Правописание сложных имен существительных (урок русского языка в 6-м классе)

Разделы: Русский язык


Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.

Урок-исследование (с компьютерной поддержкой. Приложение 1)

Ход урока

1.

Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (слайд 2)

– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?

– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?

Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…

Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3)

– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?

Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4)

Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5)

Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6)

– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?

2.

А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.

Перед вами на слайде четыре слова(слайд7)

Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка

– Что объединяет все эти слова?

– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?

Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.

– А способ образования слов “бумажонкаи “мухоловкаодинаков?

Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ(слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)

Посмотрите на слово “спортзал”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово спортивный” – сокращено. Такие существительные мы называем СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.

Подведем итог на этом этапе нашего урока.

Если в слове корня два – это………(сложные слова)

Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)

Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные

Соединительные гласные в них…запрещенные.

Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!

3.

Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9) сложные существительные :Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель

– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?

– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?

Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.

Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е  
Слитно пишутся сложносокращенные слова  
Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д.  
Через дефис названия промежуточных сторон света  
Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных  
Через дефис географические названия  
Существительные с первой частью пол-
  • Через дефис
  • Слитно
 

Примеры будем подбирать из слов на слайде

– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)

Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)

Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!

Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!

После пол– имя собственное, буква “л” или гласная

Такие слова без дефиса писать опасно!

Если хочешь получить “ пять”,

Правило это ты должен знать!

4. Система закрепительных упражнений.

Упражнение№1Слитно или через дефис?” На листочках даны слова, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. Работу на данном этапе изучения материала можно организовать по группам.

(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.

Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд14).

(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.

5. Домашнее задание.

Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.

*Включить в диктант не отдельные слова, а словосочетания (для сильных учеников).

Для закрепления можно использовать упражнения № №140, 141,142 (Учебник для 6 кл./ М.М. Разумовская).

Презентация