Первоцветы

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Тип занятия: Закрепление и совершенствование знаний.

Возрастная категория: учащиеся начальной школы.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Цель: Овладение умением изображать цветы – первоцветы акварелью “по-сырому”.

Задачи:

  1. Познакомить с многообразием первоцветов, особенностями их изображения.
  2. Развивать навыки рисования акварелью “по-сырому”.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: фотоиллюстрации, карточки с изображением первоцветов; лист акварельной бумаги формата А3, кисть беличья № 4, 9, акварельные краски, баночка для воды.

Ожидаемые результаты: после проведения занятия дети должны знать названия первоцветов, особенности их изображения; уметь свободно зарисовывать первоцветы акварелью “по-сырому”.

Ход занятия

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Ребята рассаживаются по местам. Назначаются дежурные, которые раздают материалы, будут отвечать за чистоту рабочих мест в конце занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Вы многое научились подмечать в природе, просыпающейся после зимних холодов. Зима еще не закончится, а посреди последних островков снега что-то появится. Ребята, а что появится среди снега?

Воспитанники:

- цветы;

- подснежники.

Педагог: Правильно, ребята! Подснежник - это цветок первоцвет. И сегодня на занятии мы узнаем названия этих цветов, особенности их изображения.

II. Основная часть.

На доске вывешиваются фотоиллюстрации с изображением первоцветов.

Педагог: Посмотрите, ребята, на эти цветы (обращается внимание детей на доску). Это всё первоцветы: хохлатки, горицвет весенний, прострел, весенние крокусы.

Хохлатки, горицвет весенний, прострел можно встретить в дальневосточных лесах. Среди первых весенних цветов примечательны хохлатки – обитатели лиственных лесов, особенно дубрав. В самом начале мая косогоры и вырубки покрываются лиловым полушалком хохлаток. По форме и запаху цветы напоминают сирень. Цветет хохлатка очень не долго – при теплой погоде всего несколько дней.

Прострел – украшение соснового бора, склонов гор и диких степей. Стоит только настать теплым весенним дням, как сквозь прошлогоднюю листву пробиваются очаровательные темно – фиолетовые колокольчатые цветочки.

Научное название горицвета весеннего дано в честь Адониса – прекрасного юноши, превращенного богами в цветок. По склонам гор, на лесных полянах и опушках золотом горят эти цветы.

Весенние крокусы начинают цвести в конце апреля - начале мая. А это весенние крокусы. Они начинают цвести сразу после того, как растаял снег (с февраля по март). Он встречается в горах на высоте до 2700 метров и распространен в Альпах, Пиренеях, Юре, Центральном массиве, а так же на Балканах и Карпатах. Этот маленький цветок часто растет значительными группами и покрывает большие влажные луга. Среди белых весенних крокусов нередко можно встретить многочисленные фиолетовые цветы, а так же белые с сиреневыми прожилками.

Какие красивые цветы! А как же нам их нарисовать? Давайте я вам покажу. Попробуем нарисовать весенний крокус.

Педагог берет лист бумаги, карандаш, акварельные краски, показывает последовательность изображения весеннего крокуса.

Педагог: Сначала карандашом рисуем цветок, листья, стебель.

- Ребята, а как мы должны рисовать карандашом?

Воспитанники:

- тонкими линиями;

- нельзя сильно нажимать на карандаш.

Педагог: А почему нельзя нажимать на карандаш?

Воспитанники: Чтобы легко можно было стереть неправильные линии.

Педагог: Правильно, молодцы! Ну, а теперь, когда наш эскиз готов, намочим весь лист водой, будем рисовать акварелью “по-сырому”. Берем маленькую кисть и начинаем покрывать краской цветок, стебли, листья. Краска растекается, ничего страшного, так и должно быть. Когда цветы немного подсохнут, закрашиваем фон (то, что вокруг цветка). Не спешим, работаем аккуратно, чисто. И в конце, когда рисунок совсем подсохнет, дорисовываем тычинки, подчеркиваем более темной краской форму цветка. Вот такой красивый цветок – первоцвет получается. А теперь и вы попробуйте нарисовать его.

III. Практическая часть.

Ребята приступают к самостоятельному выполнению творческой работы. Педагог смотрит, как справляются воспитанники с заданием, помогает тем, кто затрудняется в чем-то.

После завершения практической работы оформляется выставка.

IV. Подведение итогов занятия.

Повторяется тема занятия, характеристика первоцветов, основные правила рисования акварелью “по-сырому”.

Проводится анализ творческих работ учащихся.

Приложение