Роль проектной деятельности в формировании компетенции личностного самосовершенствования

Разделы: Общепедагогические технологии


Значительного внимания заслуживают сегодня процессы, которые обеспечивают приобретение компетенций. Направленность современного образования на результат, предполагает использование учителем не только и не столько инструменталистского подхода, сколько ориентируют на то, что компетенции не могут быть приобретены без погружения и серьезного взаимодействия с относящимися к областям знаний, в методы и опыт их получения. Введение в образовательную практику проектной деятельности помогает снять ряд проблем. Во - первых, данная деятельность направлена на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Во - вторых, ученик воспринимает знания как действительно нужные ему, личностно значимые в решении проблемы. При этом, следует учитывать опасность ослабления или упрощения взаимосвязей (информационной и методологической) областей знаний, необходимо помнить, что целое больше, чем сумма частей. Важно не забывать, что компетенция проявляется в субъективной деятельности и во многом зависит от целей преподавания. Направление образования в развитии компетенций в области "непривычных" умений находится в русле вовлечения индивидуума во взаимодействие с преподавателем/учителем и сверстникам и в области, где отношения являются благоприятными для плодотворного образовательного диалога и взаимодействия, что в полной мере и предполагает проектная деятельность. Перечень ключевых компетенций (по А.В. Хуторскому), который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

  • Ценностно-смысловые компетенции.
  • Общекультурные компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Коммуникативные компетенции.
  • Социально-трудовые компетенции.
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

Остановимся более подробно на характеристике последней из них и на конкретном примере покажем, как можно использовать проектную деятельность при ее формировании.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. Вовлечение человека в характеристические задачи педагогической практики, отражающей стандарты, которые бросают вызов человеку настолько серьезный, насколько образовательные требования выше его стартовых возможностей. Это включение проходит хорошо и ведет к развитию не только компетенций, специфичных для этой практики, но также нравственных качеств, если эта деятельность востребует учащегося не только как обучающегося в той или иной образовательной области, но и как личность.

Исследовательский проект "Организационно-педагогическая система профилактики вредных привычек у школьников старшего возраста".

Цель и основные этапы Содержание Формируемые умения
1 этап

Постановка проблемы, компоненты которой требуют решения

Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы.

На основании данной темы: "Организационно-педагогическая профилактика вредных привычек у школьников старшего возраста". Проектная деятельность включает обоснование актуальности избранной темы, обоснование задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой. При этом используются методы современной науки: методы теоретико- методологический сравнительный анализ моделирование, эмперический метод констатирующие и формирующие эксперименты), диагностический метод (пед. наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, флегматическая обработка результатов эксперимента

прогностические

развивающие

информационные

2 этап

Практически значимый или культурный продукт

Происходит конкретизация ведущих положений о профилактике вредных привычек у школьников старшего возраста, осмысление специфики и условий, которые обеспечивают её эффективность. В этот период получены основные теоретические результаты сформированные программой экспериментальной работы проективные

организаторские

перцептивные

коммуникативные

3 этап

Презентация продукта

Обсуждение полученных результатов, обобщение и обработка.

Завершилась работа по составлению презентации на данную тему изготавливались буклеты для старшеклассников, защищался проект

рефлексивные

В каждом случае учащиеся должны вводиться в проектную деятельность, в которой следует воплощать ее собственные способы ведения исследования и постановки вопросов, вероятных гипотез или интересных интерпретаций; представлять возможность проникновения в учебные ситуации, самостоятельной организации учащимся получения и обработки информации, создания творческих групп и определения своих образовательных перспектив, формирования различных образовательных контекстов и условий для выработки критического, направленного на решение возникающих проблем мышления. Введение этих компетенций в проектную деятельность создают педагогический и психологический контекст с учетом традиций формирования знаний с опорой на опыт субъектов образовательного процесса. Именно через эти формы введения и установления субъектно-значимых подходов к овладению материалом, закрепляющим интеллектуально-деятельностные умения, создаются условия для развития и освоения компетенций личностного самосовершенствования.