"В снежной стране". Устное сочинение и фантазирование, русский язык, 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели:

  • Закрепить приемы логического мышления, умения оценивать предметы с разных сторон, находить общие и отличительные признаков слов.
  • Развить чувство ритма и стихотворного размера, эстетического чувства, гибкость мышления.
  • Расширить словарный запас учащихся.
  • Научить работать в коллективе, прислушиваться к мнению товарищей.

Оборудование: рисунок замка, модели снеговиков, снежинок, льдинок, плакаты с названием темы урока, памятки для работы над сказкой, музыка Чайковского «Времена года», компьютер, магнитофон, картины зимней природы, снежинки-фишки, кроссворды.

ХОД УРОКА

Что делаю

Как делаю

Примечания

1. Оргмомент

 

 

 

 

 

2. Постановка темы и целей урока

 

Игра «Третий лишний»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Цель:

 

3. Стихотворная пятиминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Решение    кроссвордов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физминутка

 

6. Придумывание сказок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог работы

 

 

 

8. Оформление работ.      Домашнее задание

 

 

 

 

9. Игра «Хорошо – плохо»

Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок,
Урок наш необычный,
Праздничный и сказочный.
А закончится наш урок сюрпризом.

– Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони и улыбнитесь, пожелайте дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

– Не буду раскрывать секрет заранее,
А предложу вам такое задание:

 – Послушайте музыку и скажите, какое это время года? Какое состояние природы передали звуки музыки?

Дети: «Завывает холодный ветер, стонет злая вьюга, свистит метель».

– А эта игра называется «Третий лишний».

Слова на прогулку вышли,
Попробуй узнать, кто из них третий лишний
и объясни почему.

А, В, И
снежная, зима, вьюга
Россия, Италия, страна

– Какие слова стали лишними? (В, снежная, страна)

Это была для мысли разминка,
Мы с ней проложим в сказку тропинку.
Из этих слов выраженье составьте –
Тогда и тему урока узнаете,
И определите цель нашего урока,
Чему будем учиться
В снежной стране?

Будем учиться составлять новогоднюю сказку.

 

1) В этом замке заснеженном,
В зимней, вьюжной стране
Проживает волшебник.
Кто? Скажите-ка мне?

2) Дед Мороз свой дворец
Жемчугами украсил,
Серебристых узоров на стекла нанёс,
Чудесных подарков, забав приготовил,
Ждёт на праздник гостей он
В назначенный час.

– А вы, ребята, хотите попасть во дворец к Деду Морозу?
Пропуском к нему будут составленные вами стихотворные двустишия. Начало написано на экране, продолжение придумайте сами.

1) Мы утром в окошко взглянули на сад…
2) Тишина в лесу стоит…
3) Нам нравится морозная пушистая пора..
4) По улице гуляет Дедушка Мороз…

– Вот вы и вошли в замок Деда Мороза!

Чтобы узнать, кого еще пригласил Мороз к себе в замок, мы решим сейчас кроссворды из загадок самых разных.

№ 1

Вопросы:

1) Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.

2) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?

3) В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, веселый…

4) Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
5) Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

6) Подморозило вчера,
Налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы.

7) Что же это за девица?
Не швея не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

8) Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …

№ 2

Вопросы:

1) Подморозило вчера,
Налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы.

2) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?

3) В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, веселый…

4) Четыре раза к нам приходит дед.
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет
И снова все сначала повторяет.

5) Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос.
Все это делает …

6) Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.

7) Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.

8) Что же это за девица?
Не швея не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

9) Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …

№ 3

Вопросы:

1) Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.

2) Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?

3) Четыре раза к нам приходит дед.
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет
И снова все сначала повторяет.

4) Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …

5) Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.

6) Что же это за девица?
Не швея не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

7) Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.

После того, как дети отгадали кроссворды, они получают модели снеговиков, снежинок, льдинок.

 – У вас есть герои будущих сказок: снеговики, снежинки и льдинки. Придумайте о них сказки.
На столах у вас памятки, которые помогут в работе. Прочитайте их.

Памятка

1) Выберите начало для сказки:

  • Жили-были…
  • В одной далекой снежной стране…
  • В зимнем царстве, снежном государстве…

2) Назовите героев сказочными именами, опишите их внешний вид или характер.

  • Однажды…
  • Как-то раз…

3) Опишите случай, который произошел с героями. Не забудьте о том, что герои очеловечены и живут в волшебной стране.

4) В сказке обычно бывает добрый конец. Чем закончилась ваша сказка?

 

В конце урока каждая группа рассказывает сказку.

– Молодцы ребята, ваши сказки очень понравились Деду Морозу.

Ребята!
1) Вспомните, как назывался наш урок?
2) Какая у нас была цель?
3) Чему мы учились на уроке?
4) Что вам особенно понравилось делать на уроке?
5) Свои сказки запишите дома в тетрадках по развитию речи.
Подсчитайте количество снежинок, подумайте и оцените сами, как поработала ваша группа сегодня на уроке?

 

Запись даты, темы урока, «В снежной стране». Сказка (заголовок может быть свой.)

 

– Все гости уже собрались в замечательном замке Деда Мороза. Как вы думаете, какие угощения может предложить нам дедушка на праздник?

– Одним из главных угощений вы назвали мороженое.

Если ты решил мороженое
Съесть на улице зимой,
Хорошо это ли плохо ли?
Ты подумай, дорогой.

– Мороженое – это хорошо или плохо, объясните. Вы говорили, что когда ешь мороженое, можно нечаянно испачкать одежду. Как избежать этого? Что вы можете предложить?

– В самом начале урока я обещала сюрприз. Он здесь. Его принес для вас Дед Мороз.

– Урок окончен, спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

Слушаем музыку

 

 

 

 

 

На компьютере

 

 

 

 

 

На доске

На компьютере

На доске замок Деда Мороза

 

 

На компьютере строчки стихотворений

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа решает кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценки

 

Дома дети запишут сказку в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Раздаю мороженое