Работа с текстом публицистического стиля (по миниатюре Е.И. Носова "Вышивание крестом")

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • совершенствование умения анализировать текст публицистического стиля в единстве формы и содержания;
  • формирование культуроведческой, коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитание личности, бережно относящейся к отечественной культуре, к слову как неотъемлемой части русской национальной культуре;
  • воспитание уважения к чужому труду на основе прочитанного текста Е.И.Носова "Вышивание крестом".

Оборудование:

  • презентация с тезисами урока,
  • карточки с текстом Е.И.Носова "Вышивание крестом",
  • учебник А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи" М."Просвещение", 2008г. стр.243,258

ХОД УРОКА

На прошлых уроках вы расширили свои знания в понятии "публицистический стиль"; сегодня, работая на уроке, вы будете пользоваться своими знаниями и умениями в работе с текстом публицистического стиля. Я надеюсь, что вы проявите сегодня не только свои умения в работе с текстом, но и покажете свои ораторские способности, что тоже подчеркнет ваше умение работать с публицистическим стилем.

На доске написано название темы урока с пропуском одного слова: Русский язык как :часть национальной культуры русского народа", а также

презентация: четыре слова -

  • неотъемлемая
  • важная
  • нужная
  • необъятная

1. Орг.момент

2. Слово учителя: (объявление темы урока, наблюдение над языковым материалом) Начиная наш сегодняшний урок, я обращаю ваше внимание на его тему, в которой пропущено одно слово. Как вы думаете, какое из четырех предложенных слов полнее характеризует роль русского языка и его место в национальной культуре? (Ученики сразу исключают слово необъятная и важная, дискутируя по поводу того, какое слово - неотъемлемая или нужная - подходит больше; в конце концов останавливаются на слове неотъемлемая).

- Почему именно это слово? (слово нужная имеет значение "необходимая", "полезная", а само слово неотъемлемая обозначает то, что невозможно отделить от чего-либо, в данном случае от национальной культуры).

- Я согласна с вашим выбором. А что такое культура? Поскольку на этот вопрос трудно ответить однозначно, я выписала из различных словарей определение значения слова "культура". (Зачитываю выписанные из словарей определения значений слова, особо обращая внимание на то, что культура предполагает высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение): В данном случае - культура речи.

презентация:

  • высокий уровень чего-нибудь,
  • высокое развитие, умение

- Скажите, а связано ли такое понятие, как культура речи, с высоким умением высказываться, читать? Есть ли такое понятие - культура чтения? От чего культура чтения вообще зависит? (Учащиеся говорят, что культура речи связана с тем, что человек читает, а культура чтения связана с такими понятиями, как хороший вкус, чувство слова. Именно они помогают читателю отличить хорошую книгу от плохой, талантливое произведение от подделки.)

Итог первого этапа работы:

- Правильно, культура речи связана с чувством языка, с чувством слова. Тот читатель, который обладает чувством слова, становится как бы соавтором писателя. Его можно назвать талантливым читателем. А читать талантливо - значит читать вдумчиво, вчитываясь в каждое слово, привлекая творческое воображение.

Но как порой бывает трудно писателю подыскать нужное слово - высказать самое сокровенное, глубокое, донести до читателя свое мироощущение. "Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги:" Так говорит о писательском труде Е.И.Носов, человек, влюбленный в русское слово, бережно относящийся к его культуре.

Презентация: портрет писателя

- Сегодня мы работаем с миниатюрой Е.И.Носова "Вышивание крестом". На основе этого текста мы еще раз возвращаемся к понятию "публицистический стиль", попытаемся определить замысел автора в этой миниатюре и высказать свою точку зрения на проблему, поднимаемую автором. Как видите, наша задача - подготовка к ЕГЭ и совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения на предложенный текст.

3. (Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков)

Работа с текстом:

1. Чтение текста:

(1) Иное писание похоже на вышивание крестом.

(2) Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги.

(3) Слово - тот же вышивальный крестик.

(4) Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот - ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?

(5) Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. (6)Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя.

(7) Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.

(8) Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.

(9) Наверное, потому долго писал обыкновенной школьной ручкой с восемьдесят шестым пером, похожим на вышивальную иглу, и не обзаводился самописными орудиями строчкогонства.

Е.И.Носов

2. Работа по схеме-алгоритму:

1. Вступление:

  • тема текста
  • проблема, поднятая автором

2. Основная часть: Почему именно эту проблему поднимает автор в своей статье?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

  • Как главная мысль текста развивается далее?
  • Каково отношение автора к поднятой проблеме?
  • К какому выводу приводит нас автор?

3. Заключение: Свое отношение к поднятой проблеме

Аргументы (на основе жизненного и читательского опыта)

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

1. тема -

  • тайны мастерства
  • вот так появляются истинно художественные произведения
  • откровения Мастера

2. проблема, поднятая автором - "как наше слово отзовется?"

  • тяжелый труд писателя "по-другому не могу, не умею"

- Да, ребята, определяя тему текста, его проблему, мы приходим к мысли, что от уровня подготовки читателя, от того, насколько он владеет культурой чтения, духовно развит, от его филологической подготовки, зависит то, какие именно проблемы он сумеет найти при анализе текста.

Чтобы приблизиться к авторскому замыслу, попробуем определить, во имя чего создавался текст, попробуем найти ключевое слово.( Ученики говорят, что в данном тексте автор использует необычное сравнение писательского труда с вышиванием, и ключевым словом становится - "слово". Во-первых, именно слово должно увлечь читателя и повести за собой; во-вторых, слово отображает авторское мироощущение, самое сокровенное, что писатель хотел высказать в своем произведении, в-третьих, слово должно быть честным, сильным и не нести в себе "срочкогонства". Таково, на мой взгляд, значение слова Е.И.Носова. И об этом его некоторые произведения.

  • отрывок из миниатюры "О поэзии:"
  • отрывок из миниатюры "Главный лакмус"

- выводы о роли "слова": - тютчевская фраза " как наше слово отзовется" еще раз подчеркивает силу слова, его неотъемлемую связь с историей и духовной культурой народа. И поэтому мы говорим, что язык- это неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

3) ПРОСЛЕДИМ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

Для выражения своей точки зрения автор нашел такой необычный прием, как _________ писательского труда с вышиванием (на этом приеме построен не один текст у Е.И.Носова). Для убедительности своей теории он использует________(в предложении 2-3). Мастер слова, как искусница, должен быть внимателен при создании своего произведения, поэтому он так осторожно подбирает ________ к словам, которыми хочет заинтересовать читателя.

Некоторых писателей больше волнует количество написанного, а не качество. Именно для таких мастеров Евгений Иванович и вводит ___________ "строчкогонство".

  • фразеологизм
  • синтаксический параллелизм
  • вопросно-ответная форма изложения
  • сравнение
  • экспрессивный повтор
  • неологизм
  • литота
  • эпитеты

ИТАК, ПОНИМАЯ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ АВТОРА, ПЕРЕХОДИМ К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ:

4) Ваша точка зрения на проблему текста (приведите в доказательство аргументы, не менее двух) - сочинение-миниатюра (5-7 мин)

Зачитывание нескольких сочинений, высказывание аргументации о том, что слово - это неотъемлемая часть языка народа, в нем выражается национальная культура, культура чтения, которой мы продолжаем учиться на уроках русского языка и литературы.

4. ИТОГ УРОКА. Сегодня на уроке вы увидели глубокую связь русского языка и литературы как важнейшего явления русской национальной культуры. А литература, как искусство слова, требует талантливого писателя и талантливого читателя, обладающего высокой культурой, широким кругозором. Значение слова подчеркивали великие поэты: А.Ахматова, И.Бунин (звучит наизусть стихотворение: "Ржавеет золото:)

Закончить хочется урок словами доброго друга Е.И.Носова В.Распутина:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа - это самый надежный и чудодейственный инструмент национального спасения.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сочинение-миниатюра. "Мое понимание фразы "Богатый русский язык".