Урок русского языка в 8-м классе по теме "Портрет как один из способов характеристики человека"

Разделы: Русский язык


Предисловие

Теме “Характеристика человека” уделяется большое внимание на уроках развития речи в 8 классе. В учебнике Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А., Дейкиной А.Д. “Русский язык. 8 класс” много внимания уделяется целенаправленному подбору текстового дидактического материала. В учебнике много текстов, в которых говорится о жизни и деятельности известных людей, об ученых, художниках и т. д. Тексты данного типа анализируются с точки зрения их содержания, стиля, структуры (в частности, отмечаются элементы характеристики). Анализ таких текстов не только обучает образцовому построению собственной речи, но и расширяет кругозор читателя, предлагает нравственные ориентиры для самовоспитания и образец для подражания.

На наш взгляд, в юбилейный год А.П.Чехова прекрасным материалом для подобной работы может послужить отрывок из книги К.И.Чуковского “Чехов” (Текст цитируется по: Чуковский К. Чехов//Чуковский К. Собрание сочинений в 2 т. Т.2 Критические рассказы. М, 1990. С. 219-227). Некоторые купюры внутри текста неизбежны из-за объёма материала и поставленных учебных задач.

Цели урока:

1) познакомить обучающихся с приёмами характеристики человека;
2) формировать умения:
а) выделения главного и второстепенного;
б) использования приёмов компрессии текста;
в) поиска необходимой аргументации;
г) высказывать своё отношение к проблеме в форме рассуждения.

Оборудование урока:

Портрет А.П.Чехова.

Выставка книг А.П.Чехова.

Распечатанный текст у каждого учащегося (см. Приложение)

Тетрадь по развитию речи

Ход урока

1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами познакомимся с портретом А.П.Чехова, созданным К.И.Чуковским. Чуковский считал Чехова одним из лучших русских писателей, восхищался им как человеком, умеющим преобразовывать жизнь, делать её лучше.

А какие из произведений А.П.Чехова знакомы вам? Какие факты чеховской биографии были известны вам до прочтения этого отрывка?

2. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать текст и составить его план.

(Примерный вариант:

  1. Равнодушие было чуждо Чехову.
  2. Человеку нужен весь земной шар.
  3. Чехов чувствовал горячую склонность к творческому вмешательству в жизнь.
  4. Переустройство жизни.
  5. “Землю изукрасил бы как девушку…”.
  6. “… если бы каждый из нас оставлял после себя…”.
  7. Поставил памятник Петру Первому.
  8. Не боялся чёрной работы.
  9. Создание общественной библиотеки в Таганроге.
  10. “Чтобы люди зажили умнее и счастливее”
  11. Наследие Чехова.

3. Работа с текстом

– Скажите, пожалуйста, какие микротемы вы выделили, создавая план.

– О каких новых сторонах жизни Чехова узнали, читая текст?

– Что поразило вас в биографии Антона Павловича Чехова?

– Как автор текста относится к своему герою, почему вы сделали такой вывод? (Обратить внимание учащихся на эмоциональность, использование разнообразных фактов)

– Определите стиль текста, какие задачи ставил перед собой автор? Узнавая новое в биографии Чехова, открыли ли вы для себя что-то новое в биографии К.И.Чуковского? Как созданный Чуковским текст характеризует самого автора?

– Какими средствами создаётся текст? Попробуем найти их и понять, зачем автор их использует.

(Использование различных способов аргументации: цитирование (источники: письма, рассказы, мемуары), привлечение чужого мнения, сообщение о различных фактах.

Пропедевтическое введение понятия “синтаксический параллелизм” – предложения 37-40.

Использование анафоры как средства, выражающего одновременность и равнозначность действий – предложения 17-21.

Приём градации как средство эмоциональной актуализации сказанного. Например, в предложении16.

Однородные члены предложения, создающие многогранность образа.

Сравнительные обороты, сопоставляющие явления.

Восклицательные предложения как средство эмоционального воздействия на читателя и восторга перед героем.

Обилие эпитетов.)

После прочтения отрывка из книги Чуковского у вас сформировалось собственное представление о Чехове. Выпишите, пожалуйста, из текста небольшой отрывок или цитату, которые отражают наиболее интересное для вас высказывание классика или описание факта из биографии А.П.Чехова.

Прочтите избранный отрывок, объясните, какая важная для вас мысль выражена в нём.

4. Задавание на дом. Итоги урока.

(Примечание: при возможности провести сдвоенный урок, лучше писать сочинение на втором уроке. Тогда дома нужно будет только отредактировать текст)

Напишите небольшое сочинение – портрет А.П.Чехова, включив в него собственные впечатления от прочитанных чеховских рассказов и факты, о которых вы узнали, читая книгу К.И.Чуковского. Если вам захочется прочитать книгу о Чехове полностью, вы сможете найти её текст в собрании сочинений К.И.Чуковского во 2 томе под заглавием “Чехов”. Есть и отдельные издания этой книги. Те, для которых использован другой вариант редакции, носят название “О Чехове”. В Интернете также существуют несколько электронных версий текста. Но хочется пожелать вам не забывать творчество не только автора этого текста, но и его героя и открыть свой мир Чехова.

Приложение