Профориентация: опыт, проблемы, перспективы

Разделы: Школьная психологическая служба


«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни»
С.Л.Рубинштейн

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  1. Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  2. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  3. Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  5. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.

Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессий.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали около 7000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий.

Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. При этом необходимо учесть, что

  • раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека.
  • Сейчас мы наблюдаем, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

При всей неповторимости каждой жизни и судьбы люди на конкретных этапах своего развития испытывают определенные воздействия на организм и психику, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых – критических – периодов нормального развития личности. «Кризис» в переводе с греческого обозначает – поворотный пункт, исход, решение. В этом смысле возрастной кризис понимается как резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях.

  • Какой Я?
  • Кем Я хочу стать?
  • Кем Я могу стать?
  • Какие у меня личностные качества?
  • Позволяет ли они мне стать тем, кем Я хочу?

Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встает проблема становления личностного и профессионального «Я».

Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис – переосмысление жизни, профессии и своего места в них.

Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа – ориентировочная реакция и развивающиеся потребности):

  • Дошкольное детство – интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника – непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
  • 1 – 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе
  • 3 – 4 класс – дифференцируется интерес к работе в школе (любимые – нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
  • Подростковый возраст – интерес к общественной жизни, приключениям, спорт.

Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития – первая из которых приходится на период обучения в школе, - это зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Поэтому работа по профориентации должна быть направлена в двух противоположных направлениях:

  • с одной стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – врач, учитель, шофер, продавец, телевизионный ведущий и т.д.)
  • с другой стороны помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план (для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора)

На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь:

  • Что такое профориентация?
  • Какова цель профориентации?
  • Необходимо осознать роль психолога-профконсультанта.

На следующем этапе достигаем понимания различия – что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее, при выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны:

  1. содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
  2. Динамическую – определенный темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д. (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор).

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А.Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

  • «человек – техника»
  • «человек – природа»
  • «человек – знак»
  • «человек – человек»
  • «человек – творческий образ»

Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж.Голланда, различают шесть психологических типов людей:

  • реалистический
  • интеллектуальный
  • социальный
  • конвенциальный (стандартный)
  • предприимчивый
  • артистический

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно определенному психологическому типу личности соответствует профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

В психологии выделяют четыре основные стороны личности:

  • социально-обусловленная сторона, направленность личности (мировоззрение, убеждения, потребности, мотивы, интересы, идеалы, целенаправленность, моральные качества и др.)
  • уровень подготовленности психических процессов (наблюдательность, память, воображение, особенности мышления, внимания, чувств и воли)
  • темперамент и другие биологически и физиологически обусловленные черты психики (подвижность, возбудимость, сила протекания психических процессов, задатки, черты вызванные физическими недостатками, болезненными отклонениями).

На следующем этапе необходимо выяснить уровень мотивации (стимулы ради которых человек готов приложить свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.

Продуктивность работы тесно связана с особенностями его темперамента. Поэтому необходимо познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь и индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков. В настоящее время установлено, что генотип – определяет границы возможностей человека, которые он может достичь, теоретически, а среда и воспитание определяют в какой мере эти возможности будут реализованы человеком практически.

Далее можно предложить определить свой профиль мышления.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления – индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности (творческие способности), является важнейшей характеристикой человека и определяет его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Тема профессиональной молодежи, достаточно популярная в научной среде в советские времена, на фоне всеобъемлющей либерализации начала 1990 гг. потеряла свой интерес. В условиях рыночной экономики каждый должен был самостоятельно устраиваться в жизни, полагаясь главным образом на собственные силы.

О профориентации вновь вспомнили несколько лет спустя. К этому времени на рынке труда сложилась интересная ситуация: с одной стороны, острая проблема безработицы, особенно среди молодежи; с другой стороны, нехватка представителей целого ряда профессий, в первую очередь рабочих. Перед общественностью встала задача сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Один из методов решения этой задачи – профессиональная ориентация школьников – будущих представителей тех или иных профессий.

В МОБУ СОШ №1 второй год проводится исследование на тему профессиональной ориентации школьников и по сравнению с прошлогодним оно имеет более широкие рамки: если первое исследование охватило лишь выпускников школы, то во втором принимали участие учащиеся 7, 9 классов.

Оба исследования проводились по одной схеме. В не выделились 5 содержательных частей:

  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность;
  2. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере;
  3. Выбор школьниками учебного заведения;
  4. Возможности реализации профессиональных планов учащихся.

Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность.

Ключевой момент исследования – это выяснения того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности впечатляет – более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп (плюс вариант «другое»).

Выбор профессии учащимися разных классов

(в % от опрошенных учащихся того или иного класса).

Профессии 7 кл, % 9 кл, % 11 кл, %
Инженер 6,2 9,3 19,5
Художественные специальности 30,5 26,3 13,4
Естественно-научные специальности 4,9 7,7 6,7
Экономические специальности 14,8 22,3 24,5
Социальная сфера 9,5 4,6 9,2
Гуманитарные специальности 15,4 16,1 15,9
Медицина 9,5 5,3 11,1
Юриспруденция 20,3 14,6 9,5
Военные и правоохранительные органы 7,2 5,0 4,2
Менеджеры 12,5 14,2 16,7
Программисты 13,4 14,6 9,7
Рабочие 6,5 18,0 4,2

Однако не все учащиеся осуществили свой профессиональный выбор. Многие либо сомневаются в нем, либо вообще еще не решили, какую профессию приобретут в будущем. Это касается не только 7 и 9-классников, но и выпускников, причем среди последних уверенность в выборе профессии практически не отличаются от прошлогодней ситуации.

Приложение 1 (фоторяд)