное число; изменить «по команде» вопроса что? кто?; изменить «по команде» вопроса (много) чего? кого?

На доске появляются карточки-помощницы [1].

Учитель. Этот способ подходит для орфограмм гласных или согласных?

Дети. Этот способ подходит и для гласных, и для согласных орфограмм.

Учитель. Выпишите слова с орфограммами в два столбика: в первый столбик слова с безударными гласными, во второй - с парными согласными.

м . ста, чс. сло, фла., гр . чи, варе. ка, ча . ка, на к . не, по р . ке, на сле . , в буке .

Дети выполняют задание. Проверка.

Физминутка

Ребята, вы, наверно, устали. Пришло время отдохнуть. Я предлагаю покататься на поезде. Когда я подниму правую руку, тогда встанут и хлопнут в ладоши ребята, сидящие за партой справа, а когда подниму левую руку – сидящие слева. А когда я подниму обе руки вверх, то все закричат «Счастливого пути!».

Звучит запись песни «Голубой вагон». Дети выполняют проuзвольные двuжения под музыку, танцуют.

4. Учитель. Вот мы и дома. Ребята, а что вы увидели из окна поезда? Выберите и выпишите из словаря 5 слов, оставляя «окошки» на месте орфограмм. Над «окошками» покажите гласные буквы, которые «спорят» между собой.

Дети выписывают слова: береза, воробей, ворона, город, деревня, машина и др.

5. Учитель. Составьте с этими словами 3-4 предложения, связанных между собой по смыслу. Написать слова без ошибок вам поможет знакомая вам памятка[1].

Проверка. Дети зачитывают свои предложения.

IV. Итог урока.

Учитель. Что повторили, какое умение мы отрабатывали на уроке? Какой совет дадим Незнайке?

V. Домашнее задание.

Написать в тетрадь 1-2 пословицы или загадки, в словах которых есть безударные гласные и парные согласные в корне. Подчеркнуть эти орфограммы.

Литература:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
  2. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции 1-4.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.