Урок систематизации и обобщающего повторения по алгебре в 9-м классе по теме "Прогрессии"

Разделы: Математика


Цель:

1. Систематизация и обобщение изученного материала.

2. Выявление структурного сходства в формулах n-го члена, суммы n первых членов, характеристического свойства арифметической и геометрической прогрессий.

3.Фомирование логического мышления учащихся при решении задач повышенной трудности.

4. Развитие навыков самоконтроля.

Ход урока

I. Устный счёт. Повторение теоретического материала. (10 мин.)

Запись на диске: Прогрессио - движение вперёд.

Слово "прогрессия" латинского происхождения (progressio), буквально означает "движение вперёд" (как и слово "прогресс").

При устном счёте используется таблица (Cлайд-1 презентации. Приложение 1)

  А В С D
1. an = n an = 2n-1 a n = 7-n an =
2. an = 2n an = n2 an = 2n an =
3. а1 = 5,

an+1 = - an

a1 = 10,

an+1 = an -1

a1 = 7,

a n+1 = an +1

a1 = 3,

an+1 = 2an

1. Дайте определение арифметической прогрессии.

2. Есть ли среди последовательностей столбца А арифметические прогрессии? Если есть, то укажите её разность.

1, d = 1; А2 , d = 2).

3. В чём состоит характеристическое свойство арифметической прогрессии, которое отражено в её названии?

(Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому последующего и предыдущего членов: an = )

4. Проиллюстрируйте это свойство на примере арифметической прогрессии

2 2; 4; 6; 8; 10; 12;...

6 = (4+8): 2)

5. Какими бывают арифметические прогрессии в зависимости от её разности d? Приведите примеры возрастающей, убывающей, постоянной арифметической прогрессий.

6. Дайте определение геометрической прогрессии.

7. Среди последовательностей строки 3 есть ли геометрические прогрессии? Если есть, то укажите её знаменатель (А3, q = -1; D3, q = 2).

8. Откуда произошло название "геометрическая прогрессия"? Сформулируйте характеристическое свойство геометрической прогрессии. Проверьте его справедливость для прогрессии D3.

(Каждый член геометрической прогрессии с положительными членами, начиная со второго, равен среднему геометрическому последующего и предыдущего членов:

bn =

D3 , 3; 6; 12; 24; 48;. ..

( 6= )

9. Демонстрируется слайд-2 презентации (Приложение 1):

  b1 > 0 b 1 < 0
q >1    
q =1    
0< q <1    
q < 0    

В каких случаях геометрическая прогрессия является возрастающей, в каких убывающей, в каких постоянна?

  b1 > 0 b 1 < 0
q >1 Возрастающая Убывающая
q =1 Постоянная Постоянная
0< q <1 Убывающая Возрастающая
q < 0 - -

10. Запишите формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий (2 ученика у доски).

( an = a1+d * (n-1)

bn = b1 * qn-1 )

11. Запишите формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий

(2 ученика у доски).

( Sn = * n;

Sn = ;

Sn = * n;

Sn = )

12.В каком случае можно найти сумму всех членов геометрической прогрессии? Запишите формулу для её вычисления.

( |q| < 1, S = )

13.Демострируется слайд-3 презентации (Приложение 1)

Задача очень непроста:

Как сделать, чтобы быстро

От единицы и до ста

Сложить в уме все числа?

Великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс вычислил в уме сумму всех натуральных чисел от 1 и до 100, когда ему было менее 10 лет.

1+2+3+...+50+51+...+98+99+100=101 * 50=5050

Объясните этот способ вычисления.

Пять первых связок изучи, -

Найдёшь к решению ключи!

  • 1+100=?
  • 2+99=?
  • 3+98=?
  • 4+97=?
  • 5+96=?

Давным-давно один мудрец сказал,

Что прежде надо

Связать начало и конец

У численного ряда.

II. Самостоятельная работа (10 мин.)

(Проверка умения применения учащимися формул арифметической и геометрической прогрессий).

Каждый учащийся получает каточку с таблицей, которую надо заполнить:

Вариант - I.

d n
3 -2 5    
q n
20   4 -2,5  

Решение:

1) = 3+(-2) * (5-1) = 3-8 = -5

S5 = * 5=-1 * 5= -5

2) -2,5 = 20 * q3 , q3= = -, q= -0,5

S4 = = = = = 12,5.

Вариант - II.

а1 d n аn Sn
-4 7   10  
b1 q n bn Sn
4 - 1/4 4    

Решение

1) 10 = - 4 + 7 * (n-1), S3 * 3 = 9

14 = 7 * (n-1),

2 = n-1,

n = 3.

2) bn = 4 * )3 = 4 * (- ) = -

S4 = = = = = 3.

(Проверка самостоятельной работы проводится по аналогичным таблицам, но с ответами. (Сайды -3 ,4 презентации. Приложение 1)

Учащиеся, которые выполнили работу раньше остальных, могут быть использованы в роли консультантов).

III. Сообщение учителя (3 мин.)

Структурное сходство арифметической и геометрической прогрессий иллюстрируется с помощью таблицы "Прогрессии" (Слайд 5 презентации. Приложение 1).

 

Вы изучали две прогрессии - арифметическую и геометрическую. Вспомним их определения (сразу оба). Обратите внимание, насколько похожи определения. Надо заменить сложение умножением, или наоборот, и из одной прогрессии, получим другую. Родство прогрессий становится ещё более заметным, если вспомнить их характеристические свойства.

an = bn =

Здесь тоже достаточно заменить сложение умножением, а деление на 2 извлечением корня второй степени, и из характеристического свойства арифметической прогрессии получается характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Сравним формулы n - х членов прогрессий.

Зная одну формулу, можно легко получить другую - надо лишь сложение заменить умножением и умножение заменить возведением в степень.

На связь между прогрессиями первым обратил внимание по-видимому, великий Архимед.

Сами по себе прогрессии известны так давно, что, конечно, нельзя говорить о том, кто их открыл. Ведь уже натуральный ряд 1, 2, 3, 4,..., n,.. есть арифметическая прогрессия с первым членом 1 и разностью, тоже равной 1. О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, косвенным образом свидетельствует предание о создании шахмат.

IV. Решение задач (22 мин.)

Сейчас мы решим с вами одну из древнейших задач на прогрессии.

Индивидуальное сообщение учащегося. Он тоже выступает в роли второго учителя.

(12 мин.)

 Древнейшая задача на прогрессии - не вопрос о вознаграждении изобретателя шахмат, начитывающий за собой двухтысячелетнюю давность, а гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус

этот, разысканный Риндом в конце прошлого столетия, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, ещё более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры. В числе арифметических, алгебраических и геометрических задач этого документа имеется такая:

Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвёртого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трёх остальных. Сколько нужно дать каждому?

Решение:

Количества хлеба, полученные участниками раздела, составляют возрастающую арифметическую прогрессию. Пусть её первый член х, разность - y. Тогда

Доля I-го - x мер хлеба;

  • II-го - (x + y);
  • III-го - (x + 2y);
  • VI-го - (x + 3y);
  • V-го - (x + 4y).

Sn = * n; S5 = * 5 = (x+2y) * 5

На основании условий задачи составляем следующие два уравнения:

 

 

1 меры получил 1 - й человек.

1) 1 + 9.= 10 - 2 - й человек.

2) 10 + 9 = 20 - 3 - й человек.

3) 20 + 9 = 29 - 4- й - человек.

4) 29 + 9 = 38 - 5 - й человек.

Ответ: Хлеб должен быть разделён на части: 1; 10 ; 20; 29 ; 38.

2. Упростите выражение

1986 * (19871991 + 19871990 +:.+ 19872+ 1988) + 1 (5 мин.) (у доски)

Решение:

Сафронова Вера Николаевна 103-910-256

1986 * (19871991 + 19871990 + :+ 19872 + 1988) + 1 = 1986 * (19871991 + 19811990 + : + 19872+ 1987 +1) + 1 = 1986 * + 1= 1986* + 1 = 19871992 - 1 + 1 = 19871992

Решите уравнение

2 + х + 1) + (х2 + 2х + 3) + (х2 + 3х + 5) +: + (х2 + 20х+39) = 4500

(с комментированием) - 5 мин.

Решение:

Слагаемые, стоящие в правой части уравнения, образуют арифметическую прогрессию с разностью d = х + 2. В этой прогрессии всего 20 членов (число нечётных чисел в последовательности 1, 2, 3,:, 39). По формуле для вычисления S20

найдём (х2 + х + 1+ х2 +20х + 39) : 2 * 20 = 4500,

2 + 21х + 40 - 450 = 0,

2 + 21х - 410 = 0.

D = 441 + 8 * 410 = 441 + 3280 = 3721 > 0,

х 1,2 = ( -21 + 61) : 4,

х 1= - 20,5,

х2 = 10.

V. Домашнее задание: задача

Задача:

В геометрической прогрессии ( bn ) сумма второго, третьего и четвёртого членов равна 7, а сумма четвёртого, пятого и шестого равна 28. Найдите

а) b6 + b7 + b8 ,

б) .

VI. Подведение итогов

Литература

1. Г.И. Глейзер "История математики в школе". VII - VIII классы - М., Просвещение. 1982.

2. Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов "Удивительный мир чисел" - М., Просвещение. 1986.

3. Я.И. Перельман "Занимательная алгебра" - М., Наука. 1991.

4. Л.Ф. Пичурин "За страницами учебника алгебры" - М., Просвещение. 1990.

5. "Математика в школе". №6 1990 год (Стр. 41-43). №2 1991 год (Стр. 61-62).