Урок русского языка "Развитие речи в 7-м классе по теме "Описание действий"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;
  • пробудить интерес к текстам-описаниям;
  • научить составлять текст с описанием действия и познакомить с одним из видов такого текста.
  • Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вход в тему и объяснение нового материала.

Слайд № 1

В течение всей жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает, оттачивает “тонны словесной руды”… Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов.

– Давайте вспомним, с какими типами речи мы знакомы?

– Какие виды текстов – описаний вам известны?

– Какова роль текстов – описаний в речи?

– Слова какой части речи преобладают в описании действий?

– Нужны ли нам для составления такого текста наречия? Почему?

– Какие тексты – описания действий человека вы подобрали дома? Давайте послушаем.

(Читаются два текста и обсуждаются, чей текст больше соответствует данному типу речи: описание действий человека. На интерактивной доске появляется слайд № 2, где изображена схема, показывающая три основные момента описания действия. Слайд поможет учащимся оценить правильный выбор текста-описания действия в домашнем задании, зачитанного на уроке).

Слайд № 3. Лесенка описания действий. Начинаем восхождение по лесенке от начла до вершины (итог работы), обсуждая данную цепочку действий на каждом этапе работы.

3. Работа с художественным текстом, включающим описание действий человека. (Отрывок из рассказа М. Горького “Коновалов”).

Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на его лопату, – я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев – пышных, румяных и высоких – не оказалось “притиска”, я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно исходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, “подъемистые”, в меру румяные. С тонкой хрустящей корочкой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне:

– Эх, какого красавца мы с тобой сработали…

И мне было приятно смотреть на <этого гигантского> ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, – как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

– Какие средства художественной выразительности речи использовал автор? (Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы)

– Какую роль выполняют данные средства художественной выразительности речи в тексте?

Рассмотрим синтаксический и лексический фон: особое внимание – на профессиональную терминологию и диалектное богатство текста.

4. Подводим итог работы с текстом и переходим к практической части урока (мастерская).

Слайд № 4.

– Итак, что же необходимо для создания успешной творческой работы? (слайд не исчезает с доски в течение всей работы).

– Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем действия мастеров, которые изготавливают самый популярный в нашей стране сувенир – матрешку. (Работа над сочинением – миниатюрой).

На столах – раздаточный материал: карточка со словосочетаниями.

Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:

1 группа: Действия мастера, изготавливающего форму матрешки из дерева.

2 группа: Действия художника, расписывающего фигурку матрешки.

3 группа: Действия работника технического контроля, оценивающего готовое изделие.

Мастер, изготавливающий форму матрешки

Художник, расписывающий фигурку матрешки

Работник отдела технического контроля, оценивающий готовое изделие

1

2

3

берет кусок дерева; готовит эскиз рисунка; рассматривает фигурку;
отмеряет; подбирает краски; разбирает матрешку;
накладывает лекало; находит нужные кисти; измеряет каждый предмет игрушки-сувенира;
обводит карандашом; рисует лицо; сравнивает с нормативами;
сверяет по чертежу; яркий сарафан; сопоставляет эскиз;
выпиливает форму; передник; ищет недостатки в работе (трещинки, пузырьки от лака и др.);
отделяет верхнюю часть от нижней; расписной платок; составляет акт;
вытачивает на станке; одевает в яркие одежды; ставит печать качества;
шлифует изображает русскую женщину; отправляет на упаковку;
делает игрушку объемной; (полой внутри); традиционный орнамент; заменяет бракованные изделия;
удаляет внутреннюю часть; в русских традициях; принимается за следующую;
обрабатывает деталь изнутри; покрывает лаком;  
устраняет древесные заусенцы; прорисовывает детали;  
доводит до совершенства; высушивает готовую матрешку;  
     

– Не забудьте добавить в свой текст наречия и художественные средства выразительности речи.

ИТОГ: Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – описание.

3. Домашнее задание:

Предлагается поработать с текстом, который подобрали дома к данному уроку. Необходимо выступить в роли критика и ответить на вопросы:

  1. Удалось ли автору создать текст – описание действий человека?
  2. Какие художественные средства выразительности речи, синтаксические конструкции, какую лексику использовал автор?
  3. В чем оригинальность этого отрывка?

Презентация