Методическая разработка урока литературного слушания в 1-м классе по сказке В.В. Бианки "Лесной колобок – Колючий Бок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) обучение восприятию литературного текста;
2) развитие способностей эмоционально откликаться на события, описанные  автором произведения;
3) воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;

Задачи:

1) познакомить с понятием “авторская сказка”;
2) учить называть произведение (находить фамилию автора);
3) выделять признаки сказки.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Слушание произведения В. В. Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок”

3. Беседа (первичное восприятие).

– Вам понравилось?

– Какой эпизод понравился больше? Почему?

– Что вы чувствовали – радость, огорчение, страх, когда слушали это произведение?

4. Моделирование обложки.

– Сейчас мы оформим обложку произведения.

– Что слушали? Докажите, что это сказка.

– Нарисуем заместитель.

– О ком эта сказка?

– Каким цветом закрасим круг?

– Обозначьте рамкой фамилию автора. Автор этой сказки В.В. Бианки. Он написал много сказок для детей о животных: “Теремок”, “Лесной Колобок – Колючий Бок”, “Мышонок Пик” и др. С большой любовью относился писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами.

– Сказки, написанные автором, называются авторскими или литературными.

– Обозначьте рамкой название сказки на модели.

– А как бы вы, ребята, назвали эту сказку? Почему? (ответы учащихся)

– Мы познакомились с авторской сказкой Виталия Валентиновича Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок”.

5. Работа с учебником:

– Откройте учебник “Литературное слушание” и найдите сказку.

– Кто сможет прочитать фамилию автора?

– А кто прочитает название?

-Рассмотрите иллюстрации.

– Какой из рисунков понравился больше? (ответы учащихся)

6. Работа над содержанием. Введение заместителей.

а) – Вспомните, как начинается сказка? (ответы учащихся)

Это старик, его заместитель – С, бабушка – Б, ёжик – Ё.

– С кем встретился ёж сначала? Волк – В, медведь – В, лиса – Л.. Чем закончилась сказка?

– Каким представляете ежа? (ответы учащихся)

– Чему учит эта сказка? (ответы учащихся)

– Какие пороки, недостатки у людей высмеивает автор? (ответы учащихся)

б) Построение цепочки событий:

С – Б – Ё – В--М – Л.

7. Чтение песенки из сказки.

а) чтение отрывка сильным учеником:

Я Лесной Колобок – Колючий Бок!
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл
От Медведя ушёл.

б) хоровое чтение этого же отрывка.

8. Инсценирование эпизода “Встреча колобка”…

9. Работа в тетради с элементами творчества.

– Нарисовать, каким вы представляете Лесного Колобка?

– Какую сказку напоминает произведение Бианки? (ответы учащихся)

– Чем отличается сказка Бианки от русской народной сказки “Колобок”? (ответы учащихся)

10. Итог урока.

– С каким новым произведением познакомились?

– Кто автор?

– Чему учились?

– Понравился ли вам урок?

Анализ урока

Сейчас мы работаем с произведениями из раздела “Мир сказок”. Это третий урок по данной теме. Мы слушали сказку Сутеева “Дядя Миша”, русскую народную сказку “Привередница” и сегодня встреча с новой сказкой В.В. Бианки “Лесной колобок – колючий бок”.

В начале урока была проведена работа с книгами– сказками. Дети смогли соотнести обложку книги с данной моделью, объяснить, почему это сказка. ( На этом этапе дети учились определять жанр произведения).

Когда ученики слушали сказку, я старалась создать атмосферу сказочности. Дети сели на стульчики, кругом, “глаза в глаза” и учитель выразительно читала сказку (на этом этапе отрабатывалась главная цель уроков литературного слушания – умение слушать).

После чтения была проведена первичная беседа на эмоциональное восприятие произведения:

– Вам понравилось?

– Что чувствовали? (на этом этапе отрабатывалась воспитательная задача– развитие у детей сопричастности и сопереживания к услышанному произведению).

Моделирование обложки (отрабатывалось умение определять жанр и тему произведения).

Работа с учебником (закреплялось умение работать с книгой, ориентироваться в ней, находить автора и название произведения)

Работа с иллюстрацией (дети еще раз откликнулись внутренним духовным миром на содержание сказки, подготовка детей к пересказу).

Введение заместителей, беседа по содержанию, составление цепочки событий (развитие речи и памяти детей, формирование навыка работы с заместителями).

Чтение. Присутствовало и самостоятельное чтение, и хоровое. Кстати, обучение чтению продолжается и на уроках литературного слушания.

Инсценировка сказки (на этом этапе отрабатывалось умение рассказывать, по возможности передать характер героев).

Творческая работа:

Попросила нарисовать ежика (на этом этапе развивалось воображение детей, мелкой моторики руки)

Итог урока: (дети самостоятельно пытаются подойти к итогу урока и ответить на вопрос учителя “Чему мы учились?”)

– Слушать.

– Рассказывать.

– Моделировать.

Учитель проводила разные виды деятельности с учащимися, старалась поддерживать их внимание.

В основу урока были положены здоровьесберегающие технологии. Благоприятный фон, прослеживался на протяжении всего урока. Цели и задачи, поставленные учителем, выполнены.