Общение — важный фактор воспитания

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Дети, привыкшие к критике, – учатся обсуждать,
Дети, враждебно воспитанные, – знают, как нападать,
Дети, в насмешке выросшие, - впитывают робость,
Много и часто стыдимые – с виною своею неразлучны.

Те, кто воспитан терпимостью, – постигают науку терпения,
Воспитанные одобряющим словом, –- умеют верить в себя!
Дети, взращенные похвалою, – умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью, – учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением, – живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом, – находят в мире любовь!

Для того чтобы ребенок умел общаться, необходимо самих родителей учить общению с детьми. Многие родители нуждаются в педагогических советах и профессиональной поддержке. Род. собрание – это место, где можно родителей поучить этому. Мы работаем над формированием ценностных ориентаций: Добро, Красота, Истина, и мы должны приобщать родителей к постижению законов мудрости. Для этого самому учитель необходимо говорить правильно, ясно, выразительно, тактично, ярко и увлекательно. Вот почему искренность и теплота, открытость и уважение являются непременными условиями, при соблюдении которых я нахожу в лице родителей не только партнеров. Но и единомышленников и друзей. Я сама люблю проводить встречи с родителями, готовиться к ним, т.к. после – всегда есть положительный результат. И явка в 1-2 классе более 100%. На род. собрание приходят папы и мамы, мамы и бабушки … идут всей семьей.

В работе с родителями использую как традиционные, так и инновационные формы. К инновационным отнесу формы:

  • родительские вечера
  • родительские тренинги
  • ринги
  • дни творчества детей и их родителей
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия
  • собрания диспуты, собрания отцов
  • педагогические мастерские
  • собрание праздник
  • презентация
  • собрание практикум, собрание консультация.

Основные формы работы с родителями можно просмотреть в таблице

На форуме мною была приобретена замечательная книга “Родительские собрания. Шаги к мудрости” - автор Вероника Николаевна Максимочкина. Богатый дидактический материал, содержащийся в пособии, новые формы работы с родителями интересны не только учителю, но и родителю. Поучительные сказки и притчи затрагивают ум и душу каждого участника воспитательного процесса. Благодаря предлагаемым рекомендациям родители вместе с педагогом смогут преодолеть трудности и сделать очередной шаг к мудрости.

Привлечение родителей к сотрудничеству в моем классе позволило достигнуть положительных результатов в обучении учащихся, создании положительного микроклимата в коллективе класса и культуре общения.

Мы все изучали педагогику, и, казалось бы, все это знаем, но сегодня мне хочется поделиться своим опытом работы. При общении с родителями учителю необходимо соблюдать правила эффективного взаимодействия:

  • Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать. Это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее! Проявляйте высокий такт в разговоре, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика! Исключайте жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения.
  • Не предъявляйте претензий к родителям.
  • Советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих потребностей и возможности семьи. Если педагог в какой-то ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
  • Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
  • Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах, не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Тематические консультации.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного и учебного плана. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов …

Примерная тематика консультаций для родителей:

  1. Ребенок не хочет учиться. Как помочь ему?
  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  4. Наказания детей. Какими им быть?
  5. Тревожность детей. К чему она может привести?
  6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  7. Грубость и непонимание в семье.
  8. Талантливый ребенок в семье.
  9. Друзья детей – друзья дома или враги?
  10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения.

Это интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. Подбирается литература, с помощью которой можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендуемую литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подхода к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера.

Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 3-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми, тематические вечера). Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  1. Год рождения ребенка – каким он был, этот первый год?
  2. Первые книжки ребенка.
  3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  4. Друзья моего ребенка.
  5. Праздник нашей семьи.
  6. “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
  7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  8. Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Беседа.

Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми. Использовать беседу с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны быть гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

Родительские тренинги.

Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включать в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг проводится, как правило психологом школы или человеком, который имеет право дать возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как “детские гримасы”, “любимая игрушка”, “детские игры” . Такие задания позволяют по новому взглянуть на взаимоотношения в семье, собственную авторитетность в глазах ребенка.

Родительские ринги.

Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребенка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ривизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Р.р. готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы. Вопросы выбирают сами родители. В ходе проведения р.р. по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальные родители в разговор не вступают, а лишь поддерживают мнение семей аплодисментами. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что она позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов:

  1. Плохие привычки – наследственность или влияние социума?
  2. Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?
  3. Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  4. Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  5. Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?
  6. Соблазны и пути их преодоления.
  7. “За” и “против” школьной формы.
  8. Нужны ли ребенку праздники?

Оcобенности общения родителей с детьми

Основой общения родителей с детьми является шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье и основывается он на герменевнической технологии. Его содержание примерно такое:

  1. Взять принятие.
  2. Добавить к нему признание.
  3. Смешать с определенным количеством родительской любви и доступности.
  4. Добавить собственной ответственности.
  5. Приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принятие ребенка.

Принятие ребенка – это проявление такой любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку, а за сам факт его существования в этом мире. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка - это признание его значительности в существовании семьи. Основой хороших отношений ребенка с родителями, их общения является признание ребенка родителями.

Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Признание невозможно без таких приемов как одобрение и похвала.

Из 26 моих второклассников – 16 ребят с уверенностью сказали о том, что родители их ласкают и говорят ласковые слова, остальные дети отметили, что родители считают их взрослыми и поэтому они против “телячьих нежностей”. Из всего класса только 15 смогли назвать ласковые слова, которыми родители общаются с ними, а 3 ребенка после постановки вопроса гораздо быстрее назвали различные бранные слова, которые используют родители в общении с ними.

Эти факты свидетельствуют о том, что в современной семье родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям. Но ведь без семени цветок на окне не вырастет!

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом – только тогда пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Очень важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Вот анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности. Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной с родителями. Из 23 моего класса детей – 14 сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной провести с детьми. На вопрос: “Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?” 20% от числа опрошенных учащихся ответили: “Мама и папа”,25% - “Мама”, остальные 55% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.

Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость. Вот она – витагенная технология воспитания.

Авторитет родителей – важная составляющая успешности общения в семье. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. На собрании был поставлен вопрос? “Допускаете ли вы возможность просить прощение у собственного ребенка?” Лишь в нескольких семьях утвердительно ответили мамы. Папы были застигнуты врасплох. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Вывод:

  1. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности,
  2. тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  3. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
  4. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью. Очень грустной и очень тоскливой.

Заканчивая, хочется сказать, что когда взрослеют дети, вместе с ними мудрее и опытнее становятся родители. Мы, учителя, должны оставаться верными педагогической концепции, заключающейся в том, что “зорко одно лишь сердце”.