План интегрированного урока (русский язык + чтение) по теме "Правописание и чтение слов с буквой "Ш" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛЬ: Закрепление умения читать и писать слова с буквой «Ш» и с ранее изученными буквами; закрепление умения применять правило «Ши пиши с буквой И»; развивать умение читать целыми словами, полно отвечать на вопросы, учить группировать слова, выделять лишние, прививать интерес к чтению, сказкам.

ОБОРУДОВАНИЕ: книги, рисунки учащихся, таблицы с буквами, рисунок Буратино; пазлы: Жи, ШИ, ПИШИ с И; кукольный театр (бабка, дед, внучка, дом); грамзапись песен Клары Новиковой «В мире много сказок».

Ход урока

Учитель: В мире много замечательных сказок, чтобы их прочесть – нужно знать грамоту. Сегодня мы отправимся в мир сказок, по пути продолжим знакомство с буквами. С каким звуком мы познакомились вчера?

Ученик: Познакомились со звуком [Ш].

Учитель: А что знаете об этом звуке интересного ?

Ученик 1: Он всегда согласный.

Ученик 2: Он всегда синий, не бывает зеленым.

Ученик 3: Он всегда твердый, как и [Ж].

Ученик 4: Этот звук обозначается буквой Ш (Ша). А еще я знаю, что ШИ пишется с буквой И.

Учитель: Замечательно. Посмотрим, как Миша, Диана, Алина, Маша и Владик справятся с заданиями у доски. Чтобы найти свое задание, нужно найти на доске половинку своей карточки, собрать пазл и выполнить задание.

Задание у доски:

  1. Ж Составить слова, используя буквы Ш А Ф Р А К
  2. И Написать имя сказочного героя, изображенного на рисунке (Буратино). Разделить на слоги, поставить ударение.
  3. Ш Написать слова во множественном числе, подчеркнуть слова, которые не переносятся:
    крыша – (крыши)
    груша – (груши)
    ухо – (уши)
  4. И Исправить ошибки: У МИШЫ МАШЫНА
  5. ПИШИ с И Составить слова из слогов: ШИ, ЛИ, МЫ, НЫ, ПИ

Учитель: Пока ребята работают у доски, мы послушаем замечательные слова человека, чей голос вы часто слышите в сказках, мультиках.

(Звучит грамзапись Клары Румяновой «В мире много сказок»).

Ах, как бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где все по-другому.

Это мечта девочки Алисы из страны чудес, а в этой стране, размечтавшись, можно быть и Железным дровосеком, и Страшилой, и девочкой Вафелькой, и Поросенком. С мечтой должны дружить и взрослые, и дети. На крыльях мечты можно унестись в чудесные страны, в сказки. В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.

Учитель: Кто знает, чьи это слова?

Ученик 1: Не знаем.

Ученик 2: Голос знакомый, но не знаю, кто это.

Учитель: Сережа, прочитай, как зовут эту известную артистку. (Запись на доске).

Ученик: Клара Румянова.

Учитель: Это портрет артистки и сказочные персонажи, которых озвучила Клара Румянова. Узнаете их?

Ученик 1: Да, это Чебурашка.

Ученик 2: А это мамонтенок Дима, который маму искал.

Ученик 3: Я вспомнил . Это Ежик, который летал на облаках.

Ученик 4: А еще ее голосом говорит Заяц из мультика «Ну погоди!».

Учитель: Молодцы. Вспомнили много сказок.

К нам в гости пришла девочка из нерассказанной еще сказки. (На доске - рисунок девочки в зимней одежде, которая держит на ладошке еловую шишку). Вам нужно будет сочинить дома сказку об этой девочке.

А сейчас поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Пять вещей на букву ША
(шуба, шапка, шарик, шнурки, шишка).

Записать в тетради названия этих предметов.

(Дети записывают самостоятельно).

На доске учитель открывает слова: ШАРФ, ШАПКА, ШУБА, ШНУРКИ, ШИШКА

Учитель: Проверьте, все ли эти слова у вас записаны, допишите недостающие. А какое слово вы считаете лишним?

Алеся: Я думаю, что слово ШИШКА лишнее, остальные слова – это одежда.

Влад: Я думаю, что ШНУРКИ, они тоненькие.

Миша: ШАРФ – это лишнее слово, в нем один слог, а в остальных словах два слога.

Диана: ШИШКА – это лишнее слово, там орфограмма ШИ.

Учитель: Замечательно. Вернемся к сказкам. (На доске слова: Пушкин, Шишкин, Маршак, Носов). Прочитай эти слова, Алина. Что вы хотели мне о них сказать?

Ученик 1: Это все имена собственные, это фамилии.

Ученик 2: А одно из них лишнее. Шишкин – это художник, Вы нам о нем говорили, а остальные – это писатели.

Учитель: Предлагаю посмотреть репродукцию картины Шишкина «Лесные дали».

Ученик: А еще Шишкин лишнее слово, там есть орфограмма ШИ

Учитель: А у меня лишнее слово – НОСОВ, в остальных есть буква Ш, а в этом нет.

Учитель: Молодец. А я о таком варианте даже не подумала. Это все известные русские писатели. Какие сказки этих писателей вы знаете?

Ученик 1: «Сказка о золотой рыбке» Пушкина.

Ученик 2: «Сказка о царе Салтане» Пушкина.

Ученик 3: Носов о Незнайке написал сказку.

Учитель: Это авторские сказки. Почему их так назвали?

Ученик: Их сочинил сам автор.

Учитель: А есть народные сказки.

Ученик : Потому что их сочинил народ, люди.

Учитель: Бывают русские, кабардинские, балкарские сказки; сказки других народов. Покажите, какую сказку вы читали дома и принесли на урок.

(Учащиеся показывают книги классу).

Учитель: Попутешествуем по вашим сказкам. Вы прочитаете отрывок сказки, а мы угадаем название.

(Несколько учеников читают отрывки из сказок и называют слова с буквой Ш, которые встретились в сказке).

Физминутка: 

Учитель: А сейчас мы отдохнем. Встанем и будем хлопать в ладоши, если встретилось слово со звуком [Ш]. Можно немножко и потанцевать под музыку. Клара Румянова исполнить нам песню Чебурашки. (Звучит песня Чебурашки в исполнении Клары Румяновой «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной…»).

Учитель: Можно сказки читать, а можно показывать их самим, у нас есть для этого кукольный театр. Девочки покажут отрывок из сказки, а вы должны угадать, о какой сказке идет речь.

Учащиеся: Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Маша. Позвали подружки Машу за грибами в лес. Маша и заблудилась. Пришла она к избушке, постучала в дверь и вошла.

Ученик 1: Это сказка «Маша и медведь».

Ученик 2: Так начинается еще сказка «Три медведя».

Ученик 3: В одной сказке медведь добрый, а в другой - они злые.

Учитель: А почему?

Ученик: Потому что в одной сказке Машенька прибралась в доме, и медведь ее не обидел, а в другой - она устроила беспорядок и разозлила этим медведей.

Учитель: Какой надо сделать вывод?

Ученик: Когда приходишь в гости, надо вести себя хорошо.

Учитель: Молодцы. Проверим теперь работу ребят у доски. Какое получилось из карточек правило? (ЖИ , ШИ пиши с буквой И).

Первый ряд проверяет первое задание, второй – второе, третий – третье; четвертое и пятое задания проверяем все вместе.

Ребята хорошо справились с заданиями, молодцы.

Посмотрите на эту запись.

(На доске: САШЫ У ШЫШКИ).

Ученик1 : Это слова, там нужно исправить ошибки. ЖИ, ШИ пишется с буквой И.

Ученик 2: Слово Саша пишется с большой буквы. Это – имя собственное.

Ученик 3: Можно составить предложение.

Учитель: Составьте и запишите предложение в тетради, подчеркните орфограммы.

Проверка работы.

Учитель: А вы можете сказать, о ком идет речь в предложении – о мальчике или девочке?

Ученик 1: Саша – это мальчик.

Ученик 2: А можно назвать и девочку Сашей.

Учитель: А как полное имя будет?

Ученик 1: Александр, Александра.

Ученик: Пушкина звали Александр Сергеевич.

Учитель: Молодцы. Найдите в предложении гласные и подчеркните их.

Ученик: Я нашла А, И, У.

Учитель: Какая лишняя?

Ученик: Лишняя И, потому что она смягчает согласные, если стоит после них, а А и У делают согласные твердыми.

Учитель: Много сказок мы читали, даже посадили свое волшебное бобовое зернышко, оно уже проросло; нарисовали рисунки к сказкам.

Всем нужно угадать, к какой сказке рисунок.

(Дети отгадывают сказки. Рисунки – на доске).

Учитель: Молодцы, хорошо поработали, попутешествовали по сказкам, много узнали интересного. А какую орфограмму нужно заполнить?

Ученик: ШИ пиши с буквой И.

Ученик: [Ш] всегда синий, твердый.

Учитель: Дома вы продолжите путешествие в мир сказок и сочините свою сказку о девочке Саше.